|
ДИСПАРАТНЫЙДИСПАРАТНЫЙ (от лат. dispar неравный) взаимно несовместимый. Диспаратными называются понятия, не имеющие общих признаков или даже обладающие признаками, соответственно противоречащими один другому; также предметы, не имеющие общих свойств или даже обладающие свойствами, соответственно противоречащими одно другому. Философский энциклопедический словарь. 2010. ДИСПАРАТНЫЙ (от лат. disparo – разделяю, обособляю) – несравнимый. Д . п о н я т и я (лат. notionеs disparatae) – в традиционной логике понятия, к-рые не охватываются ближайшим родом, напр. "эллипс" и "квадрат", "книга" и "корабль"; иначе наз. несравнимыми. Д. понятия противопоставляются сравнимым понятиям. Несравнимость понятий не является абсолютной в том смысле, что Д. понятия обычно охватываются общим родовым понятием, хотя оно зачастую и может быть чрезвычайно широким (таким, напр., как "организм", "вещь", "материальный предмет" и т.п.). Д. суждения – различительные суждения, т.е. такие, в к-рых раскрывается различие между предметами. Напр.: "водород отличается от кислорода тем, что сам горит, но горения не поддерживает". Д . о щ у щ е н и я – ощущения различных органов чувств, напр. зеленое и громкое, сладкое и теплое. Термин "Д." встречается уже у Цицерона, к-рый называет этим термином "...то, что отделяется от чего-либо путем противопоставления с помощью отрицания, напр., поняли – не поняли" ("De inventione", I, 28, 42). Боэций говорит о Д. понятиях, к-рые он определяет как "такие понятия, которые отличны друг от друга, при полном отсутствии отношения контрарности между ними, напр., земля, одежда, огонь" ("De syllogismо hipothetico", p. 608). По Лейбницу, различительные предложения "...это – предложения, утверждающие, что предмет какой-нибудь идеи не есть предмет иной идеи, например, что теплота не то же самое, что цвет; или же, что человек и животное не одно и то же, хотя всякий человек животное" ("Новые опыты о человеческом разуме", М.–Л., 1936, с. 319). В работах по традиц. формальной логике в 19–20 вв. термин "Д." прилагается обычно лишь к понятиям. Гербарт ("Lehrbuch zur Psychologie", 3 Aufl., S. 21 f.) говорил о Д. понятиях и ощущениях. В математич. логике Д. понятия не рассматриваются. Лит.: Челпанов Г. И., Учебник логики, [М.], 1946, с. 23, 24; Асмус В. Ф., Логика, М., 1947, с. 38; Виноградов С. H. и Кузьмин А. Ф., Логика, 8 изд., М., 1954, с. 23, 24; Thomas Aquinas, Summa theologica, pars 1, Roma, 1894, p. 96, 3 ob. 1, 2; Hamilton W., Lectures on metaphysics and logic, v. 1, 2 ed., Edin.–L., 1866, p. 207–24; Ueberweg F., System der Logik, 3 Aufl., Bonn, 1868, § 53; ?rantl С., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 1, 4, В., 1957. К. Морозов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|