|
АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯАНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В вопросе об участии англ., шотл. и ирл. теологов и философов в формировании схоластической философии остается в силе сказанное в начале статьи о немецкой философии. В отличие от нем. философии англ, обращалась и обращается больше к неотраженной действительности и практической жизни. Уже первые ее представители были эмпириками и основывали свое учение на религиозном, научном и психологическом опыте; это были Роджер Бэкон, Иоанн Дуне Скот и Уильям Оккам. Основатель новой англ, философии Фрэнсис Бэкон выдвигает программу преобразования науки и выступает за четкое разделение веры и знания. Томас Гоббс (1588-1679), «отец неверия», проложил путь причинно-механистическому пониманию природы и материализму, против которого боролись англ, деизм, «естественная религия» Герберта Чербери и платонизм кембриджской школы. Мистика Якоба Бёме проникла в Англию через Джона Пордаджа (1625 – 1698). Выдающийся представитель англ. Просвещения Джон Локк – критик теории познания, признававший источниками познания лишь восприятие и мышление. К этой же школе относятся также деист Джон Толанд, «вольнодумец» Антони Коллинз, натурфилософ и физик Исаак Ньютон, представители этики Шефтсбери и Фрэнсис Хатчесон. Психологами из школы Локка (ассоциативная психология) были Дэвид Гартли и Джозеф Пристли. Чистый идеализм и христ. философию представлял Джордж Беркли, известный также и как гносеолог. Англ, философию Просвещения завершает философия здравого смысла (common sence) шотл. школы (см. Шотландская школа), которая развивается и в 19 в., ревностно придерживаясь трезвой эмпирической точки зрения. Она возникает в тесной связи с философией Шефтсбери; главными представителями ее наряду с Хатчисоном являются Томас Рид, Дугалд Стюарт и Томас Браун; близко к ней стоит экономист Адам Смит, а также Дэвид Юм, после Дж. Ст. Милля – «величайший негативный мыслитель всех времен». В последующий период англ, философия больше не претерпевала принципиальных изменений, вызываемых внутренними причинами, хотя после 1800 она испытывала духовное влияние извне: влияние Франц. революции, нем. идеализма и новейших достижений естествознания, особенно биологии, в познании мира. Старую, основанную Ридом шотл. школу со времени Уильяма Гамильтона и Уильяма Юэла сменяет новая, испытывавшая частичное влияние Канта. В резкой оппозиции к последней находится Иеремия Вентам, объяснявший нравственность и право, исходя из их полезности и стремившийся к наибольшему возможному счастью для наибольшего числа людей. Дальнейшему развитию ассоциативной психологии способствуют в числе прочих Джеймс Милль и Александер Бэйя (1818-1903). В связи с развитием естествознания продолжают развиваться (в частности, в работах Юэла) теория познания и методология, причем в них уже появляются моменты логистики, напр. у Джорджа Буля и У. Ст. Джевонса. Решающую роль играет дальнейшее развитие классической англ, эмпирической философии Дж. Ст. Миллем и Гербертом Спенсером. У последнего отчетливее, чем у первого, проявляется характерный для большинства представителей и направлений англ. философии 19 и 20 вв. союз между эмпиризмом 17 и 18 вв. и биологией 19 в., которые объединяются в эволюционизм, не лишенный спекулятивных элементов; представители последнего среди прочих – У.К.Клифорд (1845-1879) и Т. Г. Гексли. Классиком биологизма является Чарлз Дарвин с его учением о «борьбе за существование». Против биологизма и эволюционизма выступает романтико-идеалистическое, испытывающее влияние христианства течение, поддерживаемое прежде всего Джемсом Мартином (1805-1900), А.К.Фрэзером (1819-1914) и Робертом Флинтом (1838-1900). Под влиянием нем. идеализма находятся также представители этики Томас Карлейл, Генри Зидвик и Т.Х.Грин. Однако собственно кантианство, как и гегельянство, в англ, философии не возникло. В то же время мысли Канта и Гегеля не раз оказывали влияние на англ, философию: гегельянцем является, напр., Дж..Х.Стирлинг. Делались самые различные попытки синтеза идеализма и биологизма (в этой связи примечательна книга Д.Г.Ригчи «Darwin and Hegel», 1893). Неогегельянцами являются Фрэнсис Герберт Брэдли, Бернард Бозанкет и Д. Мак-Таггарт (1886-1925). Психологию как биологически обосновываемую теорию сознания продолжали развивать, в частности, Джеймс Уорд, Дж. Ф. Стоут (1860-1943), Ч. Э. Спирмен (1863 – 1945), а также Уильям Мак-Дугалл. Наконец, как самостоятельные явления в англ, философии наиболее известны прагматизм Ф.К.С.Шиллера и неореалистическая школа (см. Неореализм), наиболее видным и влиятельным представителем которой являлся Бертран Рассел; он объединял в себе острый ум логика и математика, афористические мысли и гуманные, пацифистские идеи. В период между двумя мировыми войнами Рассел был наиболее популярным из англ, философов. Наряду с ним следует назвать Дж.Д.Хикса (1862-1941), Дж.Э.Мура и Ч.Д.Броуда (род. 1887). Из неореалистической школы вышли представители англ, онтологии: Сэмюель Александер, склонявшийся к пантеизму, платоник Алфред Норт Уайтхед, представляющий эволюционистский теизм, Джон Лэрд, А. Э. Тейлор и др. Крупным представителем философии религии является X. Даусон. Философский биологизм представляет Дж. С. Хаксли. Выдающимся представителем философии истории в Англии являлся А. Дж. Тойнби (1889-1975). Экзистенциалистская философия не представлена в современной англ. философии ни одним достойным упоминания философом: для англ, научной мысли существование не является философской проблемой. Философский энциклопедический словарь. 2010. АНГЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Англия – страна, имеющая длит. историч. традицию развития филос. мысли. Сохраняя нац. самобытность, А. ф. с самого начала [Алкуин (ок. 735–804), Иоанн Скот Эриугена] развивалась в тесном взаимодействии с философией других стран. Своеобразие А. ф. определяется, в конечном счете, ранним развитием капитализма в Англии и связанными с этим особенностями идеологич. борьбы. Условия перехода в Англии от феодализма к капитализму, а затем ее привилегированное положение как мировой колониальной державы обусловили особенности классовой борьбы в этой высокоразвитой капиталистич. стране. При всем разнообразии течений, сменявших друг друга и сталкивавшихся между собой в ходе истории А. ф., для нее характерна прочная и давняя материалистич. традиция. "Материализм – прирожденный сын В е л и к о б р и т а н и и" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 142). Значение англ. материализма выходит за нац. рамки. А. ф. свойственна эмпирическая, индуктивная, аналитич. тенденция, насыщенный богатым эмпирич. материалом углубленный анализ отд. филос. проблем, к-рый преобладал над созданием универсальных рационалистич. конструкций и всеобъемлющих систем. Для истории А. ф. характерны также тесная связь с развитием естествознания (достаточно упомянуть роль Ньютона и Дарвина в формировании воззрений англ. философов) и большое внимание к проблемам этики. Неоплатонич. система ирландца Эриугены (9 в.) – первое значит, филос. построение в Европе после упадка антич. цивилизации. В 12–13 вв. выступает Александр из Гэльса – один из провозвестников схоластич. философии. Однако деятельность их протекала гл. обр. во Франции и отражала сложившуюся там идеологич. обстановку. Крупнейших английских ср.-век. философов Р. Бэкона, Дунса Скота и У. Оккама объединяет, при всем существ. различии их учений, дух самостоятельности, оппозиции к господствовавшей католич. догматике. Р. Бэкон в полном контрасте с господствовавшим схоластич. мировоззрением предвосхитил грядущий поворот философии в сторону опытной науки и начертал контуры науч. метода познания мира. Столь отличный от Бэкона мыслитель, как Дунс Скот, сам являвшийся воплощением схоластич. учености, в борьбе против школы Фомы Аквинского способствовал расколу схоластич. лагеря, чем подготовил идейную почву для разграничения веры и знания, оказавшегося вскоре опорным пунктом для прогрессивных мыслителей, отстаивавших автономию рационального мышления. По характеристике К. Маркса, он заставил "самоё т е о л о г и ю проповедовать м а т е р и а л и з м " (там же). Вершиной ср.-век. А. ф. был Оккам. Борьба за независимость от панства приняла в его учении двоякое выражение: защиты принципа независимости светских властей от Ватикана и разрыва с томизмом и схоластич. реализмом вообще. Обоснованный Оккамом номинализм в сочетании с четким отграничением знания от веры, естеств. опыта от сверхопытного откровения знаменовал недвусмысл. материалистич. тенденцию, насколько она была возможна в пределах схоластики. Номинализм сделался одной из наиболее действенных традиций в истории А. ф. (сохраняющейся и поныне), а столкновение его с реализмом стало выражением борьбы двух лагерей в философии. Учение Оккама, последнего выдающегося представителя англ.схоластич. философии, несло в себе идеи, подрывавшие самые основы схоластики. Период первонач. накопления был для А. ф. периодом застоя. В 15–16 вв. А. ф. отстала от блестящего свободомыслия гуманистов Возрождения. В философии преобладал схоластич. аристотелизм (Дж. Кейз, Р. Сандерсон). Антиаристотелевские, примыкавшие к взглядам Раме выступления У. Темпла, как и утопия Т. Мора, занимающего в истории мировой обществ. мысли особое место, не меняли существ. образом общей картины задержки развития философии перед новым скачком в 17 в. В 17 в. подъем А. ф., особенно англ. материализма, был связан с общим подъемом экономической и социально-политической жизни страны и прежде всего с англ. буржуазной революцией. Великие англ. мыслители 17 в. Ф. Бэкон, Гоббс и Локк оказали огромное влияние на философию в других странах. Ф. Бэкон по праву считается в марксистской истории философии родоначальником англ. материализма и опытной науки нового времени. В его философии, учитывающей, как отмечал Маркс, наследие антич. материализма (Демокрита, Анаксагора), получила всестороннее развитие науч. тенденция, намеченная еще Р. Бэконом. Прогрессивное значение его философии заключалось гл. обр. в принципиальном изменении отношения философии к фактам, к опытной науке, к естествознанию. Провозглашенный им новый, индуктивный метод – манифест нового строя филос. мысли, направленный к выработке науч. миропонимания, – оказал большое влияние на дальнейшее развитие англ. науки, особенно естествознания. Его соч. "О достоинстве и усовершенствовании наук", своеобразным научно-технич. дополнением к к-рому должна была стать незаконченная утопия "Новая Атлантида", является первым наброском грандиозного для того времени плана науч. работ, предназначенных для создания новой, капиталистич. цивилизации; в нем нет, однако, духа революц. борьбы. Продолжатель Ф. Бэкона – Гоббс разработал филос. систему, опирающуюся на совр. ему открытия механико-математич. естествознания и выражающую самый дух этого естествознания, его руководящие принципы. В философии Гоббса материализм обрел четкие очертания механистич. материализма, соответствовавшего уровню, характеру и задачам развития науки в ту историч. эпоху. Вместе с тем Гоббс покончил с теологич. предрассудками материализма Бэкона, обнажив социальную сущность религии. Гоббс своей теорией общественного договора, своей теорией государства сделал попытку противопоставить рациональное (хотя еще не материалистическое) понимание обществ. явлений теологическому. Самым слабым звеном философии Гоббса была узловая проблема перехода от чувств. к рациональному познанию. Локк сосредоточил внимание на обстоят. разработке этой проблемы, обосновав сенсуалистич. учение о происхождении понятий и идей из ощущений и восприятий. В философии Локка бурж. идеология высвобождается от характерной для революц. периода зависимости от религ. мировоззрения. В то же время материализм у Локка не является последовательным, он открывает лазейки для агностицизма и субъективизма, отражает, как и социологич. воззрения Локка, дух классового компромисса 1688, завершение бурж. революции. Историч. влияние идей Локка чрезвычайно велико и разносторонне. Для А. ф. после Локка традиционным становится эмпиризм. Исходя из сенсуализма Локка, в 18 в. философию разрабатывали как в материалистич. (франц. материализм), так и в идеалистич. (Беркли, Юм) направлениях (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 144; В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 14, с. 113). Развитие материалистич. линии в А. ф. совершалось в упорной борьбе против идеализма и религии. Вслед за теологич. противниками материализма (Р. Филмер, Дж. Бремхолл, Р. Гревилл) против него в 17 в. выступили кембриджские платоники (Г. Мор, Кедворт и др.). В обоих случаях борьба против материализма совпадала с борьбой против науч. познания. Преодолевая критику справа, прогрессивные приверженцы философии Локка продолжали материалистич. тенденцию, содержавшуюся во взглядах их учителя, и образовали в 1-й пол. 18 в. школу англ. деизма. Предшественниками этого направления были Херберт (лорд Чербери) и Болингброк. Деисты (Толанд, друг и ученик Локка Коллинз, М. Тиндаль, Т. Вулстон, Додуэлл Младший), опираясь на учение Локка и открытия Ньютона, в борьбе с теологич. истолкованием ньютонианства Кларком представляли прогрессивную линию в развитии А. ф. Споры разгорелись вокруг проблемы бессмертия души; отношение к этой проблеме сделалось пробным камнем для определения филос. позиций. Самым значительным из англ. материалистов этого времени был Толанд. Его учение о единстве пространства и материи (против Ньютона) и обоснование идеи о том, что движение внутренне и неотрывно присуще материи (против метафизики Спинозы), были ценным вкладом в развитие материализма. В эту эпоху утверждения капитализма предметом интенсивного обсуждения стали проблемы нравственности. Кларк, сторонник метафизически-идеалистич. концепции морального порядка и гармонии, деистически настроенный Шефтсбери, противопоставивший эвдемонизму теорию врожденного "морального чувства", его продолжатель Хетчесон, их противник Мандевиль, прославивший себя филос. сатирой на господствовавшее этич. лицемерие и показавший реальные нравы современного ему общества, являлись осн. представителями этич. течений этого периода. Самым видным деятелем идеалистич. реакции был Беркли, проповедник "мистического идеализма в английской философии" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13, с. 63). Беркли придал новый вид борьбе против материализма, против укрепившегося на основе ньютоновской физики материалистич. деизма, обосновывая религ. мистич. выводы не при помощи теологич. доводов, а отталкиваясь от софистич. анализа чувств, опыта. Его объективно-идеалистич. и теологич. выводы находились в противоречии с субъективно-идеалистич. основоположениями его философии. Последующие представители англ. идеализма, приглушив откровенно мистич. выводы Беркли, опирались в борьбе против материализма на его идеалистич. обработку сенсуализма. Наиболее крупным из них был Юм, оказавший прочное и длит. влияние на развитие идеализма Канта, позитивизм, идеалистич. философию конца 19–20 вв. Юм сделал последоват. феноменалистич. выводы из субъективно-идеалистич. версии сенсуализма. Его скептицизм преследовал сразу две цели: отвергнуть гл. противника – материализм, и вместе с тем оградить опытное естествознание от теологич. догм. Его философия знаменовала переход от буржуазных прогрессивных идей 17 в. к идеологии буржуазии, установившей свое господство; то была философия просвещ. либеральной буржуазии, еще не порвавшей с принципами просветителей, но обломавшей их революц. острие. В этих историч. условиях материализм потерял свое прежнее влияние, однако материалистич. традиция сохранялась в продолжение всей истории А. ф. В сер. 18 в. материализм отстаивал Гартли, а затем выдающийся ученый-химик, приверженец франц. революции Пристли. Во всеоружии совр. им науч. знаний они смело и талантливо боролись против господствовавших школ идеализма и религ. суеверий. Во 2-й трети 18 в. сложилась шотландская школа, выступавшая под знаменем "здравого смысла" (Рид, Дж. Освальд, Д. Стюарт и др.). Под видом "наивного реализма" эта школа подвергла философию Юма критике справа, отстаивая от его скептицизма религ. догмы. Защита объективной реальности служила лишь средством обоснования дуализма и бытия бога. Убедит. критика основоположений этой философии была дана уже Пристли. В результате пром. переворота в полной мере развернулся англ. капитализм, утвердивший свое господство во всех сферах общества. В оформлении идеологии развивающегося капитализма большую роль сыграли классич. экономич. учения Смита и Рикардо и тесно связанное с ним этич. учение утилитаризма, в к-ром бурж. делячество идет рука об руку с апологией капитализма. В утилитаризме Бентама и примыкавших к нему учениях (Дж. С. Милль и др.) бурж. самодовольство и ограниченность вытеснили былую революционность; "радикал" Бентам выступил против демократич. идей франц. якобинцев и лежащей в их основе теории естественного права. Аналогично тому, как исходящая из сенсуализма теория познания шла двумя противоположными путями – материалистич. и антиматериалистическим, в противоположных направлениях – буржуазном и антибуржуазном разрабатывалась основанная на сенсуализме этика. По своему идейному содержанию и социальной функции этика Бентама и этика Годвина находились в явном противоречии: первая – это, по выражению Маркса и Энгельса, "теория эксплуатации", гимн гармонии капиталистического общества; вторая – осуждала капитализм и как экономич. и как моральную систему, вскрывая его дисгармонию и социальную несправедливость. "Исследование о политической справедливости" Годвина (1793) и ответ на нее Мальтуса были ярким идеологич. отражением социальных конфликтов; за гармонией, воспевавшейся утилитаристами, таилась суровая борьба классов. Человеконенавистнич. тенденция капиталистич. "прогресса" явственно обнаружилась в мальтузианстве. Социальная философия Мальтуса была направлена против "утопизма" подлинно гуманистич. идей, выражавших идеалы и стремления трудящихся масс. Между тем идеи утопич. социализма, осуждавшие частнособственнич. действительность и противопоставлявшие ей мечту об общности имущества и труда, не умирали в истории англ. обществ. мысли. Заложенная Мором традиция утопич. социализма возродилась век спустя во время англ. бурж. революции. Ярким ее представителем был деятель движения диггеров Уинстэнли, отстаивавший радикальные, но утопич. идеалы потребительского коммунизма. От Мора к "Республике Океании" Гаррингтона (1656), далее к Годвину и от него к Оуэну и У. Моррису – из века в век влекло передовые умы к социалистич. идеалу. Учение Оуэна способствовало подготовке величайшей революции в истории филос. идей – возникновению марксизма. Следующим этапом в развитии субъективно-идеалистич. эмпиризма, восхо-дящего к Юму, был англ. позитивизм. Два крупнейших имени знаменуют собой два периода в развитии англ. позитивизма: Дж. С. Милль и Спенсер. У Милля и его сторонников скептич. философия как бы поворачивается с негативной стороны на позитивную: она направлена на разработку эмпирич. метода познания в рамках, определенных отказом от возможности познания объективной реальности. Содействуя развитию опытного, эксперимент. знания, англ. позитивисты дали обстоят. исследования в отдельных спец. областях (учение об индукции в логике Милля, учение об ассоциациях в психологии А. Бэна, позднее учение о закономерности в социологии Бокля), но их философия в целом не дает материализму доступа в науку и вместе с тем открывает путь религ. вере. Обострение противоречий капитализма, рост классового самосознания пролетариата, выступившего как самостоят. сила в чартистском движении (наиболее радикальными представителями к-рого были Гарни и Джонс), возникновение массовой организации рабочего класса – тред-юнионов, деятельность в Англии творцов науч. Коммунизма – Маркса и Энгельса, развитие материалистич. идей естеств.-науч. Мысли – такова обстановка, в условиях к-рой была создана материалистич. эволюц. теория Дарвина. Учение об эволюции видов и о происхождении человека дало могучий толчок развитию материализма и атеизма. В течение десятилетий продолжались жестокие столкновения науки и религии вокруг учения великого биолога. Наконец, эволюц. теория Дарвина дала ценнейший материал Марксу и Энгельсу для дальнейшей разработки материалистич. диалектики. Дарвинизм послужил отправным пунктом для естественнонаучного материализма прямого преемника Дарвина – Т. Г. Гексли и близкого к его воззрениям Дж. Роменса. Дарвинизм оказал влияние также и на развитие англ. позитивизма. Позитивистский эволюционизм Спенсера опирался на теорию Дарвина. Спенсер завершил философию своих предшественников созданием энциклопедической по масштабу позитивистской филос. системы. Признание запретной зоны "непознаваемого" и ограничение познания сферой явлений крепко связывали Спенсера с линией Юма. Вместе с тем две отличит. особенности характеризуют его позитивизм. Во-первых, Спенсер всесторонне разработал метафизич. концепцию развития – эволюционизм, направленный, с одной стороны, против теорий, игнорировавших всякое развитие, с другой – против диалектич. и революц. концепции развития. Во-вторых, Спенсер использовал великое науч. открытие Дарвина в интересах укрепления идеологич. позиций буржуазии. Органич. Социология Спенсера, основанная на ложном антидиалектич. принципе сведения высших форм движения к низшим, и весь его эволюционизм в социологии в течение длит. периода широко применялись в борьбе против революционно-социалистич. идей (см. Социальный дарвинизм). В последней трети 19 в. выросло и распространилось объективно-идеалистич. течение с явно выраж. религ. тенденцией известное как англ. гегельянская школа. Выступив с решит. критикой эмпирич. и позитивистской формы субъективного идеализма, критикой, к-рая стала традиционной для англ. бурж. философии, эта школа к концу века вытеснила влияние философии Милля и Спенсера и утвердилась в качестве господствующей. Объективно-идеалистич. реакция опиралась в своей борьбе на учение нем. идеалистов от Канта до Гегеля. Как известно, на формировании воззрений родоначальника нем. классич. идеализма Канта сказалось влияние Ньютона и Юма. В своем обратном воздействии на англ. философию кантианство было направлено против учений, сложившихся на почве механицизма Ньютона и эмпиризма Юма. Первонач. проявления рассматриваемого поворота англ. идеализма от феноменализма к спиритуализму, от психологизма к логицизму, от индукции и эмпиризма к спекулятивной дедукции наметились уже в философии Гамильтона, пытавшегося в своем учении о "безусловном" развить учение шотландской школы путем соединения его с кантианским трансцендентализмом. Другим источником формирования английского гегельянства были идеи реакционного романтизма, проповедовавшиеся Колриджем и Карлейлем, которые использовали фихтеанские и шеллингианские идеи. Гегельянство Грина, братьев Дж. и Э. Керд, а тем более Брэдли, Бозанкета, Дж. Э. Мак-Таггарта не совпадает с нем. гегельянством по своему теоретич. содержанию и социальной роли. В англ. гегельянстве нет той внутренне противоречивой двойственности, к-рая составляет самое существо нем. классич. идеализма. Англ. философов привлекала система абс. идеализма и "абсолютное" как логизированная идея бога, но им остался совершенно чужд диалектич. метод. Даже у Мак-Таггарта, лучшего знатока Гегеля среди приверженцев этой школы, нет симпатии к идее развития. Если феноменалисты вели борьбу против материализма в сфере чувственного познания, то гегельянцами эта борьба переносится в рациональную сферу. Нельзя вместе с тем не признать, что изучение нем. философии расширило горизонты англ. идеалистов. Самым ярким и самобытным из всех представителей англ. гегельянства был Брэдли. Однако в его релятивизме и во всестороннем обнажении им противоречивости познания (причем принцип противоречивости у Брэдли, в отличие от Гегеля, не связан с принципом развития) уже обнаружилось начало распада этого течения. Учение Мак-Таггарта, в свою очередь, хотя и по-другому, обнаруживает те же симптомы. Монистич. форма абс. идеализма (см. Монизм) перешла у него в плюралистич. форму (см. Плюрализм), а мистич. мотивы (религия любви) теряют связь с христ. богословием. Прагматизм в форме "гуманизма" Ф. К. Шиллера, выступавшего с критикой гегельянства, не привился на англ. почве. Острая дискуссия между Брэдли и Шиллером способствовала уяснению слабых звеньев как той, так и др. формы идеализма. Впрочем, этому способствовала в более широком плане и вся борьба внутри идеалистич. лагеря между рационализмом гегельянцев и эмпиризмом юмистов, развернувшаяся на пороге эпохи империализма. Англ. гегельянство изжило себя в начале 20 в. Оно не имело глубоких корней в нац. филос. традиции и было совершенно чуждо совр. естеств.-науч. мысли. На смену ему в качестве доминирующего направления англ. филос. идеализма пришел неореализм. При всем индивидуальном различии осн. представителей этого течения, столь мало похожих друг на друга, как Мур и Александер, Рассел и Броуд, неореализму присущи общие черты, позволяющие характеризовать его как особую филос. школу. Формально неореализм выступил как решит. оппозиция и против субъективного (феноменалистического) и против объективного (гегельянского) идеализма. Формально он восстановил в правах "наивный реализм" шотландской школы и занял позицию, претендующую на преодоление как идеализма, так и материализма. По существу же своему неореализм является воинств. идеализмом, преднамеренно усложненным, камуфлированным феноменализмом, очень близким по своим основоположениям к махизму, несмотря на все различие их методологии. "Объективно реальные" "факты" и "события" неореалистов но субъективно-идеалистич. существу своему – родные братья эмпириокритич. "элементам" мира. Логич. усилия, софистич. искусство неореалистов направлены на дезориентацию и постановке и решении осн. вопроса философии как в теории познания, так и в теории бытия. В теории познания неореалистов снова в центре интересов – чувственное восприятие. Всячески лавируя между тождеством и различием восприятия и предмета, неореалисты стараются скрыть и затемнить коренную противоположность идеалистич. и материалистич. концепции, расчленяя и дробя вопрос, уводя мысль от основной проблемы. Для натурфилософии неореалистов характерно то же стремление к дезориентации в решении осн. вопроса философии. Материализму противопоставляют "нейтральный монизм", маскирующий свою идеалистич. природу стиранием граней между физическим и психическим – одухотворением, дематериа-лизацией материи и материализацией духа [при посредстве бихевиоризма у Рассела, панвитализма (см. Витализм) у Уайтхеда и даже оккультизма у Броуда]. Рука об руку с "нейтрализацией" монизма (т.е. с борьбой против материального единства мира) путем стирания граней между физическим и психическим в том же направлении действует свойственная (при всем их различии) неореалистам Александеру, Ллойд-Моргану, Броуду плюралистич. тенденция – установление иерархич. лестницы форм бытия. Жизнь и дух превращаются из форм движения и свойств материи в ступени бытия наряду с материей. Если к этому добавить, что материя рассматривается как вторичное, надстроечное по отношению к пространству – времени и что устанавливается двоякое понимание эволюции форм бытия – от низшего к высшему и от высшего к низшему, – идеалистич. характер этой онтологии становится очевидным. Характерным для ряда неореалистов является также замена ими вульгарного эволюционизма как принципа развития эмерджентной эволюцией. Качеств. различие, скачки, возникновение нового получают права гражданства в этой теории. Механистич. сведение отвергается вместе с непрерывностью. Однако дискредитированный развитием науки вульгарный эволюционизм отбрасывается эмерджентными эволюционистами для того, чтобы противопоставить материалистич. диалектике другую, недиалектич. концепцию развития. В этой концепции нет диалектич. единства прерывности и непрерывности; перерывы постепенности осуществляются вопреки естеств. закономерности; переходы от низшего к высшему приобретают телеологич. (и даже теологическую – у Александера, Ллойд-Моргана) направленность. В результате эта натурфилософия отлично уживается у нек-рых ее приверженцев с религ. выводами, а у Броуда – даже с открытой проповедью спиритизма. Философы неореализма широко использовали кризис совр. физики для борьбы против материалистич. идей. Идеалистически истолковывая теорию относительности, квантовую механику, ломку физич. представлений о строении материи, они активно внедряли физический идеализм в среду естествоиспытателей и вместе с тем опирались на него в своих филос. учениях, превращавших материю, пространство и время из объективной реальности в логич. конструкции. Этому способствовала встречная волна физического идеализма, идущая из среды самих физиков-идеалистов. Широкому распро-странению в Англии (и за ее пределами) физического идеализма в большой мере способствовали популярные (и увлекательные по форме изложения) работы ряда крупных физиков, в особенности астрономов-идеалистов (Дж. X. Джинс, А. Эддингтон. Г. Дингл), пропагандирующих идеализм на основе ложных филос. выводов из новейших открытий естествознания. Эта пропаганда идеализма, исходящая от самих ученых, встретила отпор не только со стороны передовых англ. физиков (Бернал), но и со стороны отд. наиболее добросовестных и вдумчивых философов, близких к неореализму (Л. С. Стеббинг). Эта пропаганда часто основана не на идеалистич. филос. выучке, а на филос. беспомощности естествоиспытателей и слепой приверженности религ.-идеалистич. традиции. Явления, отмеченные в свое время Энгельсом в статье "Естествознание в мире духов" на примере англ. физика Крукса, сохраняются и поныне: спиритич. суеверия распространены и среди бурж. ученых, активно продолжается "изучение" парапсихич. явлений (psychical research). Физик О. Дж. Лодж, психологи У. Мак-Дугалл и Прайс, философ Броуд и пр. – наиболее активные проповедники суеверий. В большой степени на развитие философии повлияло развитие математики и математич. логики. Англ. философы наряду с математиками внесли ценный вклад в разработку формальной логики. С работ Гамильтона начинается сближение формальной логики с математикой, приведшее к созданию новой теории дедукции, значительно расширяющей и совершенствующей аристотелевскую логику. Гамильтон постановкой вопроса о квантификации предиката и основанной на этом возможности трактовки суждения как уравнения предвосхитил последующее развитие математич. логики в трудах О. Де Моргана, Буля, Джевонса. Качественно новым этапом на пути развития математич. логики были работы Рассела и прежде всего его ставший классическим фундамент. труд "Принципы математики", написанный совм. с Уайтхедом (см. Математическая логика). Роль Рассела в развитии совр. А. ф. не исчерпывается разработкой неореализма и обогащением логич. теории. Он, а также Мур являются вдохновителями того филос. учения, к-рое развивалось в Англии во 2-й четверти 20 в., вытеснив др. течения, в т.ч. и неореализм. Имеется в виду логический анализ – господствующая в наст. время в Англии форма субъективного идеализма, непосредственно примыкающая к логическому позитивизму. Развитие математич. логики используется этой школой для обновления махизма. Нити логического позитивизма тянутся к Венскому кружку, к идеям к-рого ближе всего Айер и К. Поппер. Больше других для внедрения этой философии в Англии сделал Рассел. Однако ту специфич. форму, в к-рую в наст, время в Англии выкристаллизовался "логический анализ", он приобрел под влиянием участника Венского кружка Витгенштейна и его последователей. Особенностью логического позитивизма, отличающей его от старого позитивизма, махизма и неореализма, является перенесение главного фронта борьбы против материализма с проблемы чувственного познания на проблему познания рационального. Если главным методом обоснования идеализма раньше была идеалистич. фальсификация чувственного восприятия, теперь им является идеалистич. истолкование логич. мышления. Учение о тавтологич. природе всякого логич. суждения и связанная с ним теория логич. конвенционализма является средоточием интересов неопозитивистов. Учение о всех суждениях, не поддающихся непосредств. эмпирич. проверке и не сводимых к тавтологии, как "псевдосуждениях" используется при этом для того, чтобы с порога отвергнуть материализм и завуалировать идеалистич. сущность этой философии. Отрыв логики от объективной действительности и от опытного знания придает вместе с тем логическому позитивизму характер своеобразного внутриидеалистич. "дуализма": опыт и мышление вследствие этого выступают как две независимые ступени познания, требующие двух разнородных критериев истины. "Границы языка" превращаются в абсолют. Центр филос. интересов переносится на мелочные, скрупулезные лингвистич. проблемы семантики и прагматики. Влиятельным представителем "логического анализа" является Г. Райл, известный своей семантич. критикой психофизич. дуализма (в пользу бихевиоризма) и семантич. анализом логич. парадоксов. В совр. (витгенштейнианской) форме "логический анализ" представляет собой картину формалистич. деградации идеалистич. философии. Измельчание философии, утеря ею достойного настоящей философии содержания, замена филос. исканий бесцельным анализом ради анализа вызывают заслуж. осуждение даже со стороны представителей идеализма, понимающих социальную ответственность философов, и прежде всего со стороны Рассела, к-рый в ряде остроумных выступлений подверг логических аналитиков язвит. критике. В англ. социологии 2-й пол. 19 в. преобладала вульгарно-эволюционистская, органич. социология, развитая Спенсером. Работы Кидда и др. пропагандировали социальный дарвинизм, основанный на неправомерном перенесении в историю биологич. принципа борьбы за существование. Колониалистская идеология практич. политиков англ. империализма (С. Роде, Дж. Чемберлен и др.) нашла социологич. обоснование в работах холиста фельдмаршала Смэтса и сторонника расизма антрополога А. Кита. В социологии Хобхауза сохраняются элементы эволюционистского натурализма, однако в его либерально-индивидуалистич. понимании истории гл. фактором обществ. прогресса является не борьба, а гармония. Особое место в разработке философии истории занимает Коллингвуд, обладающий (в противовес доминирующим в совр. А. ф. логическим аналитикам) нек-рым пониманием историзма. Его концепция истории – своеобразная идеалистич. диалектика, однако с явным релятивистским колоритом. Большой междунар. резонанс получила идеалистич. философия истории Тойнби (близкая по типу к учению Шпенглера). На огромном историч. материале Тойнби рассматривает всемирный историч. процесс как возникновение, развитие и гибель 22 замкнутых цивилизаций. В этой философии истории антидемократич. тенденция сочетается с августинианской, религиозной. Критике материалистич. понимания истории, науч. социализма и принципа историч. закономерности вообще посвящены социологич. работы логич. позитивиста К. Поппера. Основоположники марксизма большую часть жизни прожили в Англии. Ее изучение давало им важнейший материал для таких работ, как "К критике политической экономии", "Капитал" Маркса, "Положение рабочего класса в Англии" Энгельса. На творчество Маркса и Энгельса оказали большое влияние как англ. теоретики (А. Смит, Рикардо, Оуэн, Дарвин), так и развитие в этой стране массового рабочего движения, с к-рым они были тесно связаны. Однако господство реформизма в англ. рабочем движении, обусловленное привилегированным междунар. положением англ. капитализма, препятствовало распространению марксизма в Англии. Лидеры и теоретики лейборизма (Дж. Р. Макдональд, Ласки, Коул, Стрейчи) в большинстве своем придерживались и придерживаются открыто антимарксистских взглядов, следуя модным на данном историч. этапе бурж. теориям, популяризируемым ими среди рабочей аристократии и лейбористской и тред-юнионистской бюрократии. Этич., фабианский (см. Фабианцы), гильдейский, как и христианский социализм отлично уживаются с идеалистич. философией и социологией, несовместимыми с науч. социализмом. В среде англ. лейбористов широко распространены идеи т.н. демократического социализма, утверждающего, что совр. капитализм уже перерастает в социализм, и строящего свою теорию на почве "опровержения" революционной теории Маркса. Немногие реформистские деятели, выдававшие себя за марксистов, распространяли ревизионистские теории или (как Г. М. Гайндман) вульгаризировали и опошляли марксизм. Б. Быховский. Москва. Пропагандистами марксизма в Англии были дочь Маркса Элеонора Эвелинг (1855–98), ее муж Эдуард Эвелинг (1851–98), к-рый принимал участие в переводе на англ. яз. 1-го т. "Капитала" К. Маркса, работы Ф. Энгельса "Развитие социализма от утопии к науке" и др. Группа англ. социал-демократов, входивших в Британскую социалистическую партию (1911), во главе с Г. Квелчем вела пропаганду и агитацию в марксистском духе. "Это, – писал Ленин, – величайшая историческая заслуга Квелча и его товарищей" (Соч., 4 изд., т. 19, с. 333). Победа Великой Октябрьской социалистич. революции в России, обострение классовой борьбы в Англии и организация в 1920 Коммунистической партии Англии вызвали среди трудящихся Англии значит. рост классовой сознательности, повышенный интерес к марксизму-ленинизму. На страницах "Соmmunist Review" и "Labour Monthly" велась борьба против политич. и филос. реакции. В последующие годы в Англии развернулась борьба за единый народный фронт, против войны и фашизма. В 1938 начал выходить теоретич. журнал "The Modern Quarterly" (впоследствии "Marxist Quarterly"), ведущий борьбу против идеализма и популяризирующий марксистско-ленинские идеи. После 2-й мировой войны англ. марксисты выступают в передовых рядах борцов против идеологии англо-амер. империализма. Англ. коммунисты (Г. Поллит, П. Датт, Дж. Голлан и др.) решительно борются против открытого и замаскированного реформизма и ревизионизма, искажающих принципы марксистской философии в интересах империализма. Англ. философы-марксисты (М. Корнфорт, Дж. Льюис, М. Добб) и опирающиеся на марксистскую философию ученые (Дж. Бернал и др.), исходя из основных положений диалектического и исторического материализма, показывают в своих работах и на страницах марксистских журналов "Marxist Quarterly" и "Marxism Today", что все современные формы англ. идеализма являются отражением реакц. идеологии империализма. Они критикуют идеалистич. воззрения бурж. ученых на материю, время, пространство, причинность, закономерность. Борьба за науку и материализм, за мир и демократию имеет огромное значение для англ. народа. Е. Помогаева. Москва. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955, гл. 6, с. 138–48; Маркс К., Чартисты, там же, т. 8, М., 1957; Маркс К. и Энгельс Ф., Об Англии, М., 1952; Энгельс Ф., Развитие социализма от утопии к науке, М., 1953 (см. Введение к английскому изданию); История философии, т. 1–3. [М.], 1940–43; История философии, т. 1–3, М., 1957–59; Квитко Д. Ю., Очерки современной англо-американской философии, М.–Л., 1936; Голосов В., Очерки по истории английского материализма XVII–XVIII вв., [Красноярск], 1958; Rоgers А. К., English and American philosophy since 1800, N. Y., 1922; Fоrsyth Th. M., English philosophy..., L., 1910; Seth J., English philosophers and schools of philosophy, N. Y., 1912, Sorley W. R., ? history of English philosophy, Camb., 1937; Contemporary British philosophy. Personal statements, ed. by J. H. Muirhead, v. 1–2, L. – N. Y., 1924–25; Paul L., The English philosophers, L., 1953; ?etz R., ? hundred years of British philosophy, L., 1938; Urmson J. О., Philosophical analysis: its development between the two world wars, Oxf., 1956; Lewis H. D. (ed.), Contemporary British philosophy, L., 1956; Passmore J. ?., ? hundred years of philosophy, L., 1957; Warnock G. J., English philosophy since 1900, L. – Oxf., 1958; British philosophy in the mid-century, ed. by С. А. Mace, L., [1957]. Основные английские философские журналы: "Mind", орган философской ассоциации, с 1876; "Philosophy", орган Британского королевского ин-та философии, с 1926; "British Journal for the Philosophy of Science", по вопросам философии естествознания, с 1950; "Analysis", по вопросам формальной логики, с 1933; "Philosophical Quarterly", орган шотландского университета в Сент-Андрусе, с 1950; "The Modern Quarterly", с 1938 по 1953, с 1954 – "Marxist Quarterly", с 1957 – "Marxism Today"; большой интерес представляют публикации докладов и прений в "Аристотелевском обществе" "Aristotelian society for systematic study of philosophy", [Proceedings, v. 1–3]. L., [1887/88–1895/96]. Б. Быховский. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|