|
ВИДИМОСТЬВИДИМОСТЬ кажимость, непосредственное, одностороннее проявление сущности, неадекватно выраженной отд. явлениями. В процессе непосредств. созерцания вещи нередко представляются не так, как они существуют сами по себе, а так, как они отражаются в других вещах, с которыми они взаимодействуют, как они воспринимаются в зависимости от условий и самого устройства органов восприятия. В. не есть порождение сознания, в ней преломляются реальные отношения вещей, их сущность, так же как и реальные условия наблюдения. Напр., кажется, что Солнце передвигается по небесному своду с Востока на Запад. Категория В., с одной стороны, фиксирует неадекватность и неполноту выражения сущности в том пли ином явлении, поскольку ни одно явление не выражает полностью сущности. В этом заключается один из источников заблуждения, когда выводы делаются на основе неполной, односторонней информации, причём эта особенность информации не осознаётся, не учитывается. С др. стороны, категория В. отражает противоречия процесса познания, движение познания от явления к сущности, диалектич. отрицание теоретич. знанием эмпирически данного, противоречие между рациональным и чувственным. Чувств. образы предоставляют материал для теоретич. знания, но коль скоро эти данные интерпретируются как готовое знание, возникает В. знания, отражающая В. явлений. Анализ В.— необходимый момент в познании. Великое открытие Коперника научно объяснило В. непосредственно наблюдаемого движения Солнца. Энгельс писал, что «...видимое движение небесных тел делается понятным лишь для того, кто знает их действительное, но чувственно не воспринимаемое движение» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 221). Особенно сложной исследовательской задачей является познание сущности обществ. отношений. К. Маркс в «Капитале», анализируя «триединую формулу» вульгарной политич. экономии, согласно крой капитал порождает прибыль, земля — ренту, а труд пролетария — зарплату, показывает, что эта формула отражает В. капиталистич. производства, в котором все виды доходов в действительности являются частями создаваемой пролетариями прибавочной стоимости. Однако возникающая в экономич. отношениях В. объективна и существенна, поскольку в среднем прибыль капиталиста пропорциональна величине авансированного капитала, а рента землевладельца — количеству и качеству его земли. Первые представления о В. возникли ещё в античности (элеаты, Демокрит, Платон). Впервые систематич. разработкой категории В. занялся Гегель. В. И. Ленин, конспектируя «Науку логики», материалистически переработал гегелевские положения, подчеркнув объективный и существ. характер видимости. «Не только Wesen (сущность.— Pед.), но и Schein (видимость.— Ред.) объективны» (ПСС, т. 29, с. 89). И далее: «Кажущееся есть сущность в одном ее определении, в одной из ее сторон, в одном из ее моментов. Сущность кажется тем-то! Кажимость есть явление (Schemen) сущности самой в самой себе» (там же, с. 119). В. и сущность — единство противоположностей; противоречие между ними есть противоречие самой сущности, присущее ей отрицание своей огранич. определённости. Маркс К., Капитал, т. 3, гл. 48, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч. 2; Э и г е л ь с Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; его же, Анти-Дюринг, там же, т 20· Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29. ВИЗЕ (Wiese) Леопольд фон (2.12.1876, Глац,—11.1. 1969, Кёльн), нем. социолог. В 1933 эмигрировал в США, с 1945 — в Зап. Германии. Представитель формальной социологии и последователь Зиммеля. В. считал целью социологии исследование всеобщих форм социальных явлений. При этом он отвлекался от их конкрет-но-историч. содержания и противопоставлял свою концепцию марксистской теории. Основу его теории составляет т. н. социология отношений. Общество, по В.,— абстракция, существует лишь «социальное» или «межчеловеческое», представляющее сеть отношений между людьми; каждое из них является результатом определ. социальных процессов. В. строит типологию таких процессов и отношений исходя из понятия социальной дистанции — от высшей степени ассоциации (амальгамация) до высшей степени диссоциации (конфликт). На основе социальных процессов возникают социальные структуры как совокупность межчеловеч. отношений, классифицируемые В. по степени их устойчивости (длительности) и абстрактности: конкретные группы (краткоживущие); абстрактные группы (длительные) — народ, нация; группы с непосредств. взаимоотношениями — семья; абстрактные коллективы — государство, церковь. Идеи В. оказали одредел. влияние на бурж. социологию. System der allgemeinen Soziologie..., В., 1955'; Das Soziale im Leben und Denken, Koln, 1956; Philosophie und Soziologie, B., 1959; Ethik der sozialen Gebilde, Fr./M., 1961; Wandel und Bestandigkeit im sozialen Leben, B., 1964; Das Ich und das Kollektiv, B., 1967; Der Mitmensch und der Gegenmensch im sozialen Leben der nachsten Zukunft, Koln, 1967; Geschichte der Soziologie, B., 19719. Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964, гл. 5, с. 107—10; О с и п о в Г. В., Совр. бурж. социология, М., 1964. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ВИДИМОСТЬ обманчивое отражение, ложный образ, «пустая» кажимость (см. также Иллюзионизм). В психологии различают созерцательную видимость (образ отражения и т. п., см. Инверсия) от более или менее проверенной видимости, которая может служить знаком чего-либо объективно существующего (см. Явление, Реальность); в этом смысле существует видимость всего данного в созерцании, которое принадлежит к сфере макрокосмоса и при этом может быть неидентичным с объективной действительностью. См. также Действительность. Философский энциклопедический словарь. 2010. ВИДИМОСТЬ кажимость (в ф и л о с о ф и и), – выражение сущности вещей в поверхностных, неустойчивых, случайных проявлениях, воспринимаемых непосредственно. В. выражает не всю сущность, а лишь ее момент. В процессе непосредств. созерцания мы иногда сталкиваемся с тем, что явления кажутся нам не такими, каковы они есть на самом деле. Это и есть В., или кажимость. В. не есть чистое порождение нашего сознания. Она возникает в результате воздействия на субъект реальных отношений и условий наблюдения. Вещи могут представляться нам как в правильном, так и в извращ. виде. Представление вещи в извращ. виде есть с у б ъ е к т и в н ы й момент В., хотя способ представления вещей вытекает из их реальных отношений. Нам кажется, что Солнце передвигается по небесному своду с В. на З. Это искаж. отражение вызывается не особенностями нашей познават. способности, а тем, что мы вместе с Землей движемся вокруг Солнца. Особенно сложно за В. вскрыть сущность вещей в обществ. явлениях. Так, при капитализме заработная плата, к-рую выплачивает рабочему предприниматель, представляется как оплата всего труда рабочего; но В. в данном случае вводит в заблуждение, ибо в действительности оплаченной является лишь часть труда рабочего, в то время как остальная, неоплаченная его часть служит для создания прибавочной стоимости, составляющей источник прибыли капиталистов. Сущность вещей проявляется во взаимодействии явлений, однако ни одно явление никогда не может полностью выразить соответствующую сущность; явления выражают сущность односторонне. В этом заключен источник заблуждений: на основании содержащейся в явлениях неполной информации о законах природы и общества люди зачастую делают неверные выводы об этих законах. Эта особенность явлений и фиксируется в категории В., или кажимости. Эта категория, с одной стороны, характеризует ту особенность объективного мира, что явления выражают определяющие их сущности не всегда адекватно, а с другой – особенность самого познания, процесс перехода от явления к сущности. "Кажущееся есть сущность в о д н о м ее определении, в одной из ее сторон, в одном из ее моментов. С у щ н о с т ь кажется тем-то" (Ленин В. И., Философские тетради, 1947, с. 107). Применяя категорию В., мы имеем дело с действием предметов материального мира на органы чувств человека, и возникающий при этом образ обусловлен объективными свойствами отражаемых предметов и выражает в какой-то форме эти свойства. Поэтому В. И. Ленин говорит: "Не толькo Wesen [сущность], но и Schein [видимость] объективны" (там же, с. 72). Цель науки состоит в том, чтобы за изменчивыми и преходящими явлениями вскрыть определяющую их сущность, устранив заблуждения, связанные с В. Познание и практика научили человека отличать законы развития вещей от явлений, в к-рых эти законы выражаются, научили отличать обманчивую В. вещей от их истинного содержания. Домарксистская философия не могла правильно решить вопрос об отношении между В. и сущностью. Субъективный идеализм отрицает объективное содержание явлений и фактически сводит материал человеч. знаний к В. Метафизика отрывала В. от ее объективной основы, от сущности, рассматривая В. только как чисто субъективную иллюзию. Отрыв В. от сущности используется для обоснования непознаваемости мира. Агностич. и скептич. подход к В. подверг критике Гегель, выступавший с позиций объективного идеализма. Гегель впервые ввел В. как особую филос. категорию, однако эта категория выступала у него как одно из понятий идеалистич. филос. системы. Только марксистская философия раскрыла рациональное содержание категории В., выявив диалектич. Соотношение субъективной и объективной сторон в В. и ее отношение к категориям сущности и явления. Отстаивая объективный характер В., диалектич. материализм ведет борьбу против идеализма, использующего неполноту и недостатки эмпирич. познания для "обоснования" агностицизма. Диалектич. материализм исходит из того, что показания органов чувств дают образы предметов внешнего мира, сходные с самими предметами, но не абсолютно, не целиком, не безоговорочно, а лишь в основном. Эмпирич. познания недостаточно для понимания сущности вещей. Взятые сами по себе, показания органов чувств; не могут служить безошибочным критерием истины. Однако познание никогда не останавливается на В. и на явлениях, идет дальше, проникает в сущность вещей и процессов; оно охватывает чувств, и рациональную ступени и имеет своей основой общественно-историч. практику. См. Диалектический материализм, Теория познания, Истина. Лит.: Маркс К. И Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955, с. 62–67; Маркс К., Теории прибавочной стоимости, т. 3, 4 изд., М., 1936, с. 107–15; его же, Тезисы о Фейербахе, в кн.: Маркс К. И Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 43–44, 358; его же, Диалектика природы, М., 1955, с. 159, 168, 191; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, с. 90–92, 24,249; его же, Философские тетради, там же, т. 38, с. 118, 121,122, 133,139–42, 189, 214, 249; Кант [И.], Критика чистого разума, 2 изд., П., 1915, с. 172–200; Гегель [Г.], Энциклопедия философских наук, Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 191–263; его же, Наука логики, там же, т. 5, М., 1937, с. 459–694. А. Спиркин. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|