|
КУДРЯВЦЕВКУДРЯВЦЕВ КУДРЯВЦЕВ Виктор Дмитриевич (род. 1828 – ум. 1891) – рус. философбогослов; носил прозвище Кудрявцев-Платонов (за пылкую приверженность Платону), доктор богословия (с 1873), с 1854 по 1891 – профессор Московской духовной академии, ученик Голубинского. Философия, по его мнению, есть наука о сущности, последнем основании и цели существующего; ею объединяются все науки, одушевляются, озаряются идеальным светом факты. Признавая началом познания и бытия идею всесовершенного Существа и рассматривая дуализ духа и материи как дифференцирование и поляризацию этой отличной от мира Высшей Силы, Кудрявцев как защитник системы трансцендентального монизма пытался заменить этим учением субстанциальный монизм материализма и идеализма, жертвующих то духом ради материи, то материей ради духа. Он критически относился к Канту, что выражалось гл. о. в неприятии кантовских доказательств бытия Бога; сочувственно – к философии Якоби , поскольку тот выдвигал элемент веры как способности познания сверхчувственного. Как и Соловьев , считал, что любовь есть истинное знание. С 1852 напечатал целый ряд работ по философии, гносеологии, естественному богословию, космологии и рациональной психологии. В его богословских работах речь идет об источниках идеи Бога, о религии, ее сущности и происхождении, о различных формах первобытной религии и о различных видах религиозного сознания, както: деизме, пантеизме, атеизме; значительное место отведено в статьях доказательствам бытия Бога. Все вопросы философии религии обстоятельно рассматриваются в духе православия. Осн. произв.: «Религия, ее сущность и происхождение», 1873; «Начальные основания философии», 1895; Собр. соч. в 3 тт., 1893-1894; «Введение в философию», 1901 (два последних соч. были удостоены Св. Синодом премии митрополита Макария). Философский энциклопедический словарь. 2010. КУДРЯВЦЕВ (К у д р я в ц е в - П л а т о н о в), Виктор Дмитриевич (3 окт. 1828 – 3 дек. 1891) – рус. философ-идеалист, православный теолог. Окончил Моск. духовную академию (1852), профессор этой академии (с 1857). Считая материю и дух проявлением бога как высшей творч. причины, К. называл свое учение системой трансцендентального монизма. Исходя из этих трех моментов – бога, материи, духа, К. делил философию на учение о безусловно сущем, или боге (естеств. богословие), учение об условно сущем, или мире физическом (космология), и учение о мире духовном (рацион. психология). По К., религия коренится в природе человека как осн. признак его социальности. Сочинения К. – пестрое смешение отд. положений идеалистич. учений Канта, Якоби, Гегеля и христ. теологов – имели большой успех среди духовенства, высоко оценивались нек-рыми славянофилами (в частности, Ю. Самариным), одобрялись офиц. кругами. Соч.: Соч., т. 1–3, Сергиев-Посад, 1892–94; Соч., т. 1, вып. 1–3, т. 2, вып. 1–3, 2 изд., Сергиев-Посад, 1898–1914; О единстве рода человеческого, в кн.: Прибавления к изданию творений святых отцов, ч. 11–13, М., 1852–54; Материалистич. атомизм, там же, ч. 26, М., 1880; Телеологич. идея и материализм, "Православное обозрение", 1877, т. 1–3, янв., март, сент. Лит.: Колубовский Я. Н., Материалы для истории философии в России, "Вопр. философии и психологии", 1890, No 4 (Приложение); Введенский А. [Ив. ], О характере, составе и значении философии В. Д. К.-Платонова, Сергиев-Посад, 1893. И. Балакина. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|