|
ГАЛЕНГАЛЁН (, рим. имя Claudius Gnlenus) (129, Пергам,— 199, Рим), др.-рим. врач и философ греч. происхождения (писал на греч. яз.). Изучал медицину и философию в Греции и Александрии. С 169 жил в Риме, лейб-медик при дворе императоров Марка Ав-релия и Луция Вера, впоследствии также Коммода. Громадная по размаху и влиянию преподават. и лит. деятельность Г., во многом определившего пути развития европ. медицины вплоть до эпохи Возрождения, проникнута ведущей мыслью о тождестве медицины и философии (ср. программное соч. Г. «О том, что лучший врач в то же время — философ»); его кумиры — Гиппократ и Платон (многочисл. комм. к соч. Гиппократа, трактат «О взглядах Гиппократа и Платона», «сокращение» платоновского «Тимея»), но также и Аристотель. Филос. взгляды Г. эклектичны. В логике, физике и метафизике Г. примыкал к Аристотелю. В метафизике он добавил к «четырём причинам» Аристотеля пятую — «инструментальную» (oi'ou). Осн. физиолого-анатомич. трактат Г. «О назначении частей человеч. тела» (рус. пер. 1971) обнаруживает последоват. проведение принципа телеологии, что не мешало Г. склоняться к эмпиризму в теории познания и делать важные открытия в экспериментальной анатомии. Созданная Г. система медицины, сочетание монотеистич. идей (отождествление бога с высшим мировым разумом — стоич.-пла-тонич. нусом) с телеологией обеспечили Г. место высшего авторитета в медицине и естествознании ср. веков (сравнимого только с авторитетом Аристотеля). Соч. Г. были переведены на араб., сирийский, евр. языки. Названная именем Г. 4-я фигура силлогизма восходит к Тоофрасту и Евдему. Сохранившаяся под именем Г. «История философии» — учебник для студентов-медиков, составленный ок. 500 (см. Доксографя). Opera omnia, ed. K. G. Kuhn, v. 1—20, Lpz., 1821—33 (изд. сильно устарело); отд. трактаты в серии «Corpus medicorum graecorum», v. 4, 9,10; Scripta minors, v. l—3, Lipsiae, 1884—92; Einfuhrung in die Logik, Komm., ubers, v. J. Mau, B., I960; Galen's Institutio logica, transl., introd., comm. by J. S. Kief-fer, Baltimore, 1964; Oriental Studies, v. l, Camb., 1962 (араб, пер.). Bowersoek Q. W., Greek sophists in the Roman Empire, Oxf., 1969, eh. 6. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ГАЛЕН (рим. имя Claudius Galenus) (род. ок. 130, Пергам – ум. ок. 200, Рим) – личный врач императора Марка Аврелия, философ греч. происхождения. Писал об общей сущности лечения и в течение многих столетий оставался авторитетом в медицине. Кроме того, занимался философией, т. к. считал, что настоящий врач должен быть также и философом. Источником познания и истины, по его мнению, кроме чувств, является рассудок. Он связывал с учением перипатетиков учение стоиков. Особую известность получили названная его именем четвертая (галеновская) фигура силлогизма, а также его учение о четырех типах темпераментов (см. Темперамент) – сангвиническом, флегматическом, холерическом, меланхолическом – и лежащих в их основе четырех телесных соках (кровь, слизь, желтая и черная желчь). Его произв. «История философии» – учебник для студентов-медиков, составленный ок. 500. Философский энциклопедический словарь. 2010. ГАЛЕН (Galenus), Клавдий (р. ок. 130 – ум. ок. 200) – римский врач, продвинувший вперед школу Гиппократа в отношении анатомии, физиологии и патологии; в философии – идеалист, эклектически соединявший учения Платона, стоиков и особенно Аристотеля. Г. был близок к стоикам и признавал идею "мирового ума" (Nus), вслед за древними натурфилософами и Аристотелем – четыре первонач. элемента (De constit. art. med. 7, Opera medicorum graecorum..., t. l, p. 245), но отвергал учение стоиков о перво-материи. От стоиков он отличался и своим учением о качествах, к-рые мыслил нематериальными, хотя и находил в них четыре аристотелевские причины (материальную, формальную, действующую и целевую), прибавляя к ним пятую – орудийную, или инструментальную ("то, при помощи чего") ("De usu part. Corp. hum." VI, 13, указ. изд., t. 3, p. 465). Вслед за Посидонием Г. комментировал платоновского "Тимея". Г. представлялось сомнительным, что мировая душа входит во все мелочи жизни и оформляет собой ее. Признавая богов, провидение и судьбу, Г. считал ненужным входить в подробное рассмотрение этих вопросов и полагал, что для поведения человека безразлично, управляют ли миром боги или слепая судьба, обладают ли боги телом или нет и т.д. Вместе с тем теология была у Г., по-видимому, на первом плане, хотя высокая оценка значимости теоретич. философии мешала ему подробно входить в ее объяснение. Что касается индивидуальной души, то Г. противопоставлял ее природе, но сомневался в ее бессмертии. В учении о частях души Г. приближался к Платону и Аристотелю. Многие работы Г. посвящены логике (см. ?paнтль, История логики... – К. Prantl, Geschichte der Logik..., Bd l, 1885, S. 559–77; [2 изд.] 1955). Здесь он ближе всего к Аристотелю Г. критиковал и высмеивал стоика Хрисиппа, а также изучал, комментировал и использовал перипатетиков Теофраста и Эвдема. Логика и для него является "органом мышления"; Г. впервые употребил термин – "логические принципы". Начинал он, как и Аристотель, с категорий; но система этих категорий, ввиду разбросанности соответствующего материала по его мед. трактатам, выступает в неясном и противоречивом виде. Г. приписывали открытие четвертой фигуры категорич. силлогизма. Однако в дошедших до нас соч. Г. этого учения не содержится, а знаем мы о нем только из араб. источников. Прантль показал, что элементы четвертой фигуры уже имеются у Теофраста в его модификациях первой аристотелевской фигуры. Ни последующая греко-римская логика, ни трактующие эту четвертую фигуру арабы до Ибн Рошда (Аверроэса) не связывают ее с именем Г. Соч.: Claudii Galeni opera omnia, v. l–20, Lipsiae, 1821–33 (Opera medicorum graecorum), с 1914 соч. Г. издаются в серии "Corpus medicorum graecoium"; к 1956 вышли след. тома, посвященные Галену: v. 9, Lpz., 1914–15; v. 4, Lpz., 1923, 1937; v. 10, Lpz., 1928, 1936–40, 1951, 1956 и Suppl. 1–3, Lpz., 1934–41; Fragments du commentaire de Gallen sur le Timee de Platon, publies par Ch. Daremberg, ?., 1848. Лит.: Ковнep С., История древней медицины, вып. 3, Киев, 1888; Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина, т. 1, M.–Л., 1936; Лурье С. Я., Очерки по истории античной науки, M.–Л., 1947 (см Указатель имен); Zeller Ed., Die Philosophie der Griechen m ihrer geschichtlichen Entwicklung, Тl 3, Abt. l, 5 Aufl., Lpz., 1923, S. 854–63; Die Philosophie des Alterthums, 12 Aufl., hrsg. von K. Praechter, B., 1926 (F. Ueberwegs Grundriss der Geschichte der Philosophie, Tl 1, S. 563); Premuda L., Il magistero d'lppocrate nell'interpretazione critica e nel pensiero filosofico di Galeno, Ferrara, 1954. А. Лосев. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ГАЛЕН ГАЛЕН (???????) из Пергама (129—ок. 210)—греческий ученый, врач и философ, в своих сочинениях давший синтетическое изложение всей античной медицины. С 169 жил и работал в Риме при дворе императоров Марка Аврелия я Луция Вера. Сохранился значительный корпус текстов Галена, включающий работы по практической медицине (диагностике, диететике, анатомии и др.), подробные комментарии на книги Гиппократовского корпуса и труды по прикладной философии (“О мнениях Гиппократа и Платона”, комментарий на “Тимея”, “О том, что лучший врач в то же время—философ”, “О наилучшем учении”). Комментарии Галена на Гиппократа завершают богатую экзегетическую традицию, у истоков которой стоял Герофил Александрийский (ок. 300 до н. э.). Т. к. тексты этой традиции практически полностью утрачены (кроме одного небольшого комментария Аполлона из Кития и толкового словаря Эроциана), Гален оказывается главным источником сведений о медицинских комментариях своих предшественников. Из трактата “О своих собственных сочинениях” известно, что всего им было составлено 17 комментариев на Гиппократа (сохранилось 11). Гален получил хорошее гуманитарное образование, изучал грамматику, диалектику, философию, а также геометрию и арифметику. В Смирне слушал платоника Альбина, а ранее в Пергаме — некоего “ученика Гая”, учился также у философа-перипатетика “ученика Аспасия”,—так сформировался платонико-перипатетический каркас его философских взглядов. Философией он интересовался постольку, поскольку эти знания могли быть ему полезны как врачу — и в центре его внимания оказывается логика и психология. Дискуссии между различными медицинскими эллинистическими школами (эмпириками, методистами, рационалистами) во многом были философскими по содержанию и касались таких вопросов, как природа знания и способы его достижения, соотношение теории и врачебной практики, структура причинно-следственного объяснения. В трактате “О том, что лучший врач в то же времяфилософ” Гален говорит, что знание родов и видов болезней связано с изучением логики, которой врачи обычно пренебрегают (vol. I, p. 54.6—10 Kuhn). Мысль о пользе философии дня врача высказана и в “Протрептике”. О серьезности логических занятий Галена говорит сохранившееся “Введение в диалектику” (лат. Institutio logica) (аутентичность его оспаривалась Прантлем), а также названия утерянных сочинений по логике, в т. ч. трактаты по теории силлогизма (De libris propriis, vol. 19, p. 43.945.10 Kuhn); 4-я фигура силлогизма, названная именем Галена, восходит к Теофрасту и Евдему. В целом в логике Гален следовал Аристотелю и Теофрасту, что было характерно для современных ему философов-платоников (ср. Алкиной, Апулей); стоическую логику он критиковал, хотя и принимал учение Посидония об аналогическом силлогизме. “О мнениях Гиппократа и Платона” (лат. сокр. De placitis), в 9 кн.—основное философское сочинение Галена, над которым он работал более 10 лет (между 162 и 176). Гален попытался показать согласие •во взглядах Платона и Гиппократа по ряду проблем, касающихся “физики” живого организма. В кн. I—IV рассматриваются взгляды на природу сил, управляющих человеком и живыми существами, и обосновывается истинность взглядов Платона и Гиппократа, кн. V—?? ?освящены проблемам чувственного восприятия и методологии исследования. Трактат носит подчеркнуто полемический характер. Гален принимает платоновское деление души на вожделеющую, аффективную и разумную, и в этой связи постоянно критикует монистическую психологию стоиков за отрицание неразумной души и понимание “страстей” (патосов) как ошибок суждения. Стоики критикуются также за локализацию “ведущей способности” души, равно как и речевой и двигательной, в сердце,—по Галену, этот тезис не выдерживает критики, основанной на “анатомической очевидности”, которая указывает на мозг. В качестве главного оппонента выступает Хрисипп, чей трактат “О душе” Гален часто цитирует, что является для нас важным источником знания о стоической философской психологии; имя стоика Посидония Гален приводит с симпатией, ибо тот принял платоническую трехчастную модель души. Для Галена характерно сочетание монотеистических идей (отождествление бога с умом-иусад”, в духе среднего платонизма) с телеологическим принципом (особенно в “О назначении частей человеческого тела”): на основании изучения строения организма Гален приходит к выводу, что “ум-нус все распределяет и упорядочивает” (vol. 3, р. 469.11 Kuhn), “творец-демиург ведет все возникающее к наилучшему виду” (470, 11—12), “во всем наш творец имеет в виду единую цель совершенства всех частей, выбор наилучшего” (476.8—10); принимая за образец платоновского демиурга, Гален принимает также аристотелевский принцип “природа ничего не делает напрасно”. Он использует аристотелевское учение о причинах и вслед за средними платониками добавляет к четырем причинам пятую — инструментальную (??* ??). В физиологии Гален вслед за Гиппократом был сторонником гуморальной теории, согласно которой основными составляющими организма человека являются кровь, слизь, желтая и черная желчь, каждая из которых ассоциируется с парой фундаментальных противоположностей (по Аристотелю): горячим, холодным, сухим и влажным. Болезнь определяется как “повреждение естественных функций”, она проистекает от избытка или недостатка четырех основных качеств—самих по себе или в сочетании, С именем Галена связано становление экспериментального метода в медицине (что в целом не было характерно для античного естествознания); эксперименты, в т. ч. по вивисекции живых животных, проводились им с целью опровержения стоических и аристотелевских представлений о физиологии организма, в частности, в ходе таких опытов была опровергнута традиционная точка зрения, полагавшая наличие крови исключительно в венах, а в артериях— пневмы (ибо при вскрытии трупов артерии оказывались пустыми). Однако для объяснения процесса дыхания Гален полагал наличие некоей пневмы, которая может смешиваться с кровью и соответственно трем частям души разделяется на три вида. Ряд опытов Гален провел для доказательства того, что центр ощущений и источник двигательных импульсов сосредоточен не в сердце, а в головном и спинном мозге. Наряду с воздухе- и водолечением Гален придавал большое значение лекарственным препаратам (рецептам их посвящен отдельный трактат), составил также несколько описаний лечебных растений (травников), неоднократно переводившихся на латынь, арабский, сирийский и персидский языки. Понятие “галеновы препараты” существует в медицине до сих пор и означает препараты, полученные из растительного сырья путем особой технологии (настойки, экстракты и др.). О многих утраченных сочинениях Галена известно только по арабским, сирийским и латинским переводам. В Сред ние века, как на Востоке, так и на Западе, Гален оставался непререкаемым авторитетом в медицине, “королем анатомии”, и представлял тот идеал, о котором говорил Гиппократ: “врач-философ подобен богу”. Соч.: Galeni Opera Omnia, ed. С. G. Kьhn, Lpz., 1821-33; Galeni Peigameni Opera Minora, eds. J. Marquardt, I. v. Muller, G. Helmreich. 3vols. Lpz., 1884—93; Galenus: De usu Partium, 2 vols., ed. G. Heinireich. Lpz., 1907—09; Galeni De Placitis Hippocratis et Platonis, ed. and conun. P. H. De Lacy, 3 vols. В., 1978—83; Galens Kommentar zu Platons Timaios, hrsg. von C. J. Larrain. Stuttg., 1992; Galen's Instituti logica, transi., introd., comm.byJ. S. Kieffer. Baltimore, 1964; в рус. пер.: О назначении частей человеческого тела, пер. С. П. Кондратьева, ред. и вступит, ст. В. Н. Терновского и Б. Д. Петрова. М., 1971. Яят.:КовчерС. История медицины, ч. 3. Киев, 1888; Domini P. L. Gale elaыlosofia,ANRWII,36,5,1992, p. 3484-3504; HuslerK. Galen und die Logik.—Ibid, p. 3523—3554; Hankinson R. J. Galens philosophical eclecticism.— Ibid, p. 3505—3522; Idem. Actions and Passions: Galen's Anatomy of the Soul.— SnmschwigJ., NussbaumM. C. (eds.) Passionsand Perceptions: Studies in Hellenistic Philosophy of Mind. Cambr., 1993, p. 184—222; Tieleman T. Galen and Chrysippuson the Soul: Argument and Refutation in the De Placitis Books II-III. Leiden, 1996; Moraux P. Galien de Pergame. P., 1985; Frede M. (ed.) Galen: Three Treatises on the Nature of Science. Indianapolis, 1985; Nutton V. (ed.) Galen: Problemsand Prospects, L., 1981; Tbua R. B. Galenic medical ideas in the Greek Aristotelian commentators.—“SymbolaeOsloensis”, 1977,v.LIl,p.ll7—134;Zte?ucy Ph. Galens Plalonism.—“American Journal of Philology”, 1972, 93, p. 27—32; Saiton в. Galen ofPergamon. Kansas, 1954; KollechJ., Nickel D. Bibliographia Galemiana. Die Beitrage des 20. Jahrunderts zur Galenforchung, ANRW II, 37, 2, 1994, p. 1351—1420; 2063—2070. M. А. СолопОвЛ Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|