ФАЛЕС


ФАЛЕС
(около 625 — около 547 до н.э.) — первый др.-греч. философ и ученый, основатель милетской школы, родоначальник европейской философии. Учился в Египте, усваивая ближневосточные науки; предсказал солнечное затмение (25 мая 585 до н.э.). Стремился построить картину мироздания на естественных и разумных основаниях. Первоначало и первооснова всего сущего, по Ф., — вода. Она разумна. Если что и божественно, то только она. Души — всего лишь активные силы, источники движения. Магнит имеет душу, ибо он притягивает железо. Будучи первым среди «семи греч. мудрецов», Ф. сказал, что «больше всего пространство, потому что оно все в себе содержит», «быстрее всего ум, потому что он все обегает», «сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть», «мудрее всего время, потому что оно все открывает». Ф. выдвинул требование: «Познай самого себя». Мысля о мироздании, надо стремиться к единству: «Много слов отнюдь не выражают мудрую мысль. Ищи одну мудрость. Выбирай одно благо. Так ты заткнешь бесконечноречивые языки болтунов».

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ФАЛЕС
        Талес из Милета (ок. 625— ок. 547 до н. э., согласно малодостоверным расчётам Аполлодора), др.-греч. мыслитель, по преданию (уже у Платона) — один из семи мудрецов; по Аристотелю — основоположник наиболее ранней греч. философии (принимающей «начала лишь в виде материи») и, следовательно, всей антич. и развившейся из неё европ. философии и науки. Согласно традиции, был также основателем греч. астрономии и геометрии. Соч. не оставил, сохранилось много приписываемых ему изречений (гном), в том числе знаменитое «Познай самого себя». От учения Ф., которое Аристотель передаёт из третьих рук, до нас дошли след. положения: вода — основное, или исходное, вещество («начало», говорит Аристотель) всего; земля плавает на воде; магнесийский камень (магнит) имеет душу, ибо движет железом; всё полно богов. Интерпретация этих положений затруднительна. Вероятно, из того, что всё одушевлённое, живое рождается, живёт и размножается через воду (влагу, семя, кровь), Ф. заключил, что вода — источник жизни; а поскольку всё, что ни есть, включая камни, по-своему одушевлено («полно богов»), ибо, подобно живым существам, рождается, изменяется, губит и гибнет, то вода — основа не только живых существ. но и всего, в том числе и земли. Ф. сделал решит. шаг к демифологиза-ции мира, заменив антропоморфных управителей неба, моря и земли неким единым, изнутри присущим миру источником его жизни.
        Источники: DK I, 67—81; MaddalenaA., lonici, testimonialize e frammenti, Firenze, 196.'i, p. l—75.
        Лебедев А. В., Об изначальной формулировке традиц. тезиса ?. , в сб.: Balcanica. Лингвистич. исследования, M., 1979, с. 167—76; Zeller E., Mondolfo R., La filosofia dei Greci nel suo sviluppo storico, v. 2, pt 2, Firenze, 1950, p. 1—6, 99—100; Classen C. J., Thaies, в кн.: RE, Suppl., Bd 10, 1965, S. 930—47.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ФАЛЕС
ФАЛЕС из Милета(род. ок. 625 ум. ок. 545 до Р. X.) – древнегреч. философ; политический деятель; совершал далекие путешествия с познавательными целями; используя полученные в Египте знания, в 585 предсказал солнечное затмение. По Аристотелю, Фалес является первым ионийским философом и вместе с тем первым (древнегреч.) философом вообще. Возводил все многообразие явлений и вещей к единой первостихии – воде. Ему (а также Филону) приписывают изречение: «ghothi seauton» («познай самого себя»). Соч. Фалеса не сохранились.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ФАЛЕС
(?????) (ок. 625–547 до н.э.) – др.-греч. философ, родоначальник античной и вообще европ. философии и науки, основатель милетской школы. Происходил из г. Милет (М. Азия). По преданию, Ф. путешествовал по странам Востока, многому научился у египетских жрецов и вавилонских халдеев. Из приписываемых Ф. соч. до нас ничего не дошло. Ф. опирался на отдельные теокосмогонические идеи-образы Гомера ("Илиада", XIV, 246; VIII, 13–16) и Гесиода ("Теогония", 116–133; 720–725), но отбросил мифологич. олицетворение явлений и сил природы. Обоснованный Ф. новый взгляд на мир заключался в том, что все многообразие явлений и вещей было сведено им к единой основе (первостихии или первоначалу), которой Ф. считал "влажную природу", воду (см. Aristotel, Met. I, 3, 983 а 24 – 983 в 30). По Ф., все возникает из воды и в нее же превращается. Ф. развивал мысль об одушевленности (гилозоизм) и божественности первоначала: "мир одушевлен и полон богов" (А 3, 22; ср. A 1, 24). Как и для представителей ионийской школы "божественное" для ?. тождественно с природным (материальным) первоначалом (водой); божеством он называл "то, что не имеет ни начала, ни конца" (А 1–1, 36), т.е. беспредельное. Отличая душу от тела, душевную жизнь от процессов природы, Ф., вслед за Гомером, мыслил душу в виде тонкого (эфирного) вещества. Душа как активная (чувствующая) сила и вместе с тем как носитель разумности и справедливости причастна к божественному (разумному и прекрасному) строю вещей. Ф. использовал достижения др.-вост. науки (египтян, вавилонян и финикинян) и сделал ряд выдающихся открытий: предсказал солнечное затмение, к-рое произошло в 585 до н.э., разделил год на 365 дней (А 1, 27) и т.п.
Фрагменты в рус. пер., в кн.: Mаковельский ?., Досократики, ч. 1, Каз., 1914, с. 9–24.
Лит.: Остроумов М., Фалес Милетский, "Вера и разум", 1887, No 23; Трубецкой С. Н., Метафизика в Древней Греции, М., 1890, с. 151–54; Гомперц Т., Греч, мыслители, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1911, с. 39–44; Блонский П., Этюды по истории ранней греч. философии, М., 1914; Лосев А. Ф., Очерки антич. символизма и мифологии, т. 1, М., 1930; его же, История антич. эстетики, М., 1963, с. 339–43; История философии, т. 1, М., 1940, с. 25–32; Лурье С. Я., Очерки по истории антич. науки, М.–Л., 1947, с. 36–40; ?омсон Дж., Первые философы, пер. с англ., т. 2, М., 1959, с. 145–58; Михайлова Э. Н., Чанышев А. Н., Ионийская философия, М., 1966, с. 25–50; Kirk G. S., Popper on science and the presocratics, "Mind", 1960, v. 69, No 275.
Ф. Кессиди. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ФАЛЕС
    ФАЛЕС (?????) из Милета (Иония, Малая Азия) — древнегреческий философ и ученый, основатель Милетской школы, один из “семи мудрецов”. Согласно “Хронике” Аполлодора, род. в 640 до н. э. (распространенная в литературе дата 625 основана на неприемлемой конъектуре Г. Дильса) и прожил 78 лет (90, по Сосикрату); по современным вычислениям, дата “предсказанного” Фалесом затмения — 28 мая 585 до н. э. Происходил из аристократического рода, был близок к милетскому тирану Фрасибулу и связан с храмом Аполлона Дидимского, патрона морской колонизации. Достоверна традиция о путешествии Фалеса в Египет и знакомстве с древнеегипетской геометрией и космологией. Имя его уже в 5 в. стало нарицательным для “мудреца” {Аристофан. Облака 177); мудрость Фалеса истолковывается то как практическая смекалка и изобретательность, то (особенно в 4 в.) как созерцательная отрешенность (Платон, Гераклид Понтийский). Предание рисует его купцом и предпринимателем, гидроинженером, тонким дипломатом и мудрым политиком, “первым” из 7 мудрецов, провидцем, предсказывающим погоду и затмения, наконец, своего рода культурным героем греческой науки и философии. Аристотель начинает с Фалеса историю метафизики, Теофраст — “естественную историю”, Евдем — историю астрономии и геометрии. Отделить историю от легенды, аутентичную традицию от позднейшей “реконструкции” не всегда возможно; письменных сочинений Фалес не оставил. Аристотель (предположительные источники которого — Гиппий и Ксенофан) приводит 4 тезиса, которые могут восходить к устному учению Фалеса: 1) все произошло из воды (в перипатетической формулировке, вода — архе, или материальная причина сущего); 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) “все полно богов” (множественное число имеет собирательно-родовое значение, эквивалентное “божеству” вообще), или “душа-псюхе размешана во Вселенной”; 4) мапдп• (по Гиппию, также янтарь) “имеет душу”, так как “движет железо” (пример одушевленности неодушевленного). Отношение гидрокосмогонии (тезисы 1—2) к комплексу панпсихизма (тезисы 3—4) проясняется стоической доксографией (11 А 23 DK), истолковывающей панпсихическое божество какдемиургический принцип (нус), оформивший первоначальный водный хаос в упорядоченный мир и “пронизывающий” его в виде дыхания-пневмы. Реконструируемая т. о. система находит близкие параллели в других ближневосточных космогониях и, вероятно, генетически связана с древнеегипетской фиванской теологией Амуна (творящего земной диск из первобытного океана Нун и пронизывающего весь мир как “жизненное дыхание”), переосмысленной в духе милетского натурализма и рационализма. В основе архаической биоморфной онтологии Фалеса лежит отождествление понятий “бытие” и “жизнь”: все, чтоесть, живет; жизнь необходимо предполагает дыхание и питание; первую функцию выполняет псюхе (божество), вторую (трофическую) — вода, Т. о., “материя”, в духе ранних врачей-натурфилософов, понимается как “пища” или “семя” космического организма (ср. Аристотель, “Метафизика” 983Ь22 слл). Эта традиция биоморфного космотеизма идет от Фалеса через Анаксимена, Гераклвда, Диогена Аполлонийского к стоикам.
    Свидетельства: DKI, 67—81; MaddalenaA. lonici, testimonianze e frammenti, Firenze. 1963, 1—75; Со/// G. La sapienza greca, v. l. Mil., 1977; Лебедев. Фрагменты, с. 100-115. Лит.: Лебедев А. А Демиург у Фалеса? (К реконструкции космогонии Фалеса Милетского).— В кн.: Текст: семантика и структура. М., 1983, с. 51-66; ClassenC.J. Thaies, RE, Suppl. 10. Stuttg., 1965, col. 930—947; Mans/eld J. Aristotle and others on Thaies, or the beginnings f Natural-Philosophy.— “Mnemosyne”, ser. IV, 1985, v. 38, fasc. 1—2, p. 109-129.
    А. В. Лебедев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    философ


Просмотров: 2805
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЧТО ДЕЛАТЬ?"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?”
  • “ЭТИКА, ИЛИ ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ”
  • «ВСЕ ТЕЧЕТ»
  • «ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • вера в теории познания и философии науки
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ВСЕ ТЕЧЕТ
  • ВСЕ-ЖИЗНЬ
  • ВСЕ-ЧЕЛОВЕК
  • Закон «все или ничего» (all-or-none law)
  • знание-как и знание-что
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • один будда — все будды
  • один суть все
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Фалес
  • Фалес
  • ФАЛЕС
  • ФАЛЕС
  • ФАЛЕС
  • ФАЛЕС из Милета
  • Что значит быть летучей мышью?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь