Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
ЭКХАРТЭКХАРТ (Eckhart) Иоганн, Мейстер Экхарт (ок. 1260—1327) — нем. религиозный мыслитель позднего Средневековья, основатель традиции нем.филос. мистики и нем. филос. языка. В Боге, по Э., различаются два принципа: Бог в самом себе, сущность Бога, или Божество (die Gottheit), и Бог (der Gott) как природа, его проявленная сущность, т.е. Божество, получившее образ. Божество выступает по отношению к Богу как природе в качестве первоосновы и бесконечного источника. Будучи первоосновой для мира, Бог в себе есть безопасность. Бог существует в трех лицах: Отец — мысль Бога, в которой выявилась Его природа; Сын — мысль Бога о самом себе, порожденная Его же природой; Святой Дух — осознание Отцом и Сыном единства их воли. Раскрытие Бога в трех ипостасях — вечный процесс, а не единократное событие; творение (природа) ниже Творца (Божества) и не в состоянии полностью выразить его сущность. В учении о душе Э. также отступает от традиций схоластики 13 в., развивая идеи, близкие учению Дитриха Фрейбергского (о «сокровенной части ума») и христианскому неоплатонизму «Ареопагитик» (различение положительного и отрицательного путей богопознания). На пути к Богу душа обычного человека проходит три этапа, освобождаясь сначала от образов рассудка, порожденных чувствами, затем от образов разума и, наконец, милостью Божией сливается с божественной сущностью. Но есть и путь для избранных. По Э., в глубинах человеческой души таится единосущная Богу нстварная «искорка». Обычному человеку она служит путеводной звездой, направляя его волю к самосовершенствованию, избранному же открывает прямой путь к глубинам Божества, и тайна его свершения — в освобождении от образов. Человек может постичь божественную сущность, если научится находить в себе нетварное, а значит, необразное бытие, проходя божественное творение мира как бы в обратном порядке, т.е. сводя образное раскрытие Бога к его незримому источнику. Отрешаясь от своего Я, соединяясь с божественным «ничто», человеческая душа свободно служит Божьей воле и становится орудием вечного порождения Божеством самого себя. Идеи Э. развивали И. Таулер, Г. Сузо, Николай Кузанский, идеологи Реформации, включая раннего М. Лютера. Эти идеи оказали влияния на йенский романтизм, нем. классическую философию (Ф.В.И. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель), «философию жизни» (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), реальную феноменологию (поздний М. Шелер), экзистенциализм (М. Хайдеггер). Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ЭКХАРТ (Eckhart) Иоганн, Майстер Экхарт (ок. 1260, Хоххайм, близ Готы,— кон. 1327 или нач. 1328, Авиньон), нем. мыслитель, представитель филос. мистики позднего средневековья в Зап. Европе. Монах-доминиканец. Учился и преподавал в Парижском университете, затем в Страсбурге и Кёльне; был учителем И. Таулера и Г. Сузо. В 1329 папской буллой 28 положений его учения были объявлены ложными. Проповеди и трактаты Э. на нем. яз., сохранившиеся б. ч. в записях учеников, как по форме, так и по филос. содержанию далеко отходят от норм схоластики. Э. доводит до крайнего заострения идеи христ. неоплатонизма Псевдо-Дионисия Ареопагита. Гл. тема его мысли — «божество» (Gotheit), безличный и бескачеств. абсолют, стоящий за «богом» в трёх лицах как полнотой качеств и творч. истоком мирового процесса. Человек способен познавать бога благодаря тому, что в самом человеке есть несотворённая «искорка», единосущная богу. Отрешаясь от своего «Я», соединяясь с божеств. «ничто», человеч. душа становится орудием вечного порождения богом самого себя. Эта концепция, неприемлемая для ортодоксального христианства, открывала возможность интерпретации в духе пантеизма. Э. дал импульс многовековой традиции нем. мистики, нередко с нар.-еретич. окраской. В его доктрине предвосхищена идеалистич. диалектика единого божеств.мирового процесса, развитая Шеллингом и Гегелем. Э. и его ученики сыграли большую роль в становлении нем. филос. языка. Die deutschen und lateinischen Werke, Stuttg., 1936—48; в рус. пер.— Избр. проповеди, М., 1912. Kopper J., Die Metaphysik Meister Eckharts, Saarbrucken, 1955; Oltmanns K., Meister Eckhart, Fr./M., 19572; Degenhardt I., Studien zum Wandel des Eckharts-bildes, Leiden, 1967. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ЭКХАРТ (Eckhart) Иоганн, Майстер Экхарт (род. ок. 1260, Хохгейм, близ Готы – ум. осень 1327, Кёльн) – нем. философ-мистик, доминиканец; в 1303 – 1311 – провинциальный приор ордена в Саксонии, с 1311 – профессор в Париже, с 1313 – в Страсбурге и с 1320 учитель чтения в Кёльне. По настоянию францисканцев 28 тезисов Экхарта были осуждены после его смерти папской буллой. Экхарт опирался на учение Фомы Аквинского, Дионисия Ареопагита и Иоанна Скота Эриугены. Схоласт по складу мышления, он по своему мистическому мироощущению тесно связан с предшествовавшими ему нем. мистиками. Вера, с его точки зрения, должна преобразовывать сверхъестественное знание в знание логическое. Высшей силой души является разум, который Экхарт называет искрой, крепостью души, synteresis (греч. – сохранение, т.е. сохранение естественного стремления к добру, несмотря на грехопадение). Благороднейшая деятельность души есть познание, материал для которого доставляют чувства; из этого материала «общее чувство» образует восприятия; на основе восприятий разум создает понятия. Разум, через который мы «воспринимаем» Божью волю, память и волю, Экхарт соотносит с Сыном, Святым Духом и Отцом (Троицей). Деятельность разума есть деяние Божие внутри нас. Душа стоит между Богом и сотворенной сущностью (телесной природой). Бог есть чистое бытие, первоединство. Сущность Бога состоит из идей. Смысл жизни – в познании Бога и возвращении к Богу; эту возможность дают добродетельная жизнь, аскетизм (отрешенность от всего телесного) и прежде всего добрые дела на благо ближних; пассивного созерцания недостаточно. Через милосердие Божие может быть достигнуто мистическое единение с Богом (см. Unio mystica). Осн. произв. – «Schriften und Predigten», 1919 (рус. пер. «Проповеди и рассуждения», 1912). Философский энциклопедический словарь. 2010. ЭКХАРТ (Eckhart), Иоганн (М е й с т е р Экхарт) (ок. 1260–1327) – нем. философ-мистик, монах-доминиканец. До 1310–11 занимал высокие посты в региональной системе ордена; затем преподавал в Париж, ун-те и высших школах доминиканцев в Страсбурге и Кёльне. Общегерм. известностью и влиянием пользовались проповеди Э. на нар. нем. языке. В последние годы жизни Э. (с 1325) выдвигались обвинения в еретич. характере его проповедей. В 1329 папской буллой 28 пунктов учения Э. были объявлены еретическими. Спекулятивная мистика Э. заключает в себе оригин. филос. учение об Абсолютном и о человеке. Краеугольным камнем этого учения является резкое разграничение модусов Абсолютного в его отношениях к себе и к иному. В первом из этих отношений Абсолютное есть чистая "... божественная сущность уже как таковая, без разделяющих выявлений..." ("Проповеди и рассуждения" Мейстера Э., М., 1912, с. 159). Это понятие, к-рое Э. называет Божеством (gotheit), соответствует понятию божеств. ничто в традиции апофатич. богословия, и в его разработке Э. достигает существенного онтологич. углубления данной традиции. Если ранее "путь отрицания" атрибутов Абсолютного полагали тождественным "пути восславления" – бесконечному обладанию всеми атрибутами, то Э. утверждает актуальное отсутствие у Абсолютного любых атрибутов, вскрывая тем онтологич. отличие бытия Абсолютного от бытия сущего. Для передачи этого отличия вводится спец. категория "основа" (grunt). Абсолютное, по Э., есть основа сущего, к-рая чужда всему, ей основанному (см. тамже, с. 101), а по отношению к себе самой является безосновным, бездной (abgrunt). Божественное ничто раскрывается в категории основы как единство пра-основы (urgrunt) и бездны. В противоположность "безмолвной пустыне" божеств, ничто, Абсолютное в его отношении к иному выступает как деятельная природа, как начало творения. За этим модусом Абсолютного, к-рый есть "первое обособление божества", Э. сохраняет термин Бог (got), поскольку находит, что именно к нему принадлежат лица св. троицы. Для него же Э. принимает тезис схоластики Deus est esse (Бог есть бытие), однако смысл этого тезиса трансформируется, поскольку высший модус Абсолютного Э. считает превосходящим всякое бытие. Как рождающая природа, бог есть творч. принцип мирового процесса, и на этой основе учение Э. о мире, продолжая диалектику отношения "бога" и "божества", соединяется с ней в единую теорию божеств.-мирового процесса. Последний, как и в неоплатонизме, мыслится в виде полагания иерархии модусов, завершающим из к-рых является тварный мир, а промежуточные связаны с различением лиц в Боге. Однако, в отличие от неоплатонизма, становление очередного модуса Абсолютного понимается Э. не как эманация, а диалектически – как "внутр. самопостижение", самодвижение природы предшествующего модуса. Здесь Э. предвосхищает многое из самой сущности гегелевской диалектики. Утверждение неотделимости Бога от мира, перенесение акта творения мира из времени в вечность придают учению Э. о мире пантеистич. черты, которые в еще большей мере присущи его антропологии. Ведущий принцип ее – тождество природ человека и Божества, присутствие в природе души несотворенного начала, единосущного Божеству ("искорка"). Это начало есть безосновная основа души, как Божество – безосновная основа Бога. Подобно Божеству, "искорка" есть исходный принцип нек-рого диалектич. процесса. Это процесс воссоединения души с Божеством, являющийся онтологически обратным божеств.-мировому процессу. В нем душа проходит путь отрешенности, предполагающий последоват. освобождение ее от всех сил, образов и определений и завершаемый актуальным слиянием с безосновным. "Душевная искорка" как единосущность с Основой, "прорыв" души к погружению в божеств. Ничто – осн. темы творчества Э., пафос его учения. В них антропология Э. сливается воедино с его онтологией в экзистенциально-теософич. диалектике Бога становящегося (божеств. мировой процесс) и преходящего (экзистенциальный процесс). В учении о познании Э. необычайно высоко ставит начало разума. Путь познания для Э. – гносеологич. аспект пути отрешенности, воссоединения с Абсолютным. Это определяет и иерархию видов познания: низший из них – чувств. познание, обыденный рассудок, который "...принимает вещи за нечто действительное" (там же, с. 163); от него надлежит восходить к "божеств. неведению" (что близко позднейшей концепции "ученого незнания" Николая Кузанского). На высшем уровне, в полноте отрешенности, осуществляется тождество субъекта и объекта: "...Душа – равно и познающее, и познаваемое" (там же, с. 99) в созерцании единства себя и Основы. В этике Э. утверждает, что внешнее делание, следование заповедям и даже религ. подвижничество принадлежат лишь начальной стадии пути к божеству и несущественны на высших ступенях – "...добродетель только средина между пороком и совершенством" (там же, с. 166). Здесь Э. радикальнее, чем в др. моментах своего учения, отклоняется от схоластики и выступает предшественником Реформации и учения Лютера об "оправдании верой". Идеи Э. оказали сильное воздействие на весь облик и дух нем. идеалистич. философии. Э. явился родоначальником нем. апофатической мистики 14–16 вв., к к-рой в той или иной мере принадлежали, помимо учеников Э. – Таулера и Сузо – Рейсбрук, Бёме, Шефлер. Особо следует отметить влияние Э. на Николая Кузанского и Лютера. Углубленный интерес к Э. характерен для представителей нем. классич. идеализма – Фихте, Шеллинга, Гегеля. В 20 в. близость к Э. обнаруживают мн. построения т.н. фундаментальной онтологии Хайдеггера (аналитика ничто, учение об "экстатическом пребывании в элементе бытия" и др.). Соч.: Die deutschen und lateinischen Werke, Stuttg., 1936–48, в рус. пер. – Избр. проповеди, ?., 1912. Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии, M., 1957; Della Volpe G., Il misticismo speculativo di maestro Eckhart nei suoi rapporti storici, Bologna, 1930; Hоf H., Scintilla Animae, Lund, 1952; ?oppеr J., Die Metaphysik Meister Eckharts, Saarbrucken, 1955; Oltmanns K., Meister Eckhart, 2 Autl., Fr/M., 1957, Lоssky V., Theologie negative et connaissance de Dieu chez M. Eckhart, ?., 1960; Degenhardt J., Studien zum Wandel des Eckhartbildes, Leiclen, 1967. С. Хоружий. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. ЭКХАРТ ЭКХАРТ (Eckhart), Мейстер Экхарт Иоганн (ок. 1260, Хоххайм, близ Готы — конец 1327 — начало 1328, Авиньон) — немецкий теолог, проповедник, мистик; монах-доминиканец. Около 1277 учился в Париже, позднее изучал в Кёльне у Альберта Великого теологию. В 1293—94 читал лекции в Сорбонне, комментировал “Сентенции” Петра Ламбардского, впоследствии — приор Эрфурта и викарий Тюрингии. В 1302—03 вновь преподавал в Париже как magister actu regens (отсюда прозвище “Мейстер”). В 1311—13 — в Париже, затем в Страсбурге, с 1323 руководил “Studium Generale” доминиканцев в Кёльне; проповедовал по-немецки. В 1326 кёльнский архиепископ назначает комиссию для проверки правоверности воззрений Экхарта, через год материалы направляются в Авиньон; туда же, чтобы защитить себя, едет Экхарт. В “Оправдательной речи” он отвечает на примерно 80 выдвинутых против него обвинений. В 1329, после его смерти, папа Иоанн XXII объявляет еретическими 28 его высказываний, добавляя, что перед смертью Экхарт подчинился этому приговору и отказался от еретических мыслей. Наибольшую известность Экхарту принесла его богословская и проповедническая деятельность. Главное его произведение на латинском языке “Трехчастный труд” (Opus Tripartitum, издан в 1924). Бог есть абсолютное бытие, а творение либо идентично с божественным бытием, либо есть “чистое ничто” (purum nihil). Поскольку вне Бога бытия нет, а образы мира не находятся в отношении подобия к Богу, необходима отрешенность и последовательное освобождение от всего, созданного в пространстве и времени: быть “пустым” (или “нищим”) значит быть “полным Бога”. Сложились две традиции толкования этих воззрений Экхарта. Первая, воспринимающая Экхарта как мистика, видит в нем продолжателя традиции неоплатонизма, в “отрешенности” (Abgeschiedenheit) его воспроизводится негативное отношение неоплатонизма к чувственному и материальному миру. Оставление душой самой себя (“смерть души”), своей тварности есть одновременно отказ от созданного человеком образа Бога и тем самым — освобождение самого Бога. Экхарт различает “Бога” и “Божество” (Gottheit), которые так же несхожи, “как небо и земля” (Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991, с. 29—30). Единство с Богом возможно только там, где царят единство и простота (нищета духом и “отрешенность”). Сторонники второго подхода (К. Флаш, Б. Мойзиш и др.) считают термин “мистика” неадекватным для характеристики Экхарта, отмечая, что у него нет речи о переживании “экстазов”, “видений”, “особых состояний” и способов “единения с Богом”; Экхарт рассматривается как один из (наряду с Бертольдом Моозбургским иДитрихом Фрейбергским) представителей аристотелевской традиции понимания ума-нусв (интеллекта). Экхарт отождествляет Бога с разумом-интеллектом: “Бог есть разум и разумное познание... есть основа Его бытия” (Lateinische Wferke, Bd. V, S. 40). В парижский период деятельности (1302—03) он заявляет, что более не придерживается мнения, будто Бог познает, потому что существует. Наоборот: “Бог есть, потому что познает”. Утверждая, т. о., приоритет разума по отношению к любому бытию (в т. ч. бытию Бога), Экхарт освобождает разум от всего, что ограничивает его абсолютность: поскольку разум есть не соотнесенное ни с чем “не-бытие”, то в своей абсолютной отделенности (Geschiedenheit) от любого бытия он может познавать все бытийное и служить ему основой. “Интеллект как интеллект” всегда един и различается только как “божественный” (intellectus agens) и “человеческий” (intellectuspossibilis), так что причастность Богу дана уже онтологически. Единение человеческого интеллекта с божественным предполагает “смерть души” и “отрешенность”, которые могут быть истолкованы и как требование свободы божественного ума-интеллекта. В 1267 проповедникам Доминиканского ордена было вменено в обязанность заниматься духовным воспитанием слушательниц женских монастырей: это потребовало перехода с латинского языка на немецкий. Проповеди Экхарта на немецком языке сыграли видную роль в становлении немецкой богословской и философской терминологии. Учениками Экхарта были Таулер, Сузо, он оказал влияние на Николая Кузанского. К идеям Экхарта обращались представители русской религиозной философии (В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, С. Л. Фрацк). Соч.: Die Deutschen und die Lateinischen Werke: Die Deutschen Werke, Bd. I—III, V., hrsg. v. J. Quint. Stuttg., 1958—76; Die Lateinischen Werke, Bd. I, IV. Stuttg., 1956; Meister Eckhart und seine Junger. B., 1972; Проповеди и рассуждения. M., 1912; Книга Божественного утешения.— “Диалог. Карнавал. Хронотоп”. М., 1998, № 2; О человеке высокого рода.— Там же, № 3; Речи и наставления.— Там же, № 4. Лит.: HaasA. M. Geistliches Mittelalter. Freiburg (Schweiz), 1984; Mojsisch B. Meister Eclchart. Hamb., 1983. И. А. Михайлов Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|