|
ГЕГЕЛЬЯНСТВОГЕГЕЛЬЯНСТВО — в узком смысле — филос. школа, оформившаяся в Германии под влиянием философии Г.В.Ф. Гегеля в период его жизни и непосредственно после его смерти. Г. в широком смысле включает и т.н. неогегельянство, т.е. различные формы абсолютного идеализма, возникавшие в ряде стран в 19 — пер. пол. 20 в. под воздействием гегелевской философии. В любом случае Г. следует отличать от многообразных форм опосредованного влияния гегелевской философии на европейскую и амер. филос. мысль в целом. Г. делится на правогегельянство (старогегельянство), левогегельянство (младогегельянство) и своеобразный центр. Сами названия введены Д.Ф. Штраусом, который свою позицию обозначил как «левую», ортодоксальную позицию К.Ф. Гешеля и К.А. Габлера — как «правую», а воззрения К.Ф. Розенкранца отнес к «центру». Разделение было введено для более строгой интерпретации и дальнейшей разработки проблемы отношения Гегеля к религиозной и теологической проблематике. Правогегельянцы интерпретировали гегелевские идеи как совместимые с христианством, т.е. в теистическом ключе. Левогегельянство двигалось от пантеистической интерпретации к материализму и атеизму. Исторически гораздо более значимым оказалось левое крыло Г. — А. Руге, Б. Бауэр, Штраус, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс и др. При этом неправильно считать, что неогегельянство располагается лишь между полюсами буквальной консервации системы (старогегельянцы) и ее опрокидывания (младогегельянцы). Наряду с ортодоксальным сохранением метафизической логики (как у старогегельянцев Габлера и Вердера) были попытки ее дальнейшей разработки. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ГЕГЕЛЬЯНСТВО идеалистич. филос. течение, исходившее из учения Гегеля и развивавшее его идеи. Возникло в Германии в 30—40-х гг. 19 в. В спорах по ре-лиг. вопросам внутри гегелевской школы выделилось неск. направлений. Т. н. правогегельянство трактовало Гегеля в духе протестантской ортодоксии (К. Гё-шель, Г. Хинрихс, Г. Габлер), рассматривая его филос. систему как рациональную форму богословия. Оппозиционное левое Г., или младогегельянство (А. Руге, Б. Бауэр и др.), отрицало религ. мотивы учения Гегеля и подчёркивало решающую роль личностного, субъективного фактора в истории (противопоставляя его гегелевскому мировому духу). Промежуточное положение занимало «ортодоксальное» Г., стремившееся сохранить учение Г. в его «чистоте» (К. Михелет, К. Ро-зенкранц и др.). Критика младогегельянства была дана в работах К. Маркса и Ф. Энгельса «Святое семейство» (1844) и «Немецкая идеология» (1845—46). По пути преодоления младогегельянства пошли Гейне в Германии, Герцен и Белинский в России. Дальнейшее развитие Г. вышло за пределы собственно гегелевской школы. Возрождение интереса к Гегелю в бурж. философии 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. вызвало появление в различных странах многообразных течений т. н. неогегельянства. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ГЕГЕЛЬЯНСТВО философское течение, исходившее из учения Гегеля и развивавшее его идеи. Школа Гегеля распалась в Германии на правое, теистическое, крыло (Гёшель, Дауб и др.) и радикальное левое крыло, младогегельянцы (Руге, Бруно Бауэр, Фейербах, Штраус и др.). Для истории гегельянства большое значение имели основанные в 1838 Руге и Эхтермейером «Галльские ежегодники», в которых сотрудничали младогегельянцы; с 1841 они назывались «Немецкие ежегодники по вопросам науки и искусства», а в 1843 были запрещены. Промежуточную позицию между правыми и левыми занимали К. Розенкранц, И. Э. Эрдман и др. Маркс и Энгельс диалектический метод Гегеля взяли за основу своего материалистического понимания истории (см. Материализм исторический). Во Франции начало гегельянству было положено Кузеном и, без прямой ссылки на Гегеля, развивалось Тэном, Ренаном, Гамеленом, Андлером и др. После долгого перерыва «Феноменология духа» Гегеля вместе с философскими работами молодого Маркса начинает играть важную роль во франц. духовной жизни. Гегельянство в Англии берет свое начало с поэтического произв. Стирлинга «The secret of Hegel» (1865); к этому направлению принадлежали Бозанкет, Мак-Таггарт, Холдейн (виконт Клоанский), Бейли и др.; в США – Гаррис, Ройс, Боун. В Италии гегельянство было широко распространено, начиная от Джоберти и Росмини до Джентиле и Кроче; было оно распространено и в России, где неразрывно связывалось с духовной стороной революционного движения. Большое значение имело гегельянство также у небольших слав, народов, в Скандинавии и Голландии. Ни один нем. мыслитель, даже Кант, не имел такого продолжительного влияния на др. нации, как Гегель. Возрождение идей Гегеля началось в 20 в. Философский энциклопедический словарь. 2010. ГЕГЕЛЬЯНСТВО термин, употребляющийся в истории философии для обозначения идеалистич. течений, исходивших из учения Гегеля. Течения эти возникли в Германии в 30–40-х гг. 19 в. Внутр. противоречивость философии Гегеля сделала возможным ее использование различными партиями в их политич. и идеологич. борьбе. Прусская монархия (Фридрих III) использовала его консервативную систему, к-рая оправдывала деспотизм, полицейское гос-во. Оппозиция к прусскому гос-ву находила в диалектике Гегеля идеи, вооружавшие на борьбу против феод.-абсолютистского строя. Споры в лагере гегельянцев сосредоточились вокруг религ. учения Г., но в условиях подъема освободит. движения накануне революции 1848 реальным содержанием этих споров были политич. проблемы, касающиеся абсолютистского гос-ва и религии как его духовной опоры. "...Путь политики, – писал Энгельс, – был тогда весьма тернистым, поэтому главная борьба велась против религии" ("Людвиг Фейербах...", 1955, с. 13). Часть гегельянцев стала на путь трактовки учения Г. в духе христ. ортодоксии. Они составили лагерь правогегельянцев (Гёшель, Гинрихс, Габлер). Будучи реакционерами в политике, они унаследовали от Гегеля лишь его идеалистич. систему и, отбросив диалектику, истолковывали философию Гегеля как рациональную форму богословия, используя его тезис о тождестве религии и философии. Д. Штраус своей книгой "Жизнь Иисуса" (т. 1–2, 1835–36, рус. пер. 1907) положил начало левогегельянскому (или младогегельянскому) движению, хотя сам примкнул к "центру" (Розенкранц, Михелет). Штраус пришел к выводу, что все мифич. рассказы о Христе суть продукты бессознат. творчества нации или крупной религ. общины. Левые гегельянцы (Руге, Б. Бауэр, Фейербах и др.) выступили против ортодоксально-религ. истолкования учения Гегеля. Б. Бауэр, состоявший сперва в лагере правых гегельянцев, в работах 1840 и 1841–42 дал критику взглядов Штрауса, считая, что евангельские рассказы являются преднамеренными измышлениями отд. лиц. Атеизм младогегельянцев покоился на идеалистич. мировоззрении и в силу этого не был последовательным. Религиозный "... спор между Штраусом и Бауэром, – писал Ф. Энгельс, – ...разросся до вопроса о том, что является главной действующей силой во всемирной истории: "субстанция" или „самосознание“" (там же). Б. Бауэр, будучи выразителем бурж.-радикальной идеологии, защищал права "самосознания", подчеркивал решающую роль субъективного фактора в истории, приходил к противопоставлению "критической личности" "некритической массе" и отрицанию объективной историч. закономерности. Маркс и Энгельс подвергли идеализм младогегельянцев критике в "Святом семействе" (1844, изд. 1845) и в "Немецкой идеологии" (1845–46, опубл. впервые 1932, рус. пер. 1933). Материалистич. критику гегелевской философии дал Фейербах, вышедший из среды левых гегельянцев. Его "Сущность христианства" (1841, рус. пер. 1861) была поворотным пунктом в нем. философии 40-х гг. Но Фейербах вместе с идеализмом реакц. системы отбросил и диалектику Г. По пути прогрессивной переработки идей Гегеля пошли революц.-демократич. мыслители: в Германии Г. Гейне (см. Ф. Энгельс, там же, с. 6), в России Герцен, характеризовавший диалектику Гегеля, как "алгебру революции" (Собр. соч., т. 9, 1956, с. 23), Белинский, Чернышевский. Со 2-й пол. 19 в. наблюдается возрождение интереса к философии Гегеля в Англии. Стирлинг, Грин, Керд, Брэдли использовали философию Г. для борьбы против материализма и дарвинизма в естествознании, а также для обоснования религии. Г. имело своих представителей и в России (Редкин, Б. Чичерин). Фальсификацией гегелевского теоретич. наследия явилось неогегельянство, возникшее в конце 19 в., извращавшее философию Гегеля в духе иррационализма. В двадцатых годах в СССР у ряда работников обнаружилась линия на своеобразное возрождение Г., на подмену революц. материалистич. диалектики Маркса идеалистич. диалектикой Г. (см. Меньшевиствующий идеализм). Этот рецидив Г. был подвергнут всесторонней критике. Лит. см. при ст. Гегель. М. Овсянников. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ГЕГЕЛЬЯНСТВО ГЕГЕЛЬЯНСТВО — школа учеников и последователей Гегеля в Европе в 1-й половине 19 в. Наиболее значительным было гегельянство в Германии, где различалось старшее поколение (“старогегельянцы”, “правые”) и младшее (“младогегельянцы”, “левые”). “Старогегельянцы” (Г. Габлер, К. Гешель, К. Дауб и т. д.) выступили с интерпретацией гегелевской философии в ортодоксально-религиозном духе. “Младогегельянцы”, организационно оформившиеся во 2-й половине 30-х гг., переосмыслили основы гегелевской доктрины, выступили с критикой христианства (Д. Штраус, Л. Фейербах, М. Штирнер, М. Гесс, А. Цешковский, Б. Бауэр, К. Маркс). Общей для младогегельянства была ориентация на “освобождение” гегелевской философии от социально-политического консерватизма, “абсолютного идеализма” и толерантности к религии. Идейный радикализм младогегельянцев сочетался с остро критическим отношением к существующей политической и социальной практике; в их воззрениях чувствуется влияние французского утопического социализма. Младогегельянцы говорили о “закате христианства”, о конце господствующего положения религии в сфере морали и жизненных ориентации личности: “критическая философия” призвана заменить или вытеснить христианство. Круг проблем, обсуждавшихся младогегельянцами, весьма широк: проблемы морали, “зла” и “блага” в обществе, возможности и пределы индивидуального самоосуществления и свободы личности, духовное и практическое отчуждение человека, поиск гармонии в отношениях между людьми, между человеком и природой. Значительный вклад в философию религии внесли работы Л. Фейербаха и Б. Бауэра. В социальной философии следует отметить философское обоснование анархизма М. Штирнером и социализма К. Марксом. В стиле философствования, терминологии, понятийном аппарате и способах рассуждения младогегельянцы находились в большой зависимости от философии Гегеля. Во 2-й половине 19 в. формируется гегельянство в Англии (Дж. Стирлинг, Ф. Брэдли, Т. X. Грин). Лит.: Малинин В. А., Шинкарук В. И. Левое гегельянство. К., 1983; Pepperle l. Junghegelianische Geschichtsphilosophie und Kunsttheorie. B., 1978; Sass H. M. Untersuchungen zur Religionsphilosophie in Hegelschule. 1830-1850. Munster, 1963. А. Б. Баллаев Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|