|
ВИНДЕЛЬБАНДВИНДЕЛЬБАНД (Windelband) Вильгельм (1848-1915) -нем. философ, историк философии, глава баденской школы неокантианства. Преподавал философию в Лейпцигском, Цюрихском, Фрайбургском, Страсбургском и Гейдельбергском ун-тах. Автор знаменитых книг «История древней философии» и «История новой философии», по которым училось несколько поколений студентов различных европейских стран, в т.ч. и России. Как мыслитель известен своими работами в области философии истории, философии духа, теории познания. Основные работы в этой области: «Прелюдии. Философские статьи и речи», «Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия», «Платон», «Философия культуры и трансцендентальный идеализм» и др. В. первым стал различать науки не по предмету, а по методу: один класс наук — номотетические (прежде всего естественные науки) — рассматривает действительность с т.зр. всеобщего и выражает свое знание о действительности в законах; др. класс — идеографические — изучает действительность с т.зр. единичного в его исторической неповторимости. Общие законы не выражают специфики и уникальности единичного существования. В. вообще отвергал возможность применимости объективных законов к историческому познанию, к феноменам человеческого бытия. Смысл и значение имеют те феномены действительности, которые можно отнести к ценностям — к истине, благу, красоте, святости. В любых человеческих поступках, совершаемых во имя той или иной ценности, выявляется несводимость нашего существа к каким бы то ни было объективным (природным) закономерностям, выявляется индивидуальная свобода. Все отдельные науки занимаются изучением того, что е с т ь, а философия изучает то, что должно быть, т. е. идеалы, ценности. Философия, т.о., является наукой о совести, долге и свободе, в узком смысле она является этикой, наукой о должном. В. попытался реализовать кантовскую идею о примате практического бытия над теоретическим и во имя этого резко противопоставлял природу и свободу, объективные законы и человеческие ценности. Дуализм реальности и ценности — необходимое условие человеческой деятельности. Его учение о разделении наук оказало большое влияние на европейскую мысль 20 в. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ВИНДЕЛЬБАНД (Windelband) Вильгельм (11.5.1848, Потсдам,— 22.10.1915, Гейдельберг), нем. философ, глава баденской школы неокантианства. В трудах по истории философии («История древней философии», 1888, рус. пер. 1893; «История новой философии», Bd 1 - 2, 1878—80, рус. пер., т. 1—2, 1902—05) рассматривал филос. учения прошлого с кантианских позиций. Стремясь преодолеть дуализм кантовской философии, устранял «вещь в себе». Определял философию как всеобщую науку о «ценностях». Исходя из кантовского различения теоретич. и практич. разума, В. противопоставлял философию как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях и познании должного, опытным наукам, опирающимся на теоретич. суждения и эмпирич. данные о «сущем». Ценности у В.— априорны, трансцендентальны, общезначимы; он различал логич., этич., зстетич. и религ. ценности, толкуя их как восходящие ступени. Признавая конечной целью историч. прогресса самоопределение человечества в соответствии с «этич. идеалом», В. сводил социальные проблемы к этическим. Выше этич. ценностей он ставил эстетические — как свободные от человеч. воли и заинтересованности. Дуализм мира действительности и мира ценностей (того, что есть, и того, что должно быть) В. объявлял «священной тайной», обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу религ. ценностей. В методологии наук В. противопоставлял естеств. (номотетические) и исторические (идиографические) науки (науки о природе и науки о культуре). В отличие от естеств. наук, изучающих общее, повторяемое, закономерное в явлениях, историч. науки, согласно В., имеют дело с единич. явлениями и событиями в их неповторимости и исключительности. Отвергая закономерность как руководящий принцип историч. познания, В. заменял его процедурой «отнесения к ценностям». Учение В. о разделении наук оказало значит. влияние на бурж. философию, социологию и историографию. Geschichte und Naturwissenschaft, Strassburg, 19043; Lehrbuch der Geschichte der Philosophie, Tub., 195715; в рус. цер.— Прелюдии, СПБ, 1904; О свободе воли, М., 1905; Платон, СПБ, 19094; Философия в нем. духовной жизни 19 столетия, М.. 1910. ? л е х а н о в Г. В., О книге В. В., Соч., т. 17, М., [1925); )вр. бурж. философия, М., 1972, гл. 1, § 3; R i с k e r t H., W. Windelband, Tub., 19292; JakowenkoB., W. Windelband, Prag., 1941. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ВИНДЕЛЬБАНД (Windelband) Вильгельм (род. 11 мая 1848, Потсдам – ум. 22 окт. 1915, Гейдельберг) – нем. философ; с 1903 – профессор. Много сделал, работая в области истории философии; исходил из кантовского критицизма, заложил основы баденской, или юго-западной, нем. школы неокантианства. Философия для него является критической наукой об общепринятых ценностях. В учении о науке он различает генерализирующие, или номотетические, естественные (законополагающие) науки и индивидуализирующие, или идиографические, науки о культуре (которые стремятся понять единичные факты). Осн. произв.: «Geschichte der abendlдndeichen Philosophie im Altertum», 1888 (рус. пер. «История дневной философии», 1911); «Geschichte der neueren Philosophie», 2 Bde., 1878-1880 (рус. пер. «История новой философии», 2 т., 1913); «Prдludien (Reden und Aufsдtze)», 2 Bde., 1884 (рус. пер. «Прелюдии», 1904); «Lb. der Geschichte der Philosophie», 1892; «Platon», 1900 (рус. пер. «Платон», 1909). Философский энциклопедический словарь. 2010. ВИНДЕЛЬБАНД (Windelband), Вильгельм (11 мая 1848 – 22 окт. 1915) – нем. бурж. философ-идеалист, глава баденской школы неокантианства, ученик Лотце. Профессор в Цюрихе (1876), Фрейбурге (1877), Страсбурге (1882) и Гейдельберге (1903).В. известен своими трудами по истории философии ("История древней философии" – "Geschichte der alten Philosophie", 1888, рус. пер. 1893; "История новой философии" – "Geschichte der neueren Philosophie", Bd 1–2, 1878–80, рус. пер., т. 1–2, 1902–05), в которых филос. системы прошлого излагаются с кантианских позиций. Как и неокантианцы марбургской школы, В. устраняет из учения Канта "вещь в себе", пытаясь тем самым преодолеть дуализм его философии справа. Философию В. определяет как всеобщую науку о ценностях. Исходя из кантовского различения теоретич. и практич. разума и примата последнего, он противопоставляет философию как нормативное учение, основанное на оценочных суждениях, на познании должного, опытным наукам, основанным на теоретич. суждениях и эмпирич. данных о "сущем". Ценности понимаются В. как априорные, трансцендентальные, общезначимые. В. различает логич., этич., эстетич. и религ. ценности, трактуемые им как восходящие ступени. Признавая конечной целью историч. прогресса самоопределение человечества в соответствии с "этическим идеалом", В. стремится свести социальные проблемы к этическим. Выше этич. ценностей В. ставит эстетические, как свободные от воли и заинтересованности. Дуализм мира действительности и мира ценностей (того, что есть, и того, что должно быть) он объявляет "священной тайной", обнаруживающей ограниченность нашего познания и устремляющей нас в сферу ценностей религиозных. Разрабатывая методологию наук, В. считал, что в противоположность естеств. наукам, имеющим дело с общим, повторяемым, закономерным в явлениях, историч. науки изучают единичные явления в их неповторимости и исключительности: "Одни из них – суть науки о законах, другие – науки о событиях" ("Прелюдии", 1904, с. 319–20). Закономерность как руководящий принцип В. исключает из историч. познания и заменяет его т.н. отнесением к "ценностям". Это учение В., направленное против познания объективных законов историч. процесса, представляет собой одну из форм бурж. реакции на марксизм; оно оказало огромное влияние на последующее развитие бурж. философии и в особенности социологии и историографии. Соч.: Geschichte und Naturwissenschaft, 1894, 3 Aufl., Stras., 1904; Uber Willensfreiheit, 4 Aufl., Tubingen, 1923; Geschichtsphilosophie. Fragment aus dem Nachlass, В., 1916; Lehrbuch der Geschichte der Philosophie, 15 Aufl., Tubingen, 1957; Соч. в рус. пер. – О свободе воли, М., 1905; Платон, 4 изд., СПБ, 1909; Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия, М., 1910. Лит.: Аксельрод Л., Философские очерки, 3 изд., М.–П., 1923; Яковенко Б., Вильгельм Виндельбанд, "Вопр. филос. и психол.", 1916, кн. 132–33. Б. Быховский. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ВИНДЕЛЬБАНД ВИНДЕЛЬБАНД (Windelband) Вильгельм (11 мая 1848, Потсдам—22 октября 1915, Гейдельберг) — немецкий философ, основатель Баденской (Фрайбургской) школы неокантианства. Родился в семье прусского служащего. Учился в университетах Йены, Гёттингена и Берлина. В Берлине защитил диссертацию “Учение о случайности” (1870), габилитировался в 1873. Добровольцем участвовал во франко-прусской войне 1870. С 1877—профессор университета во Фрайбурге, с 1882—в Страсбуре, с 1903—в Гейдельберге. Член Гейдельбергской академии наук с 1910. Влияние двух учителей Виндельбанда — К. Фишера и Г. Лотце определило два направления его деятельности: исследования историко-философские (наряду с Дильтеем, Винделъбанд—один из наиболее признанных немецких историков философии конца 19 в., его “Истории новой философии” (Geschichte der neueren Philosophie, Bd. 1—2, 1878—80) уже к 1928 выдержали 12 изданий, в два раза чаще переиздавалась “История философии” (Lehrbuch der Geschichte der Philosophie, 1892)) и разработка трансцендентальной философии ценностей, которой Виндельбанд интенсивно занимался, начиная с 1903 г. Внимание Виндельбанда сосредоточено в основном на практической философии Канта, и свою главную задачу он видит в создании “философии ценностей” (Wertphilosophie), осмысляющей конкретные исторические формы культуры через призму общезначимых ценностей. Решение этой задачи основывается на введенном еще Фр. Брентано различении “суждения” (Urteil) и оценки (Beurteilung). В суждении (напр., “эта вещь—белая”) высказывается принадлежность двух содержаний представления друг другу. В оценке (“эта вещь — хорошая”) — реакция “волящего и чувствующего субъекта” на содержание представления. Грамматическая форма суждений одинакова, однако во втором случае предикат является отношением, указывающим на нечто иное. “Оценка” не расширяет наше познание, но позволяет предположить некое “нормальное” (или “нормативное” — “Normalbewusstsein”) сознание: предикат оценочного" суждения не заключен в субъекте, он лишь приписывается ему в соответствии с некоторым масштабом—ценностью. “Нормативное сознание”—трансцендентальное сознание вообще, оно обусловливает общезначимость оценок, ценности становятся его коррелятами. (Свою преемственность с философией Канта Виндельбанд усматривает в том, чтоаналогичным образом относится к “сознанию” и кантовская “вещь в себе”. “Вещь в себе”, и “ценность” также даны только в их взаимосвязи с сознанием). Трансцендентальное учение о ценностях охватывает у Виндельбанда все традиционные разделы философиилогику, этику, эстетику, которые понимаются как учения о ценностях истинного, благого и прекрасного. В этом он расходится с Марбургской школой неокантианства (Коген, Наторп), видевшей в логике основополагающую дисциплину: у Виндельбанда же логика превращается в “этику мышления”: поскольку для него (как и для Фихте) теоретическое познание является формой практического поведения, он показывает, что практический, ценностный аспект можно обнаружить не только в оценочных, но и в других типах суждений. Поскольку суждение связывает субъект и предикат и тем самым выражает истинностную ценность (Wahrheitswert) этого отношения, то в конечном счете оно указывает на долженствование (Sollen)—на нормы, по которым следует мыслить. Исключением являются суждения вероятностные, где такое заключение не делается. В работе “История и наука о природе” (1894) Виндельбанд указывает на то, что в процессе классификации и систематизации наук сложилось представление, будто тому или иному предмету соответствует один единственный метод, что плохо согласуется с возможностью предмета быть объектом исследования нескольких наук. Считая неудачным разделение наук на “науки о духе” и “науки о природе” (в такую классификацию не укладывается, напр., психология), Виндельбанд предложил разделить их не по предмету исследования, а по методу и их специфическим познавательным целям. Он выделил науки, занимающиеся отысканием общих законов—“номотетические” (от греч. “?????”—закон) и “идиографические”, описывающие индивидуальные, неповторимые события. Методы эти несводимы друг к другу, но ни одна наука не может ограничиться лишь одним из них: естествознание, напр., может пользоваться не только номотетическими методами (систематическое естествознание), но и идиографическими методами (исторические науки о природе). История и наука о культуре принадлежат в основном к идиографическим дисципли нам (историческое событие всегда уникально), однако и единичное историческое событие может быть понято только в контексте общих представлений об истории. “Историческим фактом” может считаться только то, что имеет “значение”, критерий же для определения значения того или иного события может дать только система общезначим мых ценностей. Усилия Виндельбанда по созданию систематической философии (“тот, кто желает говорить о философских вещах философски, должен занять по отношению к ним позицию как к целому”) были продолжены затем его учеником Риккертом. Этическая проблематика Виндельбанда оказала влияние на становление неофихтеанства, а его .систематизирующие работы последних лет—на появление неогегельянства (“Обновление гегельянства”, 1910). Соч.: Praludien. Aufsatze und Reden zur Philosophie und ihrer Geschichte, 1884, 4 Aufl., Bd. 1-2. Tub., 1911; Geschichte der abendlandischen Philosophie im Altertum, 1888; Platon, 1900, 7 Autl., 1923; Uber Willensfreiheit. Tub., 1904; в рус. пер.: История древней философии. СПб., 1983; Прелюдии. СПб., 1904; О свободе воли. М., 1905; Платон, 4 изд. СПб., 1909, Клев, 1997; Философия в нем. духовной жизни XIX столетия. М., 1910; От Канта до Ницше. СПб., 1913; М.. 1997; Дух и история. Избр. работы. М., 1996. Лит.: Ricken H. W. Windelband, 2 Aufl. Tub., 1929. И. А. Михайлов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|