|
ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛАШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА (или философия «здравого смысла») — филос. направление, возникшее в 1760— 1780-е гг. в Шотландии и просуществовавшее в течение 19 в. Основателем этой школы является Т. Рид, а к числу ее наиболее известных представителей относятся Дж. Освальд, Д. Стюарт, У. Гамильтон и др. Основные идеи Ш. ш. были сформированы в полемике со скептицизмом Д. Юма и субъективным идеализмом Д. Беркли, а в конечном счете — с сенсуализмом Дж. Локка. Согласно учению Ш. ш., познание мира основывается не на ощущениях, получаемых в результате воздействия внешних предметов на наши органы чувств, а на врожденном «общем чувстве», на тех непосредственных восприятиях, которые обладают внутренней интуитивной достоверностью, заложенной в нас Богом. Именно эти непосредственные восприятия, составляющие непреложные истины здравого смысла, и внушают нам веру в существование как внешних предметов, так и нас самих. Согласно Риду, эта вера «вышла из мастерской природы, она носит ее печать и подпись». Здесь важно, что мы воспринимаем не ощущения (локковские «идеи») как таковые, а вещи в их реальном существовании. Характерно, что представители Ш. ш. придерживались «естественного» реализма не только в отношении внешнего мира, но обосновывали им самоочевидность религиозных истин (бытия Бога, существования человеческой души и высшего духовного мира) и непререкаемых моральных принципов. Влияние идей Ш.ш. испытали на себе ряд фр. (П.П. Руайе-Коллар, В. Кузен и др.) и амер. (Дж. Уитерспун, Дж. Мак-Кош и др.) философов. The Wforks of Thomas Reid. ХЫ 1-2. Edinburgh, 1872. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА философия «здравого смысла», возникла в 60—80-х гг. 18 в. в шотл. университетах и получила распространение в нач. 19 в. Основатель Ш. ш.— Т. Рид, виднейшие представители: Дж. Освальд, Дж. Бит-ти, Д. Стюарт, Дж. Макинтош, У. Гамильтон. Ш. ш. сформировалась в полемике со скептицизмом Юма; она отвергала также субъективистскую философию Беркли. Основанием непреложных для «здравого смысла» истин служит, согласно учению Ш. ш., непосредственная внутр. достоверность, заложенная в человеч. природе богом. Философия «здравого смысла» по существу превращала «общепринятые» убеждения и предрассудки в фундамент науки, морали и религии. Утверждая веру как основание философии, Ш. ш. выдвигала основанные на врождённом «общем чувстве» доводы в пользу бытия бога, души и целесообразности всего сущего; вместе с тем посредством подобных же доводов она отстаивала от нападок субъективного идеализма, скептицизма и агностицизма материальный мир. Одним из «фундаментальных законов» познания, согласно учению Ш. ш., является уверенность, что материальный мир существует независимо от сознания: люди, по словам Рида, видят солнце, а не идею солнца. Однако главное для Ш. ш. — признание самоочевидности религ. «истин» и непререкаемых нравств. норм, коренящихся в «моральном чувстве». Учение Ш. ш. было подвергнуто критике материалистом Дж. Пристли. Наиболее активными пропагандистами философии «здравого смысла» в США были Дж. Уитерспун и Дж. Мак-Кош; во Франции влияние Ш. ш. сказалось на учениях П. П. Ру-айеКоллара и П. Прево, а также нашло отражение в эклектич. концепциях В. Кузена и Т. Жуфруа. История философии, т. 2, М., 1941, с. 269—73; Грязнов А. Ф., Философия Ш, ш., М., 1979; Lauriе Н., Scottish philosophy and its national development, Glasgow, 1902; Grave S. A., The Scottish philosophy of common sense, Oxf., I960; Robinson D. S. (ed.), The story of Scottish philosophy, [N. Y.], 1961. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА распространившееся в 18 и 19 вв. направление в шотл. философии, которое, в противовес франц. материализму и юмовскому скептицизму, выступило с девизом «здравого человеческого смысла» (common sence). Позднее ее представители, ссылаясь на Канта, разрабатывали психологию, теорию познания, эстетику, религиозную философию, этику. Важнейшие представители: Томас Рид, Дугалд Стюарт, Томас Браун, в последний период – Уильям Гамильтон. Философский энциклопедический словарь. 2010. ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА или философия "здравого смысла", возникла и получила распространение в 60–80-х гг. 18 в. в шотл. ун-тах в Глазго, Эдинбурге, Абердине. Ее основатель – Т. Рид, виднейшие представители – Дж. Освальд, Дж. Битти, Д. Стюарт, Дж. Кэмпбелл. Ш. ш. сформировалась в полемике с Юмом, поскольку его скептицизм относился не только к материальному миру, но также к вере в бога и в субстанциальность души. Ш. ш. отвергала также философию Беркли, т.к. берклеанские доводы против материальной субстанции в равной мере могут быть распространены и на духовную субстанцию. Основанием непреложных для "здравого смысла" истин является, согласно учению Ш. ш., непосредственная внутренняя, т.е. интуитивная, достоверность, заложенная в самой природе человека и имеющая божеств. происхождение. В сущности философия "здравого смысла" закрепляет "общепринятые" убеждения и предрассудки, делая их фундаментом науки, морали, религии. Этот догматизм Ш. ш. был подвергнут критике Кантом (см. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, Предисловие). В конечном счете Ш. ш. утверждала веру как основание философии. Выдвигая основанные на "непосредственном познании" доводы в пользу бытия бога, души, разумности и целесообразности всего сущего, философы Ш. ш. теми же доводами "реабилитировали" от нападок субъективного идеализма, скептицизма и агностицизма также материальный мир и принцип причинности. Опровергая феноменалистич. теорию восприятий ("идей"), Ш.ш. доказывала, что в действительности мы непосредственно воспринимаем не ощущения (твердости, протяженности и т.п.), а твердые, протяженные и т.д. вещи вместе с их реальным существованием. Одним из "фундаментальных законов" познания является уверенность в том, что "материальный мир существует независимо от моего сознания" (Stewart D., Complete works, v. 3, Edin., 1854, p. 45). Люди, по словам Рида, видят солнце, а не идею солнца. Но главное для Ш. ш. – это непоколебимая вера в существование высшего духовного мира, в особенности бытия бога. Самоочевидность религ. "истин" и непререкаемых нравств. норм, коренящихся в "моральном чувстве", – осн. вывод философии Ш. ш. Вот почему при всем своем "реализме" ее представители яростно боролись против сенсуализма Локка и материализма Гартли, Пристли, а впоследствии – Дидро. В свою очередь материалисты подвергли острой критике Ш.ш. В частности, Пристли ("самый ужасный из противников Рида", по выражению Стюарта, – там же, р. 303) посвятил специальный трактат критич. разбору осн. работы Рида (см. Избр. соч., М., 1934, с. 143–66). В США философия "здравого смысла" распространялась Дж. Уитерспуном (Принстонский ун-т) и ее наиболее активным пропагандистом в США Мак-Кошем. До них близкие к учению Рида взгляды высказывал А. Бартон. С язвит, критикой идей Ш. ш. выступал амер. врач-материалист Б. Раш в "Мыслях о здравом смысле" ("Thoughts of common sense", 1791). Во Франции влияние Ш. ш. сказалось на учениях Руайе-Коллара и П. Прево, а также в эклектич. концепциях Кузена и Жуфруа. Лит.: История философии, т. 2, ?., 1941, с. 269–73; MасСоsh J., The Scottish philosophy, biographical expository, L., 1875; Pattison-Pringle A. S., Scottish philosophy, Edin., 1884; Кappes M., Der "Common Sense" ais Princip der Gewissheit in der Philosophie des Schotten T. Reid, Munch., 1890; Laurie H., Scottish philosophy in its national development, Glasgow, 1902; Grave S. ?., Scottish philosophy of common sense, Oxf., 1960; Robinson D. S. [ed.], The story of Scottish philosophy, [N. Y.], 1961; Sсiассa M. F., La filosofia di T. Reid, 3 ed., Mil., 1963. Б. Быховский. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|