|
ЛЕРУЛЕРУ (Leroux) Пьер (род. 1797 – ум. 1871) – франц. философ и экономист; последователь Сен-Симона. В 1824 основал журнал «Le Globe», печатный орган сенсимонистов. Позже пытался сконструировать собственную социальную систему т. н. христ. социализма, которую развивал в «De Egalite» (1838), «Refutation de l'electicisme» (1839) и др. Эта система представляла собой соединение пифагорийских и буддийских учений с учениями Сен-Симона, а также предполагала участие особой «религии человечества», основанной на солидарности и равенстве людей. Выступал против католич. церкви. После государственного переворота 1852 был изгнан из страны, долгое время жил на о. Джерси, где обнародовал свою социально-философскую поэму «La Greve de Samarez». Осн. произв.: «Опыт о равенстве», 1838; «О человечестве, его принципах и его будущем», 2 т., 1840. Философский энциклопедический словарь. 2010. ЛЕРУ (Leroux), Пьер (6 апр. 1797 – 12 апр. 1871) – франц. философ и социалист-утопист, один из основателей христианского социализма. Происходил из париж. мелкобурж. семьи. Был типографским рабочим. В 1824 основал журн. "Le Globe", ставший с 1830 органом сен-симонистов. В конце 1831 одновременно с Базаром вышел из сен-симонистской общины. Сотрудничал в ряде журналов. В 1845 основал журн. "La Revue Sociale". Во время революции 1848–49 Л. был избран членом Нац. собрания. Резко протестовал против кровавой расправы франц. буржуазии с пролетариатом в июньские дни, что впоследствии было высоко оценено Парижской Коммуной. Считая себя продолжателем Сен-Симона, Л. видел его заслугу и свою осн. задачу в разработке науки о законах историч. развития, о "порядке и организации" общества. Конечная цель развития человечества – равенство. К нему человечество поднимается, переходя от одной формы религии к другой. Резко критикуя католич. церковь, Л. полагал, что старое христианство должно быть отвергнуто. Новая "религия человечества" приведет к исцелению общества от всех мучающих его болезней. Осн. идея этой новой религии состоит в том, что рай должен осуществиться на земле. Революция конца 18 в. остановилась на полдороге; с начала 19 в. воцарился "новый феодализм", господствующим принципом стал меркантильный интерес. Общество резко делится на "третье сословие" и "пролетариат" (к нему Л. относил также нищих и крестьян-тружеников), стремящийся к ассоциации, организованному равенству. Число неимущих растет. Логика событий требует возврата к революц. традиции. И все же наиболее предпочтителен не путь раздоров и анархии, а путь взаимного согласия и гармонии. Осн. условие социального преобразования – преобразование моральное. Существующие политич. формы должны быть заменены новыми. Законодателем должно стать нар. представительство, к-рое внедрит в респ. учреждения принцип равенства. В будущем обществе тирания семьи сменится полной эмансипацией женщины, тирания гос-ва – самоуправлением самостоят. общин, тирания собственности – уничтожением бедности. Употребляя слово "социализм", Л. не всегда причислял себя к социалистам, разумея под ними школу Анфантена, приносящую индивида в жертву обществу. Л. мечтал о гармонии индивидуального и коллективного начал. В филос. взглядах Л. много мистического (учение о метампсихозе и пр.). Тем не менее его заслуга – критика эклектизма Кузена. Интерес представляют мысли Л. об иск-ве, в к-ром он видел художеств. выражение жизни, осуществляемое посредством символов (образов). Иск-во для иск-ва – "особый род эгоизма", плод неудовлетворенности художников окружающей их обществ. средой. Соч.: Refutation de l'eclectisme, P., 1841; De l'humanite, t. 1–2, 2 ed., P., 1845; Discours sur la situation actuelle de la societe et de l'esprit humain, v. 1–2, Boussac, 1847; Du Christianisme et de son origine democratique, Boussac, 1848; De la Ploutocratie, Boussac, 1848; De l'egalite, Boussac, 1848; Job, P., 1866; Malthus et les economistes, v. 1–2, P., 1897. Лит.: Плеханов Г. В., Утопич. социализм XIX века, Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957; его же, Франц. утопич. социализм XIX в., там же; Волгин В. П., П. Л. – один из эпигонов сен-симонизма, в сб.: Из истории обществ. движений и междунар. отношений, М., 1957; Гейне Г., Собр. соч. в 10 тт., т. 7, Л., 1958, с. 427; т. 8, Л., 1958, с. 174, 265–71; Marchal Р. F., P. J. Proudhon et P. L., P., 1850; ?hоmas P. F., P. Leroux, [P. ], 1904; Fidao-Justiniani I. E., P. Leroux, P., 1912; Mоugin H., P. Leroux, P., 1938; Evans D., Le socialisme romantique. P. L. et ses contemporains, P., 1948. A. Володин. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ЛЕРУ ЛЕРУ (Leroux) Пьер (17 апреля 1797, Берси, близ Парижа — 11 апреля 1871, Париж)— французский философ, один из первых последователей Сен-Симона. В 1824 основал газету “Глоб”, ставшую органом сенсимонистов, но в 1831, после того как главенствующее положение в ней занял ученик СенСимона Анфантен, отошел от нее и попытался создать свою собственную социалистическую систему своеобразного христианского социализма, идеи которого он развил в серии статей и брошюр, опубликованных в рамках “Новой энциклопедии” (1841, 8 тт.), а также в книгах “О Равенстве” (De l'egalite, 1839), “Опровержение эклектизма” (Refutation de l'eclectisme, 1838), “О Человечестве, его принципе и его будущем” (De l'humanite, de son principe et de son avenir, 1840). Леру говорит о человечестве как огромной живой ассоциации людей, которых от поколения к поколению объединяет вера и способность к совершенствованию. Между поколениями существует родство духа и тела, и каждое последующее поколение должно обогащать духовную почву, уже возделанную его прародителями. В рамках такого человечества не существует изолированного Я: каждый человек, обозревая свое прошлое, настоящее и предугадывая будущее, может сказать о себе Мы, каждый является тем, чтоон есть, только благодаря работе всего человечества, совершенствуясь, человек подготавливает наступление лучшего будущего — “мира равенства”. Идеи Леру оказали значительное влияние на становление и развитие католического социализма. Лит.: Gob/of J.-J. Aux origines du socialisme francais: P. Leroux et ses premiers ecrits. Lyon, 1977. M M. Федорова Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|