|
ЯМВЛИХЯМВЛИХ (Iamwlichus) (не позже 280, вероятно в 245 — ок. 325) — антич. философ, основатель сирийской школы неоплатоников, ученик пифагорейца Анатолия, ученик, а затем оппонент Порфирия. Находился под сильным влиянием пифагореизма и халдейских оракулов, соединял филос. разработку проблем платонизма с интенсивно разрабатывавшейся им теургией. Школа Я. в Аламее, в которой систематически отправлялся языческий религиозный культ, понимаемый как необходимая часть школьной жизни, впервые в позднем платонизме была учреждена как замкнутый самодовлеющий организм, сознательно противопоставленный христианству и закрытый для него. Для школьного обихода Я. составил компилятивный «Свод пифагорейских учений в 10 книгах» (до нас дошло пять: «Жизнь Пифагора», «Увещание к философии (Протрептик)», «Об общей математической науке», «Комментарий к Введению Никомаха», «Теологумены арифметики»), комментарии к Платону, из сочинений которого были выбраны 12 канонических произведений, и Аристотелю (сохранились фрагменты комментариев к «Федру», «Тимею» и «Пармениду», отдельные замечания из комментария к «Алкивиаду 1», «Федону», «Филебу», «Софисту»; есть свидетельства о комментариях Я. к «Категориям», «Аналитике I», «Об истолковании» и к трактату «О небе»); а также соч. «О богах», «О речи Зевса в «Тимее», «Халдейская теология», «Платонова теология», «О символах», фрагменты трактата «О душе» и др. Я. принадлежит также соч. «О египетских мистериях» (в 10 кн.), в котором Я. в ответ на «Письмо Анебона» Порфирия защищает теургию, надев маску египетского жреца Абаммона. Я. осуществил школьную разработку неоплатонической доктрины. В едином Плотина Я. различает единое, полностью неизреченное, и просто единое, или «благо», которое через противоположности предела и беспредельного соединено с единым-сущим. В сфере ума (нуса) Я. твердо различает намеченную Плотином и развитую Порфирием триаду бытие-жизнь-ум, т.е. мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого — жизнь, которая в триаде помещена между полюсами «немыслящего» бытия и «не-сущего» мышления. Т. о., наряду с «умопостигаемым космосом» Я. вводит «космос мыслящий», объединяя их в сфере ума. Душа причастна уму в меру своей разумности и помещена над всеми внутрикосмическими душами как монада. Я. строго отличал души людей, вечно связанные умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода. Богов Я. разделял на надкосмических, относя их к сферам сущего, ума и души, и внутрикосмических, деля последних на создающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих. В учении о времени и вечности Я. полагает, что вечность есть мера умопостигаемого мира, а время — реальная сущность, проистекающая от ума (тогда как пространство есть врожденное свойство тел). Я. провел реформу неоплатонического комментария, суть ее — в нахождении единственной «цели» диалога, с которой согласуется все толкование, а также в установлении иерархии типов толкования, которая начинается с физической и этической интерпретации, восходит к математической и завершается метафизической. Под влиянием Я. сформировались пергамская и афинская школы неоплатонизма, авторитет Я. был чрезвычайно велик вплоть до флорентийской Академии в Италии 15 в. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ЯМВЛИХ из Халкиды (Сирия) (не позже 280, вероятно в 245,— ок. 330), антич. философ-неоплатоник, ученик, а затем оппонент Порфирия. Находился под сильным влиянием пифагореизма и халдейских оракулов, соединял неоплатонизм с интенсивно разрабатывавшейся им теургией. Согласно Дж. Диллону, соч. Я. можно разбить на 3 группы: пифагорейско-герметические [компилятивный «Свод пифагорейских учений в 10 кн.» (до нас дошло пять), написанный для школьного обихода], порфириево-платони-ческие (комм. к Платону и Аристотелю) и соч., составившие оригинальный вклад Я. в неоплатонич. философию и написанные после смерти Порфирия: «О богах», «О речи Зевса в "Тимее"», «Халдейская теология», «Платонова теология», «О символах» и др. Вероятно, Я. принадлежит соч. «О египетских мистериях». Я. осуществил школьную разработку неоплатонич. доктрины. В едином Плотина Я. различает единое полностью неизречённое и просто единое, или «благо», которое через противоположности предела и беспредельного соединено с единым—сущим. В сфере ума (нуcа) Я. твёрдо различает намеченную Плотином и развитую Пор-фирием триаду бытие-жизнь-ум, т. е. мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого — жизнь, которая в триаде помещена между полюсами «немыслящего» бытия и «не-сущего» мышления. Т. о., наряду с «умопостигаемым космосом» Я. вводит «космос мыслящий», объединяя их в сфере ума. Душа причастна уму в меру своей разумности и помещена над всеми внутрикосмич. душами как монада. Я. строго отличал души людей, вечно связанные умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода. Богов Я. разделял на надкосмических, относя их к сферам сущего, ума и души, и внутри-космических, деля последних на создающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих. Я. проводит учение о времени и вечности, полагая, что вечность есть мера умопостигаемого мира, а время — реальная сущность, истекающая от ума (тогда как пространство есть только врождённое свойство тел). Я. провёл реформу неоплатонич. комментария, суть её — в нахождении единственной «цели» диалога, с которой согласуется всё толкование, а также в установлении иерархии типов толкования, которая начинается с физич. и этич. интерпретации, восходит к математической и завершается метафизической. Под влиянием Я. сформировались пергамская и афинская школы неоплатонизма, авторитет Я. был чрезвычайно велик вплоть до флорентийской Академии в Италии 15 в. Do vita pythagorica liber, ed. A. Naurk, Petropoli, 1884; то же, ed. L. Deubner, Lpz., 1937; Protrepticus, ed. H. Pistelli, Lpz., 1888; De communi mathematica seientia liber, ed. N. Festa. Lpz., 1891; In Nicoraachi arithmeticam mtroduetianem liber, ed. H. Pistelli, Lpz., 18Л4; Theologounieria aritlinietirae, ed. V. de Falco, Lpu., 1922 (эти пять трактатов — l,2,.'i,4 п 7-я кн. «Свода пифагорейских учений»); De rnysteriis liber, ed. (i. Par they, В., 18??7; lamblichi C.halcidensis in Platonis dialogos commentariorum fragmenta, ed. with traust, and cuinm. by J. M. Dillon, Leiden 1973. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ЯМВЛИХ (Jamblichos) из X а л к и д ы, в Сирии (ум. ок. 330) – античный философ; ученик Порфирия. Основал т. н. сирийскую школу неоплатонизма, наиболее выдающимся представителем которой являлся он сам; позаимствовал платоновское учение об эманации, ставил восточную теологию выше греч. философии и, хотя он сам боролся против христ. своим восточным образом мышления оказал решающее влияние на христ., теологию. В его учении имеют место многочисленные анализы понятий: разделение первосущности на две, нуса – на ипостаси интеллигибельного и интеллектуального, троичность души и др. триады; поэтому Гегель рассматривал его как первого представителя «диалектического метода». Философский энциклопедический словарь. 2010. ЯМВЛИХ (?????????) (р. ок. 280 – ум. ок. 330) – антич. философ, основатель сирийской школы неоплатонизма, ученик Порфирия, продолживший линию развития неоплатонизма, ведшую от Плотина, в область мистики и теургии. Я. принадлежит большой "Свод пифагорейских учений", от к-рого до нас дошло пять трактатов. В теоретич. философии Я. продолжил осн. тенденцию неоплатонизма к умножению и терминологии, закреплению различных моментов трех плотиновых ипостасей. "Единое" Плотина Я. разделял – вполне в духе Плотина – на два начала: "Единое", к-рое выше всякого познания и бытия и выше всякого наименования, и "Единое", к-рое является началом всего последующего и потому заслуживает наименования в качестве "единого" и "блага". "Ум" же Я. расчленял на мыслимый (??????) и мыслящий (??????), указывая т.о. на наличие в нем субъекта и объекта. Оба эти ума делятся у Я. триадически. Мыслимый "ум" содержит в себе 1) "отца", или "бытие"; 2) "потенцию" и 3) "мышление потенции" (Damasc. I 108, 17–24 Ru.); мыслящий же – 1) ум, 2) жизнь и 3) демиурга. Каждый момент этой мыслящей триады тоже триадичен. Все мыслящие умы, по Я., суть идеи, а мыслимые умы – прообразы (Procl. in Tim. I 230, 5–8 321, 24–30 Diehl; Damasc. De princ. II 149, 25 сл.). "Душу" Я. также представлял триадически (Procl. II 105, 15–18, II 240, 4–12), трактуя первую душу в духе Плотина как надмирную и абсолютную, а две другие – как исходящие из нее и как внутримировые (Procl. in Tim. I 308, 15–310, 2). В философии мифологии Я. вводит большое число богов различных уровней: боги надмирные (чистые умы и душа), боги небесные, или "водительные", предводительствующие 12 мировыми сферами (земли, воды, воздуха, огня, семи планет и эфира), затем боги поднебесные и, наконец, "охраняющие" боги и демоны для отдельных людей и для народов (Procl. in Tim. I 145, 5–12). В духе неоплатонизма разделение богов производится у Я. триадически. По Я. (Procl. in Tim. II 313, 15 cл.), существует 1) то, в чем нечто участвует (или чему оно подражает), т.е. предмет участия, 2) само участвующее и 3) то среднее, что их объединяет. Каждый из этих трех моментов Я. также понимал триадически. В этой разработанной системе категорий Я. пытался охватить все главнейшие божества древней мифологии. В целом эти воззрения Я. представляют собой облеченные в философские формы усилия умиравшего языч. политеизма отстоять свое право на жизнь перед лицом побеждавшего христианства с его монотеизмом. В практич. философии Я. также восстанавливал древнюю религию с ее обрядами, чудесами, пророчествами, предзнаменованиями, молитвами и вообще со всем ее культом. Главным в человеке он считал веру в богов и общение с ними, по сравнению с чем все др. добродетели – моральные, политич. и даже чисто внутренние – являются низшими. Я. хотел понять сущность теургии, мантики, жертвоприношения и молитвы и дать классификацию осн. явлений в каждой из этих религ. областей (трактат "О егип. мистериях"). Большое историко-филос. значение имел метод комментирования диалогов Платона у Я., к к-рому восходят все позднейшие неоплатонич. комментарии. Истолковывая Платона с т. зр. развитого неоплатонизма с его учением об иерархии бытия и взаимоотражением всех его сфер, Я. соответственно трактовал любой диалог Платона во всех возможных аспектах – этическом, логическом, космологическом, физическом и т.д. Этот метод Я. надолго пережил античность, дойдя до флорентийской Академии платоновской и найдя себе поклонника в лице Пико делла Мирандолы, не говоря уже о влиянии его на всю мировую литературу оккультизма. Тексты.: Iamblichi... de vita Pythagorica liber, ed. M. ?. Kiessling, I–IIa, IIb, Lipsiae, 1815–16; Iamblichi de vita Pythagorica liber, rec. A. Nauck, Petropoli, 1884; Iamblichi Protrepticus, ed. H. Pistelli, Lipsiae, 1888; Iamblichi in Nicomachi anthmeticam introductionem liber, ed. H. Pistelli, Lipsiae, 1894; ???? ??? ?????? ?????????? ?????????, ed. ?. Festa, Lipsiae, 1891; Theologumena arithmeticae, ed. v. de Falco, Lipsiae, 1922; Jamblichi de mysterus liber rec. G. Parthey, Berolini, 1857. Лит.: История философии, т. 1, M., 1940, с. 372–75, Вidez J., Le philosophe Jamblique et son ecole, "Revue des etudes grecques", 1921, t. 32, an. 1919, с. 29–40. А. Лосев. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ЯМВЛИХ ЯМВЛИХ (????????? — транскрипция сирийского или арамейского yanьiku “он царь”) из Халкиды (Сирия) (не позже 280, вероятно в 245, — ок. 325) — античный философ-неоплатоник, ученик пифагорейца Анатолия, ученик, а затем оппонент Порфирия. Находился под сильным влиянием пифагореизма и Халдейских оракулов, соединял философскую разработку проблем платонизма с интенсивно разрабатывавшейся им теургией. Школа Ямвлиха в Апамее, в которой систематически отправлялся языческий религиозный культ, понимаемый как необходимая часть школьной жизни, впервые в позднем платонизме была учреждена как замкнутый самодовлеющий организм, сознательно противопоставленный христианству и закрытый для него. Для школьного обихода Ямвлих составил компилятивный “Свод пифагорейских учений в 10 кн.” (до нас дошло пять: “Жизнь Пифагора”, “Увещание к философии (Протрептик)”, “Об общей математической науке”, “Комментарий к Введению Никомаха”, “Теологумены арифметики”), комментарии к Платону, из сочинений которого были выбраны 12 канонических (см. Афинская школа), и Аристотелю (сохранились фрагменты комментариев к “Федру”, “Тимею” и “Пармениду”, отдельные замечания из комментариев к “Алкивиаду I”, “Федону”, “Филебу”, “Софисту”; есть свидетельства о комментариях Ямвлиха к “Категориям”, “Аналитике I”, “Об истолковании” и к трактату “О небе”), а также сочинения “О богах”, “О речи Зевса в “Тимее””, “Халдейская теология”, “Платонова теология”, “О символах”, фрагменты трактата “О душе” и др. Ямвлиху принадлежит также сочинение “О египетских мистериях” (в 10 кн.), в котором в ответ на “Письмо Анебону” Порфирия он защищает теургию, надев маску египетского жреца Абаммона. Ямвлих осуществил школьную разработку неоплатонической доктрины. В Едином Плотина он различает единое полностью неизреченное и просто единое, или “благо”, которое через противоположности предела и беспредельного соединено с единым-сущим. В сфере ума (нуса) Ямвлих твердо различает намеченную Плотином и развитую Порфирием триаду бытие—жизнь—ум, т. е. мыслимое (бытие), мыслящее (ум) и тождество того и другого — жизнь, которая в триаде помещена между полюсами “немыслящего” бытия и “не-сущего” мышления. Т. о., наряду с “умопостигаемым космосом” Ямвлих вводит “космос мыслящий”, объединяя их в сфере ума. Душа причастна уму в меру своей разумности и помещена над всеми внутрикосмическими душами как монада. Ямвлих строго отличал души людей, вечно связанные умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода. Богов Ямвлих разделял на надкосмических, относя их к сферам сущего, ума и души, и внутрикосмических, деля последних на создающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих. Ямвлих развивает учение о времени и вечности, полагая, что вечность есть мера умопостигаемого мира, а время — реальная сущность, истекающая от ума (тогда как пространство есть только врожденное свойство тел). Ямвлих провел реформу неоплатонического комментария, суп” ее в нахождении единственной “цели” (??????) диалога, с которой согласуется все толкование, а также в установлении иерархии типов толкования, которая начинается с физической и этической интерпретации, восходит к математической и завершается метафизической. Под влиянием Ямвлиха сформировались Пергамская и Афинская школы неоплатонизма, авторитет его был чрезвычайно велик вплоть до флорентийской Академии в Италии 15 в. Соч.: De vita pythagorica, ed. L. Deubner. Lipsiae, 1937 (cur. U. Mein. Stuttg., 1975); lamblichus. On the Pythagorean Vtey of Life, text, transi., and notes by J. Dillon and J. Hershbell. Atlanta, 1991, trad. franc, par L. Brisson et A. P. Segonds. P., 1996; Protrepticus, ed. H. Pistelli. Lipsiae, 1888, Stuttg., 1967 (индекс); De communi mathematica scientia liber, ed. N. Pesta. Lipsiae, 1891 (cur. U. Klein. Stuttg., 1975); In Nicomachi arithmeticam introductionem liber, ed. H. Pistelli. Lipsiae, 1894 (cur. U. Klein. Stuttg., 1975); Theologumena arithmeticae, ed. V. de Falco. Lipsiae, 1922 (cur. U. Klein. Stuttg., 1975) (эти пять трактатов — соответственно 1,2,3,4 и 7-я книги “Свода пифагорейских учении”); Les mysteres d'Egypte, texte et. et trad. par Е. des Places. P., 1966; In Platonis dialogos commentariorum fragmenta, ed. with transi, and comm. byJ. Dillon. Leiden, 1973; De anima, trad. par A. J. Festugiere, in: La Revelation d'Hermes Tristmegiste, t. III: Les doctrines de l'ame, p. 177—264 (обширные примечания). Рус. пер.: Жизнь Пифагора, пер. и вступ. ст. Р. В. Светлова. СПб., 1997; пер. В. Б. Чернышевского. М., 1997; О египетских мистериях, пер. и вступ. ст. Л. Ю. Лукомского. М., 1995; Ответ учителя Абаммона на письмо Порфирия к Анебону, пер. И. И. Маханькова.— В сб.: Знание за пределами науки, сост. И. Т. Касавин. М., 1996. Лит.: Лосев А. Ф. История античной эстетики. Последние века, кн. 1. М., 1988, с. 122—301; Dalsgaard Larsen В. Jamblique de Chalcis. Exegete et philosophe, vol. 1—2. Aarhus, 1972 (Appendice Testimonia et fragmenta exegetica); Larsen B. D. La place de Jamblique dans la philosophie antique tardive. Places Е. des. La religion de Jamblique.— De Jamblique a Proclus, Neuf Exposes suivis de Discussions, prep. par H. Dorrie, andoeuvres-Gen., 1975 (Entretiens sur l'Antiquite classique XXI), p. 1—26, 69-102; SfeelC. The changing Self. A study on the Soul in later Neoplatonism: lamblichus, Damascius, and Priscianus. Brux., 1978; Dillon J. lamblichus of Chalcis.- ANRW II, 36.2, 1987, p. 862-909; O'Meara D. Pythagoras revived. Oxf-, 1989; Nasemann S. Theurgie und Philosophie in Jamblichs “De mysteriis”. Stuttg., 1991. Ю. А. Шичалин Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|