|
ИНДУИЗМИНДУИЗМ возникшая только в течение последнего тысячелетия, широко распространенная в настоящее время религиозно-социальная система хинду в Западной Индии; совокупность всех ритуалов, религиозной практики и религиозных взглядов, традиций и мифологии, санкционированных священными книгами (см. Веды) и предписаниями брахманов. Его основой является кастовый строй (см. Касты) и определяемое последним господствующее положение брахманов (индийских священников). Главные боги – Вишну и Шива; первый является в образе Рамы и Кришны. Индуизм не является общепризнанным исповеданием. Для хинду он есть «санатана дхарма» – вечный закон, ибо он существует испокон века и всегда будет существовать; см. Брахманизм, Дхарма. Философский энциклопедический словарь. 2010. ИНДУИЗМ господствующая религ. система в совр. Индии, получившая распространение с раннего средневековья. В сферу И. входит большинство инд. культовых и религ. систем, связанных с почитанием Вишну и Шивы. Влияние И. сказалось в большинстве филос. систем, лит-ре и быте. Возникновение И. происходило в Индии в 6–4 вв. до н.э. и было связано с общим кризисом мировоззрения, в основе к-рого лежал процесс разложения первобытнообщинных отношений и развития классового общества. Сменивший ведическую религию брахманизм не мог в течение долгого времени соответствовать разноукладности инд. общества, в пределах к-рого существовало множество областей с неизжитым родоплеменным строем. Возникшие в 6 в. до н.э. буддизм и джайнизм не только нарушили этнич. исключительность арийцев и социальное господство брахманов, но и сильно расшатали господств. брахманскую идеологию. С 3–2 вв. до н.э. и до конца 1-го тысячелетия н.э. непрерывно совершался процесс поглощения ведических, брахманских и ряда менее значит. культов Древней Индии двумя осн. индуистскими культами: вишнуизмом и шиваизмом. Причем ведич. боги не исчезли в И. Они лишь меняли свою функцию. Этому процессу подверглись джайнизм и буддизм, к-рые в 8–9 вв. н.э. теряют сколько-нибудь значит. роль. Письм. источники И. включают в себя большую часть древней и ср.-век. религ.-филос. и правовой лит-ры на санскрите – осн. языке И. Религия И. отличается крайней аморфностью и неустойчивостью как своих обрядов и культов, так и своего учения; она характеризуется отсутствием канонизации, организованной церкви и клироса. И. отличается политеизмом, большим удельным весом местных культов, идолопоклонством. Эти особенности И. обусловлены длительностью процесса его формирования и развития, этнич. и нац. пестротой Индии, живучестью мифологич. представлений и т.д. Однако, несмотря на это, религии И. свойственны и общие доктрины: идея о перерождении душ, кастовость, культ коровы. Для религ.-филос. представлений И. характерно учение об атмане и брахмане. Согласно объективно-идеалистич. концепции И., атман и брахман не связаны ни с временем и пространством, ни с причинно-следственными отношениями и противостоят природе (пракрити), развивающейся во времени и пространстве по законам причинно-следств. отношений. Согласно И., конечная цель всякого прогресса – освобождение атмана от природы и слияние его с брахманом. Связь индивидуальной души с природой регулируется законом кармы. Атман, став дживой – душой, воплощенной в теле живого существа, совершает действия, хорошие и дурные. Карма – влияние этих действий, обусловливающее постоянное переселение душ. Состояние (богатство, бедность, почет, унижение и т.д.), в к-ром произойдет это рождение, явится воздаянием или возмездием за поступки, совершенные в предыдущих рождениях. В системе индуистских мифологич. представлений важную роль играет представление об аватаре – воплощении бога в ином боге, человеке или животном. Возникнув, это воплощение продолжает существовать наряду с "исходным" божеством и др. его воплощениями. Представление об аватарах, будучи по преимуществу связано с вишнуизмом, обеспечило последнему широчайшее распространение: местные божества переосмысливались как аватары Вишну. Первоначально И. связывался с системой варн (см. Касты). В "Пурушасукте" Ригведы написано, что варны брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр возникли, соответственно, из уст, рук, бедер и ног пуруши – вселенского первочеловека. С развитием кастовой системы, дополнившей варновую и чрезвычайно усложнившей социальную структуру ср.-век. инд. общества, все осн. категории и представления И. связываются с кастами. Принадлежность к определ. школе или секте, как правило, определялась принадлежностью к определ. касте. Каста связывается с теорией перерождения, а рождение в той или иной касте – с воздаянием или возмездием за поступки, совершенные в прошлом рождении, служа показателем прошлых заслуг или провинностей. Так существование каст получает свое метафизич. обоснование взамен прежнего мифологического. И. не только освящал кастовый порядок, он постоянно укреплял, стабилизировал его за счет детальной регламентации поведения члена касты, связанного с двумя осн. этич. представлениями И. – пуньей и апуньей. Все, что было связано с общением между членами различных каст, считалось апуньей, начиная с взгляда или совместного приема пищи и кончая браком. Существовала строгая система запретов, налагаемых на ряд мест и вещей (здесь сыграли роль пережитки табу); так, осквернение и лишение касты грозили человеку, покинувшему территорию Индии или одной из ее областей, так же, как и человеку, употребляющему в пищу мясо. И. не только сохранял кастовую систему, но и воспроизводил ее; иногда в зависимости от различия культа происходило и разделение каст или групп каст. Таково, напр., разделение на касты "правой руки" и касты "левой руки", связанное с принадлежностью к одной из двух подсект шактов. Кастовые ограничения дополнялись в И. временными, относящимися к жизни данного человека. Эти ограничения выразились в системе четырех ашрамов – периодов жизни. С ашрамами связано понятие о пурушартхе – цели и одновременно содержании деятельности человека. Этих пурушартх – четыре: кама – наслаждение (особенно связанное с любовью), артха – всякая обществ. деятельность, дхарма – добродетель, выполнение религ. долга, и мокша – отрешение от личной, общественной и религ. деятельности, непрестанное усилие, направленное на достижение конечного освобождения. В И. существует этич. концепция о трех путях познания: путь знания (джняна), путь действия (карма) и путь эмоциональной приверженности (бхакти). В течение полутора тысячелетий И. освящал и усиливал обособление социальных подразделений инд. общества и обособление индуистской общины, взятой в целом, от других религ. инд. общин, что в немалой степени поддерживало феодализм в Индии и способствовало ее порабощению иноземцами. В позднем средневековье И. становится господств. мировоззрением немусульм. населения Индии. С нач. 19 в. он оказывает значит. влияние на идеологию нац.-освободит. движения (напр., гандизм); с ним связаны учения прогрессивных обществ Брахмо самадж и Арья самадж. Вместе с тем на базе И. возник ряд крайне правых реакц. течений, проповедующих шовинизм, религ. нетерпимость и т.д. Оставаясь до сих пор распространенной религией, И. породил ряд новых идеологич. течений. Лит.: Барт ?., Религии Индии, пер. [с франц.], М., 1897; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Краснодембский В. Е., Индуизм, в сб.: Ежегодник музея истории религии и атеизма, [т.] 1, М.–Л., 1957; Ильин Г. Ф., Религии древней Индии, М., 1959; Махабхарата, т. 2 – Бхагавадгита, пер. В. Л. Смирнова, Ашхабад, 1960; Farguhar J. N., A primer of hinduism, 2 ed., L., 1912; его жe, An outline of the religious literature of India, L.–N. Y.–Oxf., 1920; Dasgupta S., Indian idealism, Camb., 1933; Thomas P., Hindu religion, customs and manners, Bombay, [1948]; The cultural heritage of India, v. 3, 2 ed., Calcutta, [1953]; Dubois J. ?., Hindu manners, customs and ceremonies, 3 ed., Oxf., [1953]. А. Пятигорский. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ИНДУИЗМ ИНДУИЗМ — комплекс верований, складывавшихся в Индии в течение долгого исторического периода начиная со 2го тысячелетия до н. э. Индуизм не связывается с именем какого-либо основателя, не испытывал при формировании влияния религий сопредельных стран, не имеет символов веры, организационного центра, не требует унификации мировоззренческих представлений и культовых действий, признает наличие разных уровней религиозного сознания (массовое — элитарное). Суть индуистского мировидения можно обозначить как почитание Вед (хотя бы и формальное в ряде сект); вера в Бога в той или иной форме; понимание человека как спиритуальной сущности; признание различий между духовным и материальным, вечным и преходящим, коррелируемых в доктринах сансары, мокши, кармы и дхармы; развитая ритуальная культура. Индуизму принадлежит монопольное положение в структуре общественного сознания в Индии; он является мощной культурообразующей силой и очень жизнеспособной традицией. ВЕДЫ КАК ОТКРОВЕНИЕ. Веды — всеобъемлющий термин в индийской культуре, обозначающий священный канон индуистов. Исторические, лингвистические, культурологические исследования показывают, что тексты Вед были созданы в разное время от 2-го тысячелетия до н. э. до 1-х вв. н. э. В индийской культуре Веды понимаются как изначальные парадигмальные сакральные тексты (шрути). В гимнах Вед есть два объяснения их появления. Первое: Веда вечна и интуитивно “схвачена” мудрецами; тексты Вед есть вербализованный опыт провидцев, которые при этом не являются их авторами, ибо только придали словесную форму видениям, недоступным иным людям. Второе: Веда есть Откровение Бога перворожденному Брахме и мудрецам. Позднее оба понимания были рационально-понятийно разработаны в даршанах: Веды есть слово Бога (ньяя); Веды есть собрание вечных и безличных истин (миманса); Веды исходят от Брахмана как мистически-панентеистического первоначала и не являются результатом действия водящего агента (веданта). Последнее понимание доминирует в религиозном сознании: именно веданта является философским “партнером” индуизма; борьба течений в индуизме, с древности до наших дней, неотделима от борьбы направлений внутри веданты, В известной мере все разнообразие теории и практики индуизма подпадает под ведантистскую максиму: “Нечто одно в состоянии выразить себя разными способами”. К ведийскому канону, т. е. непогрешимому, исключительному, уникальному источнику сведений о Высшем первоначале и дхарме, доступному по традиции только членам высших социальных групп (признается, чтокак универсальное знание Веды даются всем, но не могут быть поняты всеми), примыкают тексты, составляющие своего рода “священное предание” индуизма (смрити). Среди членов низших каст и женщин особенно популярны пураны (санскр. — старые истории), считающиеся “пятой Ведой”. В мифопоэтической форме они дают целостное изложение индуистского мировидения во всем его разнообразии и в том виде, в каком оно сложилось к началу нашей эры и во многом сохранилось до наших дней. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНДУИЗМА. Принято выделять три стадии в сложении и развитии индуизма: ведизм, брахманизм, собственно индуизм. Ведизм соотносится с верованиями, зафиксированными в гимнах Вед, особенно в самом раннем сборнике — Ригведе (2-е тысячелетие до н. э.), и отразившими мирочувствование индоарийских племен периода их расселения в Северной Индии и освоения долины Ганга. Обожествление природного цикла, слитность человека с событиями и явлениями окружающего мира, мироутверждающее восприятие — основные характеристики ведизма. Число богов неопределенно, характеристики их текучи: нравственные качества не отличаются высотой, бог может и солгать, и совершить недолжное. Бог и человек нужны друг другу, но в Ведах нигде не говорится о любви человека к Богу. Разница между человеком и богами несущественна: статус божества можно заслужить, можно и утратить. Смертный стремится к земному благополучию и надеется на рай после смерти. С брахманизмом связан комплекс представлений, правил и социальных установлений, сложившихся к концу ведийской эпохи (примерно в 1-м тысячелетии до н. э.) и отразивший во многом новые взгляды на пантеон богов, религиозную практику, эсхатологические представления древних индийцев. Брахманизм учит троичности вечных существ, ибо в виде трех богов (Брахмы, Шивы и Вишну) являет себя первосущность и первооснова мира. В непроявленном виде он называется Брахманом (в среднем роде), в проявленном — Брахмой, творцом мира и первосилой мира (в мужском роде). В брахманах нет живого и личного Бога. Боги признаются, но словно бы и не правят миром. Не Бог являет свою милость, а жертвоприношения понимаются как магическая сила: результат неотвратим, если они исполнены правильно. Чрезвычайно развитая ритуальная культура обеспечивала исключительно высокий статус в обществе жрецов, устроителей приношений. Считается, что собственно индуизм сложился к началу нашей эры. Выделяют следующие его направления: ВИШНУИЗМ объединяет более 100 сект, признающих бога Вишну в качестве верховного божества. Культ Вишну наиболее полно воплотил в себе элементы ведийско-брахманистской традиции, усложненной включением элементов культовой практики автохтонного населения. Вишну, известный по гимнам Вед, но не являющийся там центральным богом, постепенно приобрел черты Высшего бога, одновременно имманентного и трансцендентного. Как имманентный Бог он контролирует мир предметов, явлений и индивидуальных душ: они есть его меняющиеся модусы. Как трансцендентный он личный Бог, обычно почитаемый в виде двух аватар (нисхождений на землю для восстановления утраченной праведности) — Рамы и Кришны. Отношения между Богом и человеком понимаются как отношения двух сознательных и самостоятельных личностей. Вишнуизм основан на доктрине бхакги — примате любви и преданности личному Богу: эмоциональное отношение к нему человека, стремление установить с ним любовь замещают ритуалы и культовую практику брахманизма. Спасение всецело зависит от Бога: он так любит человека и заботится о его благе, чтоможет даже уничтожить накопленную “плохую” карму. Вишнуизм распространен по всей Индии. ШИВАИЗМ — направление индуизма, объединяющее около 100 сект и названное по имени главного божества — Шивы. Истоки шиваизма коренятся в верованиях автохтонного населения и восходят к культуре древнеиндийской цивилизации (3-е тысячелетие до н. э.). В шиваизме сохранились пережитки древнего культа плодородия. С ним связаны представления о творческом начале всего живого и почитание мужских и женских детородных органов. Образ Шивы амбивалентен; он почитается в двух ипостасях: как милостивый, благой, творящий Бог и как Бог разрушения, любитель кровавых жертвоприношений. Всеведущий и всесовершенный Шива может даровать спасение достойному, но личные усилия верующего признаются обязательными. Ритуальная практика (подчас довольно одиозная) играет большую роль. Шиваизм особенно распространен в Бенгалии и Южной Индии. ШАКТИЗМ — синкретическое направление в индуизме, объединяющее элементы буддийского тантризма, вишнуизма, йогических культов и культов деревенских божеств. Насчитывается более 20 сект. Шактизм исходит из представления об энергии как силе Бога, проявляемой через его супругу. Они вдвоем являют дуализм божественного существования, представляя разные стороны единого жизненного потока: активность и инертность, владычество и зависимость и пр. Часто женское начало доминирует, и Шакти идентифицируется с мужским и женским началом одновременно. В культовой практике обыгрываются различные аспекты женского естества: Шакти почитается то как Великая Мать, прародительница всего живого, то как юная девственница, то как прелестная возлюбленная. В культовой практике сохранилось много элементов магии. Распространен более всего в Ассаме и Южной Индии. БХАКТИ. С 10 в. в Индию проникает ислам. Неприятие кастеизма в исламе способствовало переходу в него индусов из низших социальных групп. Постепенно взаимовлияние воззрений суфиев и представлений последователей некоторых направлений индуизма привело к созданию учения (позднее — движения) бхакти (12—15 вв.). Наиболее важны в нем два аспекта: представление о едином Боге, который может носить разные имена (Аллах, Рама), и понимание милости Бога как средства уничтожения “плохой” кармы. Бхакти отводило главную роль не писанию и ритуальной практике, а душевному состоянию, глубинному переживанию человека. Главное виделось в намерении человека, эмоциональном настрое: “упоенный” Богом человек мог надеяться на спасение, дарованное Богом. Бхакти детально разработало все возможные варианты связи человека и Бога, осмысленные как отношения слуги и господина, младшего брата и старшего, любящих супругов. Бхакти возвысило институт гуруизма (ученичества) в противовес схоластическому изучению ведийского канона, заметно ослабило кастовую систему, дало мощный толчок художественному творчеству. РЕФОРМАЦИЯ ИНДУИЗМА. 19 век отмечен началом определенного преобразования индуизма, получившего название реформации. Базовые представления о Высшем первоначале, учение о всеобщей причинности и идеале освобождения сохранились. Однако реформаторы-неоведантисты (Р. М. Рой, Дайянанда Сарасвати, Вивекананда и др.) представляют во многом новое понимание теории и практики индуизма. Под сомнение ставится безоговорочный авторитет ведийского канона. Веды объявляются доступными всем; отдельные их части переводятся на новоиндийские языки; не редко не приверженность “священному писанию”, а личный опыт объявляется более важным. Выдвигается много положений, смягчающих социальные требования индуизма (отрицается неприкасаемость, по-новому трактуется кастовая система и пр.). Необходимость личных усилий человека всемерно подчеркивается, хотя иногда сохраняется признание возможности вмешательства Бога в природные и социальные процессы. Нравственные принципы выдвигаются на первое место; личное усовершенствование увязывается с позитивным подходом к естественному миру и необходимостью его освоения. В результирующем для 19 в. учении Вивекананды найдено оптимальное решение актуальной проблемы соотношения религий: на первое место выдвигается религиозное чувство как прирожденное свойство человека любой культуры, мистическое единение с Богом понимается как опыт, объединяющий членов всех общин. Реформация индуизма неотделима от развития политических процессов 19—20 вв., она определила духовный облик страны и оказала решающее влияние на ее историческую судьбу. М. К. Ганди использовал нормы, принципы и положения реформированного индуизма, выразив идеал независимости в терминологии, присущей религиозному сознанию, т. е. сделав его понятным самым широким слоям населения. ИНДУИЗМ В НЕЗАВИСИМОЙ ИНДИИ. Республика Индия провозгласила себя секуляризованным государством, проводящим в жизнь политику равного уважения к членам всех общин. Индуизм оказывает большое влияние на все стороны жизни общества, индусско-мусульманские отношения порой серьезно обостряются. Правительство ориентируется на поддержку организаций типа “Миссии Рамакришны”, ставящей своей целью воплощение в жизнь гуманистических аспектов любого вероучения, и прилагает много усилий для предотвращения конфликтов на религиозной снове. Лит.: Гусева Н. Р. Индуизм. М., 1977; Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993; Radhakrishnan S. The Hindu View of Life. L„ 1962; WalkerB. Hindu World, v. 1-2. L, 1968;Gow/a./.Visnuisni and Sivaism. A Comparison. L., 1970; LaehnerR. C. Hinduism. L., 1977. 0. S. Мезенцева Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|