ИБН ТУФЕЙЛЬ


ИБН ТУФЕЙЛЬ
ИБН ТУФЕЙЛЬ, Абу Бекр Мухаммед ибн Абд-аль-Малик, лат. Абубацер (Abubacer) (род. в нач. 12 в. – ум. 1185) – араб, философ, ученый, государственный деятель; визирь и лейб-медик второго халифа из династии Альмохадов Абу Якуба Юсуфа (И63-1184). Вел переписку с Ибн Рушдом. Сохранилось лишь одно его соч. – философский роман «Хай Ибн Якзан» (рус. пер. 1920). Названия и имена героев романа заимствованы у Ибн Сины. В этом романе автор доказывает, что человек через наблюдение окружающей его природы и постепенное развитие своих способностей может прийти к открытию метафизических истин о мире, душе и божестве.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ИБН ТУФЕЙЛЬ
Абу Бекр Мухаммед ибн Абд-аль-Малик [латинизированное – А б у б а ц е р (Abubacer)] (р. ок. 1110 – ум. 1185) – араб. философ, врач, политич. деятель. Род. в Вади-Аш (в Испании, близ Гранады); находился в дружеских отношениях с Ибн Рошдом. В своих трактатах И. Т. явился продолжателем рационалистич. линии арабо-исп. философии, у истоков к-рой стоял Ибн Баджа и к-рая представляла собой неоплатонич. обработку аристотелизма. И. Т. соединял аристотелевскую натурфилософию с неоплатонич. концепцией бога, придавая, однако, этому эклектич. учению мусульм. форму.
Наибольший интерес представляют фил ос. идеи его соч. "Роман о Хайе, сыне Якзана" [рус. пер. 1920; роман был переведен на перс, евр., лат. с араб, текстом (1671), англ. (1686, 1929), голл. (1701), нем. (1726), исп. (1900, 1948), чеш. (1956) языки. Критич. араб. изд. с франц. текстом в пер. Л. Готье (1900 и 1936)], представляющий собой разработку темы "робинзонады" (встречающуюся уже у Ибн Сины). В романе показано, как живущий на необитаемом острове человек путем естеств. познания природы и самого себя приходит к тем же истинам, каким учит Коран. Отсюда следовал вывод о том, что к божеств. истине независимо друг от друга ведут и религия и философия (см. Двойственная истина). Впрочем, сам И. Т. утверждал, что путь разума доступен лишь избранным и что народ следует строго воспитывать в ортодоксальном религ. духе (в романе показано, что попытки Хайя обучить своей "естественной" религии жителей острова не увенчались успехом). Т. о., свободомыслие И. Т. имело аристократии, характер. Сов. историки философии отмечают материалистич. тенденцию в филос. идеях романа И. Т. (гипотеза о происхождении живого из неживого, вечность времени и пространства).
Лит.: Петров Д. К., Одна из испано-арабских проблем, "Зап. Коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР", 1926, т. 2, вып. 1; История философии, т. 1, [М.], 1940, с. 439, 445–46; История философии, т. 1, М., 1957, с. 230–31; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. средневековой философии, М., 1957, с. 56, 63–64; Gauthier L., Ibn Thofail. Sa vie, ses oeuvres, P., 1909J Garcia Gomez E., Un cuento arabe. Fuente comun de Abentofail y de Gracian, Md, 1926; его же, Una qasida politica inedita de Ibn Tufayl, "Rev. Inst. Egipcio de estudios islamicos", 1953, v. 1; Мирас-е-эслам (Наследие ислама), Тегеран, 1947.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1636
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ЕДИНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ЗНАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ИБН ТУФЕЙЛЬ, Абу Бекр Мухаммед ибн Абд-аль-Малик, лат. Абубацер
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТИНА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • МЕСТО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • НЕОБХОДИМОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ПРИРОДА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ПРИЧИНА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • СВЕТ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • СОВЕРШЕНСТВО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • СПРАВЕДЛИВОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • СУБСТАНЦИЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • СУДЬБА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • СУЩЕЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • СУЩЕСТВОВАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • СУЩНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ЭЛЕМЕНТЫ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • вера в теории познания и философии науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь