БЭКОН


БЭКОН
        (Bacon) Роджер (ок. 1214, Илчестер,— 11.6.1294, Оксфорд), ср.-век. англ. философ и естествоиспытатель, францисканец. В 1257 был отстранён от преподавания в Оксфордском университете; его учение было осуждено главой ордена францисканцев. В 1278 В. был заточён в монастырскую тюрьму. Отвергая догмы, основанные на преклонении перед авторитетами, и схоластич. умозрение, В. призывал к опытному изучению природы, к разработке оптики, механики («практич. геометрии»), астрономии. Целью всех наук Б. считал увеличение власти человека над природой. Схоластич. дедукции он противопоставлял метод познания, основанный на эксперименте и математике. В учении об опыте как основе познания В. различал два вида опыта: внутренний — мистич. «озарение», объект которого бог, и внешний — чувств, знание, открывающее тайны природы. В. высказывал ряд смелых, дальновидных науч. и технич. догадок (о телескопе, летательных аппаратах и др.).
        The Opus majus of H. Bacon, od. introd. an analytical table by J. H. Bridges, v. 1—3, Oxf., Ш7—1900; Opera hactenus inedita, v. 1--12, Oxf., 1905—/ІО.
        Трахтенберг O. JB., Очерки цо истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957; Соколов В. В., Ср.-век. философия, М., 1979; Bridges .Т.Н., The life and work of R. Васол, L., 1914; В а с u m k e r С 1., R. Bacons Naturphilosophie, Munster, 1916; L i 11 i e A. G., K. Bacon L., 1928; Heck E., R. Bacon, Bonn, 1957.
 
        II
        (Bacoii) Франсис (22.1.1561, Лондон,— 9.4.1626, Хайгет), англ. философ, родоначальник англ. материализма и методологии опытной науки. В 1618—21 лорд-канцлер Англии.
        Философия В., идейно подготовленная натурфилософией Возрождения и традицией англ. номинализма, соединила в себе натуралистич. миросозерцание с началами аналитпч. метода, эмпиризм — с элементами теологпч. воззрений. «У Бэкона, как первого своего творца, материализм таит ещё в себе в наивной форме зародыши всестороннего развития. Материал улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 142—43). В. солидаризовался с материалистич. традицией предшествующей философии и критиковал схоластику перипатетиков, мистику пифагорейцев, идеализм платоников, агностицизм скептиков. Др.-греч. натурфилософы привлекали В. тем, что понимали материю как активное начало; с особым одобрением воспринимал он атомистич. философию Демокрита. Отношение Б. к антич. философии и мифологии нашло яркоо выражение в незаконч. трактате «О началах и истоках...» (изд. 1653, рус. пер.— «О принципах и началах», 11)37) и в сб. «О мудрости древних» (1609, рус. пер. 1972).
        Категориям схоластич. философии, спекулятивным рассуждениям о боге, природе и человеке Б. противопоставил доктрину «естественной» философии, базирующейся на опытном познании, но не свободной от терминология, и понятийных заимствований из учения перипатетиков. Свои сообщения, связанные с предвидением огромной роли науки в жизни человечества, с изысканием эффективного метода науч. исследования, с выяснением перспектив развития науки и её практич. применений, умножающих могущество человека и его власть над природой, В. изложил в незаконч. труде «Великое восстановление наук» («Instauratio Magna Scientiarum»), частями которого были трактаты «О достоинстве и приумножении наук» (1623, рус. пер. 1971), «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (1620, рус. пер. 1935) и цикл работ, касающихся «естественной истории», отд. явлений и процессов природы («Приготовление к естественной и экспериментальной истории...» — «Parasceve ad histo-riam naturalem et experimeiitalem», 1620; «История ветров» — «Historia de veiitis», 1622; «История жизни и смерти» — «Historia vitae et mortis», 1623; «История плотного и разреженного и о сжатии и расширении материи в пространстве» — «The history of density and rarity», 1658; «Sylva Sylvarum», или «Естественная история в десяти центуриях» — «Sylva Sylvarum», or «A natural history in ten centuries», изд. 1627, и др.). Б. разработал подробную классификацию наук, включающую указания на те дисциплины, которые ещё должны быть созданы; дал типологию заблуждений человеч. ума (идолы разума); обосновал эмпирич. метод и описал различные виды опытного познания («плодоносные» и «светоносные» опыты, разные способы и модификации эксперимента); сформулировал индукцию как метод исследования законов («форм») природных явлений в целях их плодотворного использования в человеч. практике. Пропагандируя науку, Б. разграничивал области науч. знания и религ. веры, считая, что религия не должна вмешиваться в дела науки. Он принимал христианство как религию откровения, видя в нём одну из связующих сил общества.
        Как гос. деятель и политич. писатель («Опыты, или Наставления нравственные и политические», 1597, 1612, 1625, рус. пер. 1962, и др. историч. и политич. соч.) Б. был сторонником абсолютистской монархии, воен., мор. и политич. могущества нац. государства. Он симпатизировал чаяниям тех слоев, крые ориентировались на выгоды торг.-пром. развития и сильной королев, власти. Его экономич. программа носила меркантилистский характер. В утопич. повести «Новая Атлантида» (изд. 1627, рус. пер. 1962) В. изложил проект гос. организации науки. Прерогативу «Дома Соломона» (на-учнотехнич. центра утопич. общества) составляют не только организация и планирование науч. исследований и технич. изобретений, но и распоряжение производством и природными ресурсами страны, внедрение в хозяйство и быт достижений науки и техники.
        Философия Б., сложившаяся в атмосфере науч. и культурного подъёма Европы кануна бурж. революций, оказала огромное влияние на целую эпоху филос. и науч. развития. Несмотря на неверную оценку некоторых открытий и науч. идей своего времени, Б. ярко выразил дух новой науки. Предложенная им классификация знаний была принята франц. энциклопедистами; его учение заложило материалистич. традицию в философии нового времени; индуктивная методология стала отправным пунктом разработки индуктивной логики; «Дом Соломона» послужил прообразом науч. обществ и академий.
        The works. Collected and ed. by ,T. Speddmg, R. L. Ellis and U. D. Heath, v. 1 — 7, L., 1887—1901; в рус. пер.— Соч., т. 1—2, M., 1977 — 78».
        Фишер К., Реальная философия и ее век. Франциск Вэкон Веруламский, пер. с нем., СПБ, 18702; Субботин А. Л., Фрэнсис Б., М., 1974; Михаленко Ю. П., Ф. В. и его учение, М., 1975; Frost W., Bacon und die Naturphilosophie,.., Munch., 1927; Farrington B., Francis Bacon: philosopher of industrial science, N. Y., [19491; A n-(1 e r s o n F. H., Francte Bacon. His career and his thought, Los Ang., 1962.
        А. Л. Субботин.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


БЭКОН
(Bacon)
Фрэнсис, Бэкон Веруламский (род. 22 янв. 1561, Лондон – ум. 9 апр. 1626, Нейгейт) – англ, государственный деятель и философ. Является родоначальником современного англ, эмпиризма, указал путь для бурного развития естественных наук, хотя сам в какой-то мере остался в путах средневековой метафизики. Важнейшую задачу науки Бэкон видел в покорении природы и целесообразном преобразовании культуры на основе познания природы. Для этого, считал он, человеку необходимо отказаться от предрассудков и ложных представлений (идолов). Единственно надежным источником познания, по Бэкону, является опыт (наблюдение и эксперимент), а единственно правильным методом познания – индукция, которая ведет к познанию законов; от них можно снова спуститься к опыту, прийти к тем изобретениям, которые укрепляют власть человека над природой, ибо человек способен осуществить то, о чем он знает: «tantum possumus quantum scimus». Осн. произв.: «De dignitate et augmentis scientiarum», 1605 (рус. пер. «О достоинстве и приращении наук», 1874); «Novum organum scientiarum», 1620 (рус. пер. «Новый органон», 1938); «Nova Atlatis» (незаконч.), (рус. пер. «Новая Атлантида», 1874).

Философский энциклопедический словарь. 2010.


Синонимы:
    бекон, философ


Просмотров: 856
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • бог как источник и гарант познания
  • Бэкон (Bacon) Фрэнсис
  • Бэкон Фрэнсис (Bacon F.)
  • Бэкон, Сэр Фрэнсис / Bacon, Sir Francis
  • вера в теории познания и философии науки
  • внутренняя и внешняя история науки
  • исследования по методологии науки М. Вебера
  • История как проблема логики
  • история науки внутренняя и внешняя
  • КАСТРО РУС
  • красота как методологический принцип познания
  • логика научного познания (логика науки)
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • науки о природе и науки о культуре
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • Пер-м-рху
  • Плюрализм как модель познания
  • разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки
  • Риторика в истории науки
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • философия науки
  • Философия науки (philosophy of science)
  • Философия науки. Связь между наукой и философией



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь