|
ВИССАРИОНВИССАРИОН ВИССАРИОН Василий (Bessarion Basilius), Виссарион Никейский (род. ; 1403, Трапезунд – ум. 18 февр. 1472, Равенна) – греч. гуманист; с 1439 – кардинал. Известен как переводчик греч. авторов на лат. язык и распространитель древнегреч. филологии и платонизма на Западе. Его речи и письма содержатся в книге Минье «Patrologia graeca», т. 161, 1866. Философский энциклопедический словарь. 2010. ВИССАРИОН (?????????) Н и к е й с к и й (р. между 1389 и 1395 – ум. 1472) – церк.-политич. деятель Византии, писатель и философ. Ученик Плифона, В. в спорах между приверженцами аристотелизма и платонизма стремился примирить оба направления. К концу полемики склонился на сторону платонизма, в распространении к-рого среди итал. гуманистов сыграл большую роль. Поселившись в Италии, В. был возведен в сан кардинала; в 1463 был назначен титулярным латинским патриархом Константинополя. Группировал вокруг себя бежавших из Византии греч. ученых. В. собрал греч. рукописи и редкие книги, явившиеся впоследствии основой знаменитой венецианской б-ки св. Марка. В. – автор большого числа богословских сочинений. Главнейшее филос. соч. – трактат "Против клеветников Платона" ("In calumniatorem Platonis", libri 1–4, 1469), в к-ром, защищая своего учителя Плифона против нападок Георгия Трапезундского, В. широко освещал значение Платона в истории философии. Соч.: Opera omnia, recogn. J. P. Migne, P., 1866 (Patrologiae cursus compl., ser. graeca, t. 161). Лит.: Садов ?., Виссарион Никейский, СПБ, 1883; Удальцова З. В., Борьба партий в Византии XV в. и деятельность Виссариона Никейского, "Византийский временник", 1949, т. 2; ее же, Борьба византийских партий на Флорентийском соборе и роль Виссариона Никейского в заключении унии, там же, 1950, т. 3; Vast H., Le cardinal Bessarion (1403–1472), P., 1878; Mоhler L., Kardinal Bessarion als Theologe, Humanist und Staatsmann, Bd 1–3, Paderborn, 1923–42. Б. Горянов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ВИССАРИОН ВИССАРИОН (?????????) Никейский (имя при крещении—Василий, или Иоанн (?) (1399/1400 или 2 января 1403, Трапезунд—18 ноября 1472, Равенна) — византийский церковно-политический деятель, философ. Учился в Константинополе, в частности у Георгия Хрисококка. В 1423 становится монахом, затем диаконом, в 1431 —священником в г. Мистре (Пелопоннес) и в 1436—игуменом в Константинополе; в 1437 рукополагается митрополитом Никеи. После перехода в католичество, в 1439—72—кардинал, с 1463—титулярный латинский патриарх Константинополя. Виссарион провел несколько лет (1431—36) в Мистре, чтобы заниматься с Георгием Гемистом Шифоном неоплатонической философией. Был одним из главных инициаторов Ферраро-Флорентийского собора (1438—39), завершившегося унией латинско-католической и греко-православной церквей. Пришел к выводу (“Догматическая речь об унии”) об идентичности греческого и латинского толкования тринитарной формулы и необходимости упоминания в догмате об исхождении Св. Духа имени Сына (fdioque). Вскоре после Ферраро-Флорентийского собора возвращается на Запад. В 1450—55—папский легат в Болонье; дважды (1455 и 1471) был кандидатом на папский престол. Как гуманист привлекал большое внимание современников, образовавших вокруг него ученый кружок, названный “Виссарионовской Академией” (Academia Bessarionis). Собрал огромную библиотеку (482 кодекса), составившую после его смерти основу коллекции рукописей Библиотеки св. Марка в Венеции (“Марчианы”); сам занимался перепиской книг и редактированием текстов. Наследие Виссариона включает в себя богословские, философские и риторические сочинения, а также переписку. В разгоревшихся -острых спорах приверженцев Платона и Аристотеля Виссарион занимал умеренную позицию, хотя критиковал сторонника радикального аристотелизма Георгия Трапсзундского (трактат “Против фальсификатора Платона” в четырех книгах). Греко-латинской полемике по догматическим вопросам об исхождении Св. Духа, правилах таинства Евхаристии и др. посвящено “Окружное послание грекам” (1463); риторические и полемические трактаты адресованы членам императорской фамилии и направлены против турок. Среди переводов Виссариона на латынь—“Воспоминание о Сократе” (Апомнемоневмата) Ксенофонта, речи Демосфена и особенно “Физика” Аристотеля, изложенная в шести книгах. Сот.: MPG, 1.161; MohlerL. Kardinal Bessarion als Theologe, Humanist und Staatsmann, Bd. 1—3. Padeibom, 1923—42; Beinardinello S. Bessarione riassume la Fisica di Aristotele.—Scritti in noredi C. Diano. Bologna, 1975, p. 25—42. Лит.: Удальчова 3. В. Философские труды Виссариона Никейского и его гуманистическая деятельность в Италии.—“Византийский временник”, 1973, т. 35, с. 75—88; Она же. Жизнь и деятельность Виссариона Никейского.—Там же, 1976, т. 37, с. 74—97; Di NapoliG. Il cardinale Bessarione nella controversia tra platonici ed aristotelici.—“Miscellanea Francescana”, 1973, vol. 73, p. 327—350; Mioni E. Vita del Cardinale Bessarione.— “Miscellanea Marciana”, 1991, vol. VI, p. 13-198. M. ?. Бибиков Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|