|
КАТОЛИЦИЗМКАТОЛИЦИЗМ обнаружившийся в общественном сознании со времени возникновения протестантства особый характер западноевропейской и ближневосточной церкви, который развивался с первых веков нового летосчисления и сохранился до наших дней. В западных странах этот характер четко выразили папы и собор в Триденте (1545-1563). Понятие католического появляется ок. 150 после Р. X. и свидетельствует о том, что, в противоположность др. толкованиям христианства, «повсюду» (греч. katholu) распространяются и должны быть признаны исходящие от апостолов предания. Классическая формулировка этой точки зрения называет «католическим» «quod ubique, quod semper, quod ad omnibus creditum est» (лат.: «что признается повсюду, всегда и всеми»). Поэтому католицизм стоит близко к естественной религии и consensus omnium. Несмотря на это, церковь уже издавна выступала против ереси (отклонение от осн. учений), гетеродоксии (отклонение от отдельных учений) и раскола (разделение церкви). Философия католицизма, Philosophia perennis, в настоящее время развивается неосхоластикой и неотомизмом. Католичес, кий (от греч. katholikos – всеобщий, всеохватывающий) – относящийся к рим.-католич. церкви. Философский энциклопедический словарь. 2010. КАТОЛИЦИЗМ (от греч. ???????? – всеобщий, главный, вселенский) – одно из трех гл. направлений в христианстве наряду с православием и протестантизмом. К. возник и развился в условиях формирования феодализма в Зап. Европе в противоположность православию, к-рое развивалось восточной, византийской церковью. Разделение христианства на западное (католицизм) и восточное (православное) направления завершилось разделением церквей в 1054. К. свойственна религ. нетерпимость, претензия рассматривать всех не-католиков как еретиков, заблудших или схизматиков, а католич. церковь как единственно истинную. Социально-догматич. основой К. является идея иерократии (власть духовенства), прикрываемая учением о теократии (букв. – боговластие), противоречиво сочетающемся с идеей христ. аскетизма. Особое значение идеи теократии отражает тот факт, что главным в деятельности К. на протяжении всей его истории неизменно оставались политич. задачи, какие бы конкретные формы в различных историч. условиях они ни принимали. Они всегда определяли собой отношение к религ. стороне католич. вероучения, его догме и культу. Среди этих задач К. первенствующей всегда являлась и остается поныне отстаивание особой роли папской власти и привилегированности духовенства. Как лит.-теоретич. основу К. использует концепцию Августина о "Граде божьем" и превращении церкви воинствующей в церковь торжествующую. Идея аскетизма, обращенная к массам верующих и внушающая им пренебрежение ко всему мирскому, играет на протяжении веков реакц. роль и является действенным орудием духовного порабощения масс. Из двух осн. видов источников христ. вероучения – Священного писания и Священного предания – К. фактически уделяет первое место преданию. При этом первостепенное значение К. придает решениям и суждениям пап. Социально-политич. смысл приоритета "предания" состоит в том, что благодаря ему К. получил возможность истолкования догм раннего христианства в соответствии с интересами господств. класса, менять их толкование в зависимости от изменяющихся социально-историч. условий. Особенность К. проявляется также в требовании беспрекословного соблюдения церк. дисциплины, к-рое обосновывается учением о единоспасающей силе церкви, заключающемся в том, что, поскольку все человечество "греховно по своей природе", спасение души может обеспечить только церковь, вне которой нет спасения. В этой же связи К. развил учение о роли божественного предопределения и свободе воли, согласно к-рому человек может найти путь к спасению только благодаря церкви и с ее помощью. Социальный смысл этого учения К. – в стремлении усилить прямую зависимость судьбы мирян от духовенства, укрепить представление об особой благодати, к-рой якобы наделено духовенство, благодаря чему оно должно пользоваться особыми социальными привилегиями. В связи с этим К. ожесточенно борется с исповедуемой нек-рыми христ. направлениями (см. Ереси, Кальвинизм) идеей об абс. предопределении к спасению или погибели, выводимой из понятия божеств, всеведения и тем самым снижающей роль духовенства, создавая представления о прямой связи между верующим и божеств. силами. Придавая исключит. значение утверждению об единоспасающей роли церкви, К. объявляет ересью даже идею о возможной на земле окончат. победе добра, т.к. в этом случае исчез бы смысл дальнейшего существования церкви. Осн. социально-догматич. положения К. были разработаны господствующим направлением ср.-век. философии, пытавшейся сделать догматику К. исходным моментом и основой всякого мышления и привести содержание всех наук "...в соответствие с учением церкви" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495). В борьбе с передовыми рационалистич. и материалистич. идеями религ.-схоластич. философия К. фальсифици-ровала учение Аристотеля, стремясь приспособить его к защите К. и феод. строя. Особую роль в выполнении этой задачи сыграл Фома Аквинский, пытавшийся в своих сочинениях создать всеобъемлющую систему католич. философии, охватывающую также проблемы гос-ва, экономики, права и морали. Именно это учение (см. томизм) было объявлено папой Львом XIII единственной истинной философией К. К. изображает всю историю человечества как борьбу за победу церкви, что практически означает борьбу за торжество папской политики, поскольку К. отождествляет церковь и папство, изображая папу преемником и наместником апостола Петра. Помимо признанных общехристианских догматов веры, К. устанавливает и новые, объявляемые им столь же обязательными для всякого верующего. Главный среди них: догмат о чистилище, связанный с учением об индульгенциях, о непогрешимости папы и т.д. К. придает особое значение внешней, обрядовой стороне культа: молитве, посещению мессы, исповеди и т.п. Все богослужение ведется на непонятном массам верующих лат. языке. Таинства и обряды объявляются действующими автоматически в силу самого соблюдения установл. формы, безотносительно к духовным устремлениям того, по отношению к кому данная культовая церемония совершается. Важной особенностью К. является свойственное ему понимание духовенства как особо привилегиров. обществ. группы, важной опоры господств. класса. Эта особая привилегированность духовенства, признававшегося в средние века первым сословием, была закреплена учением церкви о благодати, даруемой духовенству таинством посвящения. На протяжении веков духовенство играло роль сословия, монополизировавшего контроль и руководство духовной жизнью феод. общества. Особую роль К. придает и папской власти. В ходе борьбы папства за преобладание оно выступало с претензиями на мировое господство, как светское так и духовное (при Григории VII, Иннокентии III, Бонифации VIII), но в связи с возникновением централизованных гос-в оно потерпело поражение, временно превратившись в орудие королевской власти во Франции (1309–77), а затем пришло к глубочайшему кризису 15 в. и краху своего исключит. положения с эпохи Реформации. Тем не менее, борьбу за свою первенствующую роль папство продолжало и в новых условиях роста капитализма. Для борьбы с Реформацией и нар. движениями К., создает в 1540 орден иезуитов. В ходе обострения классовой борьбы и поляризации обществ. классов папство и К. становились все более необходимой опорой для реакц. сил буржуазии и с конца 19 в. делаются важным идеологич. орудием воинств. империализма. Эта новая роль К. получила яркое выражение в 1870, когда был провозглашен догмат о папской непогрешимости. Политика папы Пия IX, открыто провозглашавшего борьбу против прогресса и демократии, Льва XIII, продолжавшего эту борьбу, маскируя ее лозунгами рабочей политики, получила развитие в деятельности Ватикана и пап 20 в. вплоть до Иоанна XXIII. К. создал широкую, весьма разветвленную действенную систему. Гл. центром этой системы совр. К. является Ватикан с его многочисл. ведомствами (конгрегациями), дипломатич. и миссионерской службой, монашескими орденами, сетью учебных заведений, науч. учреждений, издательских предприятий, радио-, теле- и киностудий и т.п. В совр. мире К. открыто вторгается в политич. жизнь, пытается оказать влияние на междунар. отношения и политику гос-в, стремится к контролю над умств. жизнью и культурой нар. масс во мн. странах. Католич. пропаганда, искусно приспосабливающаяся к конкретным условиям, осуществляется с помощью католич. партий, профсоюзов, культурно-просветит., спортивных обществ и др. объединений. Создаются нац. и междунар. объединения этих организаций – "Католическое действие", "Мирской апостолат" и мн. др., призванные осуществлять политику К., направленную на отвлечение масс от классовой борьбы. Упорное отстаивание совр. К. позиций реакц. империалистич. сил объясняется не только историч. традициями, в силу к-рых католич. церковь всегда выступала как орудие реакции, но прежде всего прочными экономич., политич. и личными связями деятелей этой церкви с хозяевами совр. империалистич. мира, особенно амер. фин. капиталом. Источником обогащения католич. церкви остается до сих пор и спекуляция на религ. чувствах верующих: святые и юбилейные годы, места паломничества, индульгенции. Большие доходы получает церковь и от гос. субсидий, выплачиваемых ей в силу заключенных с рядом гос. конкордатов (Зап. Германия, Италия, Испания, Португалия, латино-амер. страны и др.). Реакционность совр. К. усугубляется его ролью и на различных участках идеологич. борьбы. За последние годы наблюдается растущая активность К., стремящегося оказывать свое идейное воздействие в области естеств. и обществ. наук, в художеств. лит-ре и в иск-ве. Можно констатировать изменение тактики К. в борьбе с наукой, примером чего явились выступления папы Пия XII по различным вопросам за последние 10 лет. На основе неотомизма, ставшего еще с конца 19 в. официальной философией К., церковь ищет возможности сделать совр. науку, под предлогом сотрудничества с ней, служанкой теологии, требует от науки служить укреплению веры и т.п. Те же требования выдвигаются К. перед иск-вом и лит-рой. В этой связи наблюдается возросшая активность К. в попытках фальсифицировать науку. Наряду с философией неотомизма в К. за последние десятилетия значит. распространение получили и субъективно-идеалистич. направления. Уже в начале 20 в. М. Блондель, А. Луази и др. развивали "новое учение", т. н. католический модернизм. Несмотря на резкую критику со стороны неотомистов и Ватикана, обвинявших модернистов в понимании бога только как феномена субъективного сознания и отказе от рацион. познания бога, в соответствии с учением Фомы Аквинского, воззрения модернистов получили дальнейшее развитие. В сер. 20 в. сформировался католич. экзистенциализм, выступающий в духе открытого иррационализма и мистики. Глава этого филос. направления Г. Марсель претендует на создание истинной религ. философии и открыто защищает религ. идеи и особенно католич. учение о смерти и бессмертии. Вся деятельность совр. К. определяется ненавистью к марксизму, освободит. рабочему движению, нац.-освободит. движению народов против империализма. Для осуществления своей антикоммунистич. деятельности, распространения этих идей в массах Ватикан создает множество нац. и междунар. организаций, как, напр., отряды патера Леппиха в Зап. Германии, "марианские" союзы, руководимые иезуитами ("Легион Марии", "Синяя армия Марии" и др.). Чрезвычайно возросла политич. активность К. за последнее время в странах Азии и Африки, где он поддерживает все стремления империалистов сохранить разваливающийся колониальный режим и всемерно препятствует развертывающейся борьбе народов за свое освобождение от остатков колониального рабства, пытаясь безуспешно использовать в этой политике методы католич. экспансии (миссионерство, создание кадров местного духовенства и т.п.). Огромные успехи мирового коммунистич. движения и тесные связи совр. К. с пмпериалистич. реакцией вызвали глубокий кризис в католич. лагере. Этот кризис развивается на базе все более общего кризиса религ. идеологии, к-рая вынуждена отступать и сдавать свои позиции одерживающей все новые победы передовой науке и науч. мировоззрению, проникающему в массы. Кризис в католич. лагере ознаменовывается отходом от политики Ватикана десятков миллионов католиков, в т.ч. духовенства и руководителей католич. организаций, прежде всего в странах нар. демократии (Венгрия, Польша, Чехословакия, ГДР) и в Сов. Союзе; трениями и конфликтами в руководстве церкви и крупных католич. организаций ("Католическое действие", орден иезуитов, Христианско-демократич. партия в Италии и т.п.); борьбой группировок в самом Ватикане. К. всей своей историей доказывает глубокую справедливость того осн. положения марксизма-ленинизма, к-рое рассматривает всякую религию как непримиримую и абс. противоположность науке, а "...все и всяческие религиозные организации..., как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса" (Ленин В. И., Соч., т. 15, с. 371–72). Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, М., 1952; его же, Развитие социализма от утопии к науке. Введение к английскому изданию, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1949; его же, Юридический социализм, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 1, М., 1937; его же, Франкский период, там же; Коровин ?. ?., Католицизм, как фактор современной мировой политики, М., 1931; Мэнхэттен ?., Ватикан. Католическая церковь – оплот мировой реакции, пер. с англ., М., 1948; Шейнман M. M., Ватикан между двумя мировыми войнами, М.–Л., 1948; его же, Идеология и политика Ватикана на службе империализма, [М. ], 1950; его же, Ватикан и католицизм в конце XIX – начале XX в., М., 1958; его же. Папство, М., 1961; Kiefl F. X., Katholische Weltanschauung und modernes Denken, 3 Aufl., Regensburg, 1922; Die Religion in Geschichte und Gegenwart, Hrsg. von K. Galling, 2 Aufl., Bd 3, Tubingen, 1959; Algermissen ?., Konfessionskunde..., 4 Aufl., Hannover, 1930; Steck K. G., Politischer Katholizismus als theologisches Problem, Munch., 1951; Loewenich W., Der moderne Katholizismus. Erscheinung und Probleme, Witten, 1956; Adam K., Das Wesen des Katholizismus, 12 Aufl., Dusseldorf, 1957; Mоllnаu К. ?., Aus dem Schuldbuch des politischen Katholizismus, В., 1958. Б. Рамм. Ленинград. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. КАТОЛИЦИЗМ КАТОЛИЦИЗМ (от греч. ????????? — всеобщий, вселенский) — одно из трех (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Окончательно оформился после разделения христианства в 1054 на два направления — западное и восточное. Католическое вероучение основывается на Священном Писании и Священном Предании. В качестве канонических католицизм признает все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Священное Предание образуют постановления 21 собора, официальные решения Римских пап. Признавая Никео-Константинопольский символ веры, принятый на I и II Вселенских соборах (325 и 381), другие решения первых семи общехристианских Соборов, католическая церковь ввела ряд новых догматов. Так, уже на Толедском церковном соборе (589) в символ веры было внесено добавление об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (лат. Filioque — “и Сына”), которое и послужило формальным предлогом к разделению. Католическое вероучение провозглашает церковь необходимым инструментом спасения, т. к. только она может восстановить утраченную вследствие первородного греха сверхприродную способность людей стремиться к высшей цели — Богу Церковь может возместить эту утрату с помощью т. н. сокровищницы сверхдолжных добрых дел, совершенных Христом, Богоматерью и святыми. Католическая экклезиология (учение о церкви) рассматривает церковь как божественное установление, сущность которого составляют единство, святость, католичность (всеобщность). Единство церкви покоится на учении Христа о Церкви как едином Теле Господнем, святость ей дает божественное происхождение. Будучи вселенской (католической), церковь распространяет свое влияние на весь мир. Учение апостолов о церкви и факт основания ее апостолом Петром придают ей апостольский характер. Католическая церковь представляет собой особый социальный институт, построенный по принципу строгой иерархии власти. Основу ее составляют три ступени священства (диакон, священник, епископ); низший уровень организации образуют установленные церковью субдиаконат и др. институты. Наряду с этим внутри церковной иерархии существует подразделение на два ранга: высший, состоящий из тех, кто получает свою власть непосредственно от папы (кардиналы, папские легаты, апостолические викарии), и низший, включающий тех, чья власть исходит от епископа (генеральные викарии, которые представляют епископа в выполнении его юрисдикции, и синодики, т. е. члены церковного трибунала). Главой католической церкви является римский епископ — папа, избираемый пожизненно специальным собранием коллегии кардиналов; одновременно он является главой города-государства Ватикан. Для всех католических священнослужителей обязательно безбрачие (целибат). Роль церкви как непременного посредника в деле спасения обосновывается также учением о таинствах, при совершении которых верующему передается божественная благодать. Католицизм, как и православие, признает семь таинств (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, брак, соборование), но в их понимании и совершении существуют различия. Таинство крещения в католичестве производится путем поливания водой головы крещаемого или погружения его в воду, в то время как в православии только погружением. Таинство миропомазания (конфирмация) совершается не одновременно с крещением, а по достижении детьми 7—12-летнего возраста. Помимо общего для христианских течений признания существования ада и рая, в 15—16 вв. в католичестве сформулирован догмат о чистилище — промежуточном месте пребывания душ умерших до окончательного решения их судьбы. В 1870 I Ватиканский собор провозгласил догмат о непогрешимости папы в делах веры и морали. Догмат о непорочном зачатии Девы Марии был принят в 1854, а в 1950— догмат о Ее телесном вознесении. Подобно православию, католицизм сохраняет культ ангелов, святых, икон, реликвий, мощей. Католицизм практикует пышный театрализованный культ, включающий различные виды искусства (росписи, фрески, скульптурные изображения, органную музыку и пр.). Важные позиции в католицизме занимает монашество, организованное в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит ватиканская Конгрегация по делам институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни. Философию католицизма составляет комплекс разнообразных школ и течений, таких, как неотомизм, католический спиритуализм, учения Ф. Суареса и Д. Скота, католический экзистенциализм, персонализм, тейярдизм и др. По своему генезису они представляют два направления: католический спиритуализм, экзистенциализм, персонализм своими корнями восходят к платоновско-августинистской традиции, ат. н. неосхоластические течения — суарезианизм, скотизм и неотомизм — к аристотелево-томистской. Наиболее влиятельным течением в католицизме является томизм — учение Фомы Аквинского, сумевшего на основе “христианизации” аристотелизма создать приспособленную к нуждам средневековой католической церкви универсальную философско-теологическую систему. Его главная особенность — стремление рационально обосновать католическую веру. Энцикликой папы Льва XIII “Aetemi patris” (Отцу вечному, 1879) обновленная философия Фомы Аквинского (неотомизм) была провозглашена вечной и единственно истинной. Отличаясь рядом преимуществ схоластической философии — системностью, синтетичностью, концептуальностью, широким арсеналом категорий и логических аргументов, неотомизм мог довольно конструктивно реагировать на новые явления современной культуры. Однако на II Ватиканском соборе (1962—65) монополия неотомизма в католицизме не была подтверждена, поскольку она препятствует использованию других, более дееспособных и современных философских систем. Сегодня неотомизм выступает преимущественно как “ассимилирующий неотомизм”, т. е. активно воспринимающий и приспосабливающий к потребностям католицизма идеи феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии, неопозитивизма и др. Громадное воздействие на становление философии католицизма оказало творчество Аврелия Августина (4—5 вв.). Августинизм, игравший в 5—13 вв. ведущую роль, сегодня представлен рядом неоавгустианских школ: философия действия (М. Блондель), философия духа (Л. Лавель, М. Ф. Шакка), католический экзистенциализм (Г. Марсель), активизм, персонализм (Э. Мунье, Ж. Лакруа, М. Недонсель). Эти школы объединяет признание достаточности внутреннего человеческого опыта для постижения окружающего мира; убеждение в непосредственно переживаемой связи человека с Богом; акцент на эмоционально-интуитивных средствах познания мира; особое внимание к проблемам отдельной личности. Что касается теологической системы католичества, то она первоначально также формировалась на основе трудов Августина, соединившего традиции патристики с идеями неоплатонизма. Со временем в католической теологии выявились новые тенденции: мистическое обоснование концепции Бога (Бернар Клервоский, Ф. Бонавентура), предельная рационализация процесса богопознания (П. Абеляр), теория “двойственной истины” (Сигер Брабантский и др.). Противодействуя этим тенденциям, Фома Аквинский в качестве допол нения к “сверхразумной теологии” (теологии откровения) разработал естественную теологию. Своеобразной формой эволюции католицизма стало появление т. н. “новой теологии”, которая, с одной стороны, связана с пересмотром традиционной догматики, созданием нового теоретического обоснования вероучения, с другой — с обновлением церковного социального учения. В рамках первой тенденции ряд ведущих теологов (П. Шооненберг, И. Борос, А. Гульсбош) при объяснении происхождения человека принимает за отправную точку не традиционную концепцию моногенизма (все люди ведут свое начало от одной пары людей — Адама и Евы), а теории эволюции и полигенизма. Вторая тенденция нашла свое выражение в появлении т. н. социальных теологии (теологии труда, теологии свободного времени, теологии культуры, теологии освобождения и др.); “социальные” теологии пытаются преодолеть традиционное для католичества противопоставление “земного” и “небесного”, а потому осуществляют поиски “сакрального” в различных сферах жизни социума. Официальное социальное учение католицизма, закрепленное в папских энцикликах, конституциях и в решениях соборов, стало формироваться в конце 19 в., и процесс этот продолжается. Его специфическая особенность проявляется не только в обосновании с позиций философии, социологии и этики, но и в обязательной теологической аргументации, апеллирующей к библейским текстам. В социальной доктрине католицизма отмечаются многочисленные проявления кризиса цивилизации: угроза существованию окружающей среды, разгул истребительных вооруженных конфликтов, терроризма, наркомании, кризис института семьи и т. д. Источник кризиса усматривается прежде всего в отрыве человека от Бога, предопределяющем ложное понимание Его сущности, в восприятии современной цивилизацией ценностей светской, а не христианской культуры. Церковь волнуют земные проблемы. Подчеркивая сугубо религиозную природу своей миссии, она расширяет свое участие в их решении, о чем свидетельствует создание социальной программы, многочисленных институтов, обществ, комиссий. Современная католическая церковь (свыше 1 млрд верующих) имеет своих приверженцев в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, Польше, Венгрии, Литве, странах Латинской Америки. На территории СНГ католики проживают преимущественно в западных областях Украины и Белоруссии. Католические приходы действуют и в России. Лит.: КазановаА. Второй Ватиканский собор. М., 1973; Теияр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987; БиффчД. Я верую: Краткое изложение католического вероучения. Милан, 1992; Любак А. де. Католичество: социальные аспекты догмата. Милан, 1992; Мунье Э. Что такое персонализм. М., 1994; ЖильсонЭ. Философ и теология. М., 1995; Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995; МаритенЖ. О человеческом знании.— “ВФ”, 1997, ?5, с. 106—117; Blondel M. Le Probleme de la philosophie catholique. R, 1932; KiingH. Strukturen der Kirche. Freiburg, 1963; Lavelle L, Science. Esthetique. Metaphysique. P., 1967. См. также лит. к ст. Августин, Фома Аквинский, Неотомизм. Ф. Г. Овсиенко КАУЗАЛЬНОСТЬ — см. Причинность. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|