ГОГОЦКИЙ


ГОГОЦКИЙ
ГОГОЦКИЙ Сильвестр Сильвестрович (род. 1813, Каменец-Подольск – ум. 1889) – рус. религиозный философ. Философия Гогоцкого была целиком посвящена защите православия, и потому задачу философии он видел в изображении идеи Бога как разумного и творческого начала и природного, нравственного мира. Знание Бога считал врожденным, но глубоко постигаемым лишь с помощью веры. Идея Бога, по Гогоцкому, неотделима от человеческого познания, которое является производным от опыта, убеждения, веры. Его главный труд «Философский лексикон» (тт. 1-4, 1858-1873) по объему содержавшегося в нем познавательного и полезного материала явился фактически первой в России философской энциклопедией.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ГОГОЦКИЙ
Сильвестр Сильвестрович (5 янв. 1813 – 29 июня 1889) – рус. философ-идеалист. Проф. Киевской духовной академии (1841–51) и Киевского ун-та (с 1851). Пытался приспособить гегелевскую и др. идеалистич. системы к требованиям православной церкви. Принимая положение Гегеля о мировом духе, но теистически толкуя его, Г. критиковал Гегеля за отождествление безусловного начала с человеч. мыслью и окружающим миром и утверждал ложность взгляда Гегеля на религию, ведущего якобы к "самому ироническому нигилизму" ("Философский лексикон", т. 2, Киев, 1861, с. 238). Не человеч. мысль, а божеств. дух является, по Г., средоточием идеи абсолютного. Этот дух (бог) трансцендентен миру и нашим знаниям. Г. также упрекал Гегеля в переоценке диалектич. метода, отбрасывал учение о внутренней противоречивости как источнике развития и ограничивал применение диалектики рамками "феноменологического сознания" (там же, с. 189). "Философский лексикон" Г. (т. 1–4, 1857–73) – одна из первых попыток создания в России филос. словаря, обесцененная крайней религ.-идеалистич. тенденциозностью и компилятивностью. (При его составлении Г. пользовался рядом иностр. руководств, гл. обр. словарем А. Франка – "Dictionnaire des sciences philosophiques..., P., 1844–50).
Идеализм Г. подвергся резкой критике со стороны представителей рус. материализма 60-х гг. М. Антонович характеризовал философию Г. как "крайний мистицизм", Д. Писарев называл ее "мертвой доктриной", схоластикой 19 в.
Соч.: Критический взгляд на философию Канта, Киев, 1847; О характере философии средних веков, "Современник", 1849, [т. 15], No 6; Введение в историю философии, Киев, 1871; Философия XVII и XVIII веков в сравнении с философиею XIX века и отношение той и другой к образованию, вып. 1–3, Киев, 1878–84.
Лит.: Антонович ?. ?., Современная философия, [Рец. на "Философский лексикон", соч. С. С. Гогоцкого], "Современник", 1861, No 2; ?исарев Д. И., Схоластика XIX в., Соч., т. 1, М., 1955; [Колубовский Я. Н.], Материалы для истории философии в России. С. С. Гогоцкий "Вопр. филос. и психол.", 1890, кн. 4, прилож. 1 и кн. 5, прилож. 1; История философии, т. 4, М., 1959, с. 64 – 65.
Л. Коган. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ГОГОЦКИЙ
    ГОГОЦКИЙ Сильвестр Сильвестрович [5 (17) января 1813, Каменец-Подольский—29 июня (11 июля) 1889, Киев]—русский философ, богослов, педагог. Виднейший представитель киевской школы философского теизма. Автор многочисленных богословско-философских трудов и первой русской философской энциклопедии — ^Философского лексикона” в 4т. В 1833—37 учился в Киевской духовной академии. В 1848 получил степень магистра (диссертация “О характере философии средних веков”), в 1850—доктора философии и древней филологии (диссертация “Обозрение системы философии Гегеля”), С 1851—профессор кафедры педагогики Киевского университета, с 1869 — также профессор на восстановленной кафедре философии, читает лекции в различных учебных заведениях Киева. Восприняв позитивное содержание немецкой классической философии, Гогоцкий критически оценивал ее с христианских теистических позиций. Общую задачу философии определял как стремление к познанию безусловного начала вещей, их внутренней связи и отношения к этому началу. История философии должна отражать не только последовательность направлений, но и постепенное развитие полной системы знания и самосознания. С этой точки зрения, проникнутой историзмом, Гогоцкий представил становление и развитие философских учений; высоко ценил философию Канта и учение Гегеля, хотя и критиковал последнего за панлогизм. Гогоцкому принадлежат также работы по проблемам образования, истории педагогики.
    Соч.: Критический взгляд на философию Канта. К., 1847; Философский лексикон, т. 1—4. К., 1857—73; Обозрение системы философии Гегеля. К., 1860; Два слова о прогрессе. К., 1863; Введение в историю философии. К., 1871; Философия 17 и 18 веков в сравнении с философиею 19 века и отношение той и другой к образованию, в. 1-3. К., 1878-84.
    Лит.: Колубовский Я. Материалы для истории философии в России.—“Вопросы философии и психологии”, 1890, кн. 4; Зеньковский В. В. История русской философии, т. 1, ч. 2. Л., 1991; Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии.—Соч. М., 1989; Чижевський Дм. Нариси з icTOpii фшософи на Украш). К., 1992.
    H. A. Куценко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1629
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ"
  • "ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАЧАЛА НАТУРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • “НОВЫЕ ИДЕИ В ФИЛОСОФИИ”
  • “О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ И КОНЕЦ КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ»
  • «НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ»
  • «СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ»
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • ГОГОЦКИЙ Сильвестр Сильвестрович
  • ЗНАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • вера в теории познания и философии науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь