КУЗЕН


КУЗЕН
        (Cousin) Виктор (28.11.1792, Париж,— 14.1. 1867, Канн), франц. философидеалист и политич. деятель.
        Филос. взгляды К. формировались под непосредств. влиянием П. П. Руайе-Коллара и ?. ?. Мен де Бира-на и в целом носят эклектич. характер. К. утверждал, что все филос. истины уже высказаны, поэтому задача философии заключается лишь в критич. отборе истин из прежних филос. систем на основе «здравого смысла». К. боролся против сенсуализма и материализма, особенно франц. материализма 18 в. Он способствовал популяризации истории философии и развитию интереса к ней. К. принадлежат переводы Платона на франц. язык; он издавал соч. Прокла, Абеляра, Паскаля, Декарта и др. мыслителей. К. познакомил франц. читателей с философией Канта, Шеллинга, Гегеля. Маркс относил К. к числу «истинных истолкователей» «трезво-практического буржуазного общества» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 8, с. 120) и называл его «слабым эклектиком» (см. там же, т. 27, с. 376).
        Oeuvres, v. 1—16, P., 1846—51; Du vrai, du beau et du bien, Р., 1904!».
        ST э н Н., Франц. философия 1-й пол. XIX в., пер. с франц ПБ, 1896, гл. 4—8; Janet Р., V. Cousin et son oeuvre, P., 1885; Cornelius ?., Die Geschichtslehre V. Cousins unter besonderer Berucksichtigung des hegelschen Einflusses, Genera — P., 1958.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


КУЗЕН
(Cousin)
Виктор (род. 28 нояб. 1792, Париж – ум. 12 янв. 1867, Канны) франц. философ; с 1814 – профессор в Париже. Развивал эклектическую философию, учил, что все философские системы содержат как истинные и долговечные, так и неистинные и преходящие элементы. К концу своей жизни он обращается к картезианству в его психологически окрашенной и тем самым смягченной форме. Занимал позицию между двумя школами – выступающей против метафизики шотл. школы (Юл, Гамильтон) и опирающейся на метафизику нем. школы (Шеллинг и Гегель – «два знаменитых друга», «deux illustres amis» Кузена) – и был настроен против сенсуализма и материализма. Его осн. работа – «Cours de l'histoire de la philosophie», 8 v., 1815-1829.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


КУЗЕН
(Cousin), Виктор (28 ноября 1792 – 13 янв. 1867) – франц. философ-идеалист, эклектик, бурж. политич. деятель. Преподавал философию (1814–20) в Нормальной школе ("L'ecole Normal"); позднее – ее директор. В 1817–18 и 1824 посетил Германию, лично познакомился с Гегелем и Шеллингом. С 1828 – проф. философии в Сорбонне. Сторонник конституц. монархии, К. состоял при Луи Филиппе членом Гос. совета; пэр Франции; с 1832 – член Франц. академии, а затем Академии моральных и политич. наук. Страх перед революционными выступлениями пролетариата развеял либерализм К. и привел его к реакции. В 1840 К. – министр просвещения.
Проведенные им реформы преследовали реакц. цель сближения ун-тов с церковью, функций профессуры и жандармерии. Во время республики К. предложил свое перо Кавеньяку для борьбы против социалистич. идей.
Политич. и филос. взгляды К., формировавшиеся под непосредств. влиянием Руайе-Коллара, Мен де Бирана, были формой активной борьбы против бурж. идеологии того периода, когда она была еще революционной. К. утверждал, что все филос. истины уже высказаны прежними философами, поэтому философия не может претендовать на открытие новых истин. Задача философии заключается в критич. отборе истин из прежних филос. систем. Метод этого отбора также эклектичен, все должно быть подчинено "здравому смыслу", т.е. меняющимся требованиям жизни. К. способствовал популяризации истории философии и развитию интереса к ней. Ему принадлежат переводы Платона на франц. язык, издание соч. Прокла, Абеляра, Декарта и др. мыслителей. К. познакомил франц. читателей с философией Канта, Шеллинга, Гегеля, беря произвольно те или иные положения их систем (см. письмо К. к Шеллингу от 30 окт. 1829 в кн.: "Briefe von und an Hegel", Lpz., 1887, S. 384–86). К. вел борьбу против материализма, особенно франц. материализма 18 в., основой к-рого он считал сенсуализм Кондильяка. Все филос. системы К. разделял на четыре группы: сенсуализм, к-рый исходит из объектов ощущения; идеализм, к-рый все сводит к объективам разума; скептицизм, возникающий на основе противоречий сенсуализма и идеализма; мистицизм, в к-ром он видел единств. выход из сомнений разума, указывая на веру, основанную на чувстве. К. считал, что сенсуализм, идеализм, скептицизм и мистицизм являются одновременно и сторонами сознания. Поэтому история философии является постоянной сменой или сочетанием этих четырех систем; ум человеческий всегда колеблется между ними. Опираясь на идеи шотландской школы, соединяя их с положением Декарта "я мыслю, следовательно, я существую", К. считал, что знания включают в себя восприятия и идеи – концепции, при посредстве к-рых разум возвышается до абсолютных идей. Разум не есть способность только человека, он принадлежит богу и человечеству, служа посредником между ними. Разум приносит ".вести из неведомого мира, сообщая одновременно и идею его необходимости" ("Fragments philosophiques", в кн.: Oeuvres, v. 2, Brux., 1841, предисл., р. 38). В начальный период своей деятельности К. отождествлял бога с логосом Платона и Пифагора, затем стал утверждать, что "... каждая истинная философия имеет своим основанием таинства христианства" (там же, Brux., 1847, р. 37), подчиняя философию религии. Позднее в своей работе "Об истине, прекрасном и добре" ("Du vrai, du beau et du bien", 1836) К. стремился к растворению философии в религии. История, по К., представляет собой битву идей. Каждая нация является носительницей известных идей, к-рые создают великие личности.
Маркс относил К. к числу "истинных истолкователей" "трезво-практического буржуазного общества" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 8, с. 120) и называл его "слабым эклектиком" (см. тамже, т. 27, с. 376).
Соч.: Oeuvres, troisieme ser., t. 1–4, P., 1847; Oeuvres, ser. 3, v. 1–2, P., 1855; De la metaphysique d'Aristote, P., 1835; Cours de l'histoire de la philosophie moderne, deuxieme ser., t. 1–2, nouv. ed., P., 1846–1847; Philosophie sensualiste, nouv. ed., P., 1863; Philosophie ecossaise, 4 ed., P., 1864; Philosophie de Kant, 4 ed., P., 1864; Histoire generale de la philosophie..., nouv. ed., P., 1864; в рус. пер. – Кузенова курса истории философии. Лекция первая, "Московский телеграф", 1829, май, No 10; О великих людях, там же, февр., No 3; О главных родах систем философских, "Атеней", 1829, февр., No 3; О начале истории философии, там же, дек., No 23; О прекрасном и об искусстве, "Библиотека для чтения", 1845, т. 72, отд. 3.
Лит.: [Рец. ], Fragments philosophiques, par V. Cousin, "Моск. Вестник", 1828, ч. 12, No 21–22; Тэн И., Франц. философия первой половины ХIХ-го века, пер. с франц., СПБ, 1896, гл. 4–8; Кареев Н., Основные вопросы философии истории, 3 изд., СПБ, 1897; История философии, т. 3, М., 1941, с. 400–402; История философии, т. 2, М., 1957 (по указат. имен); Alaux J., La philosophie de M. C., P., 1864; Janet P., V. С. et son oeuvre, P., 1885; Simon J., V. Cousin, 3 ed., P., 1891; Barthelemy-Saint-Hilaire J., V. Cousin, sa vie et sa correspondance, v. 1–3, P., 1895; Ody H. J., V. Cousin, nouv. ed., Saarbrucken, 1953; Cornelius ?., Die Geschichtslehre V. С. unter besonderer Berucksichtigung des hegelschen Einflusses, Gen.–P., 1958.
Г. Зельманова. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


КУЗЕН
    КУЗЕН (Cousin) Виктор (28 ноября 1792, Париж— 13 января 1867, Канны) — французский философ, основатель философского течения эклектизма. Преподавал в ведущих учебных заведениях Франции — лицее Карла Великого, Эколь Нормаль и Сорбонне, министр общественного просвещения (1840), член французской Академии и пэр Франции. На формирование его взглядов большое влияние оказала философия Мен де Бирана, представителей шотландской школы и немецкой классической философии (в особенности Шеллинга и Гегеля, с которыми его связывали личные дружеские отношения).
    Эклектизм Кузена представляет собой попытку соединения различных философских доктрин (сенсуализма, идеализма, скептицизма и мистицизма). Философия его строится на основе психологии, поднимаясь затем до онтологии, утверждающей тождество бытия и мышления (“Истина, Прекрасное и Благо” — Du vrai, du beau et du bien, 1853). Соглашаясь с учением Канта о взаимоотношении априорного и опытного знания, Кузен принимал учение Мен де Бирана о тождестве личности с волей, подчеркивая, что человеческому сознанию изначально присуща спонтанность. Под влиянием Гегеля усматривал критерий истины в абсолютном разуме, получаемом индивидом от высшего Бытия.
    Свое учение о нравственности Кузен основывал на понятии свободы, существо которой он связывал с долгом, а ее основание видит в бессмертии души. Философия и религия выступают для него в качестве “двух бессмертных сестер”. Политическим идеалом Кузена была конституционная монархия, и он крайне негативно относился к революционным идеям и принципам всеобщего равенства (“Справедливость и Милосердие”, 1848).
    В своих курсах лекций и целой серии работ (“Курс истории философии”, в 5 т., 1841; “Курс истории моральной философии в 18 в.”, в 4т., 1839—42; “Философские фрагменты”, в 4т., 1826) Кузен выступил основателем историко-философской науки во Франции. Широкую известность ему принесли его исторические сочинения, в частности “Французское общество в 17 в.”, “Юность Мазарини” и др. Соч.: Oeuvres completes, v. l—16. Р., 1846—51. Лит.: Janet /'.V.Cousin et son oeuvre. P., 1885; Barthelemy Saint-Hilaire, V Cousin. Sa vie, sa correspondance, 2vol. P., 1895 ;0dy H.J. V.Cousin. Karlsruhe, 1933.
    M. M. Федорова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    двоюродный брат


Просмотров: 733
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “СИСТЕМА МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ»
  • БРЕНТАНО Франц
  • Брентано Франц
  • Брентано Франц
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • Галль Франц
  • Галль Франц
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • Кёниг, Франц
  • Роде, Франц
  • ФРАНЦ
  • ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь