ФАЙХИНГЕР


ФАЙХИНГЕР
(Vaihinger) Ханс (1852—1933) — нем. философ и кантовед. Проф. ун-тов Страсбурга и Халле (1884—1906). Испытал на себе влияние И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф.А. Ланге. В 1897 основал жур. «Kant-Studien», а в 1904 — Кантовское общество (Kant-Gesellschaft). Ф. написан один из известных комментариев к «Критике чистого разума» Канта. Наиболее значительной собственной филос. работой Ф. является соч. «Философия как если бы», которую он рассматривал в качестве «системы теоретических, практических и религиозных функций человечества». Хотя сам Ф. характеризовал свою позицию как позитивный идеализм или идеалистический позитивизм, в историю философии он вошел как автор концепции фикционализма. Согласно этой концепции, всякое знание есть гипотетическая фикция, и ее истинностное значение состоит только в практической жизненной ценности. Объективная же истина в смысле совпадения с действительностью недостижима. Наше изображение мира в представлении состоит из чудовищной паутины фикций и полно логических противоречий. Фикции являются неадекватными, субъективными, образными способами представления, чье совпадение с действительностью исключено. Тезис об искажении действительности фикциями сближал Ф. с позицией Ф. Ницше. Фикции, по Ф., суть ложные допущения, зачастую и познанные в своей ложности, но, несмотря на это, используемые при построении знания, направлении действия, упорядочивании чувства. Фикциями являются все категории, а следовательно, и все науки, построенные на их основе. Наиболее ценными фикциями являются идеалы. Понятия Бога, бессмертия души, атома, бесконечно малого, жизненной силы суть не что иное, как фикции. Мышление, действие и чувствование направлены на фикции, т.к. с их помощью неупорядоченные переживания структурируются в мышлении, что позволяет ориентировать действие и стабилизировать чувство. В теоретической, практической и религиозной сферах мы приходим, по Ф., к правильному при помощи ложного. Поскольку фикции являются ложными, они иррациональны, однако именно эта иррациональность делает возможной рациональность мышления и действия. Рациональность же интерпретируется Ф. как средство для лучшего обеспечения выживания. Задачей философии Ф. считал разложение паутины фикций на отдельные фиктивные элементы; исходя из этой задачи он рассматривал историю философии.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ФАЙХИНГЕР
        (Vaihinger) Ханс (25.9.1852, Нерен, близ г. Тюбинген,— 18.12.1933, Галле), нем. философ-идеалист. Автор «Комментария к „Критике чистого разума" Канта» («Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft», Bd 1—2, 1881—82); основатель ,журн. «Kant-Studien» (1897) и Кантонского общества (1904). В гл. соч. «Философия как если бы» («Philosophie des Als Ob», 1877, изд. в 1911) Ф. под влиянием Канта, предлагавшего пользоваться осн. мировоззренч. идеями (душа, мир, бог) «как если бы» (als ob) их объекты были реальны (см. И. Кант, Соч., т. 3, М., 1964, с. 571 — 572), развил субъективно-идеалистич. концепцию фикционализма, или «критич. позитивизма». Считая науч. и филос. понятия («атом», «бесконечно-малое», «абсолют», «бог» и др.) фикциями, которые не имеют теоретич. ценности, но практически важны, Ф. пришёл к агностич. выводам о невозможности познания действительности как она есть «на самом деле» и к признанию ощущений конечной доступной познанию данностью.
        Hartmann, Duhring und Lange, Iserlohn, 1876; Pessimismus und Optimismus, B., 1924; в рус. пер.— Ницше как философ, СПБ, 1913.
        Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ФАЙХИНГЕР
(Vaihinger)
Ханс (род. 25 сент. 1852, Нерен, близ Тюбингена – ум. 17 дек. 1933, Галле) – нем. философ; профессор с 1884. Прежде всего известен как исследователь философии Канта («Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft», 2 Bde., 1881), основатель Кантовского общества (1904) и печатного органа «Kantstudien». В его осн. произв. «Die Philosophie des Ais-Ob" (1911) все ценности и идеалы рассматриваются только как фикции: эти фикции, т.е. есть допущения, сделанные нами для преодоления затруднений мышления и достижения его цели, противоречат действительности, а иногда даже и сами являются противоречивыми, но все же, несмотря на это, служат мышлению и жизни. В философии морали Файхингер примыкал к этике Шиллера, особенно это касается его понимания этического идеала. Им также написаны: «Hartmann, Dьhring und Lange», 1876; «Nitezsche als Philosoph», 1902 (рус. пер. «Ницше как философ». СПБ., 1913); «Pessimismus und Optimismus», 1924.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ФАЙХИНГЕР
(Vaihinger), Ханс (25 сент. 1852 – 18 дек. 1933) – нем. философ, разработавший концепцию фикционализма; проф. ун-та в г. Галле (1884–1906), занимался популяризацией кантианства: в 1897 основал журн. "Kant-Studien", в 1905 – Кантианское об-во "Kant-Gesellschaft", в 1881–82 выпустил двухтомный "Комментарий к Критике чистого разума" ("Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft"). В историю философии Ф. вошел в первую очередь благодаря своей кн. "Философия как бы" ("Philosophie des Als Ob", написана в 1877, изд. В., 1911, 10 Aufl., Lpz., 1927). ?. близок к позитивистской линии в философии с ее бихевиористской, "биологической" теорией познания (Мах, Авенариус, прагматизм), к волюнтаризму Шопенгауэра, Ницше и к "филос. " дарвинизму. Однако, в отличие от позитивизма, отмежевывающегося от метафизич. проблематики, Ф. рассматривает познание, наше представление о мире как "колоссальное переплетение фикций" (см. указ. соч., Lpz., 1927, S. 90), противопоставляя их действительности ("на самом деле"). Противоположение фиктивного действительности, на к-ром основывается вся философия Ф., не дает, однако, никакого критерия для определения истинного (в отличие от ложного). Наряду с этой исходной позицией и в противовес ей Ф. в правоверно позитивистском и феноменалистич. (агностическом) духе заявляет, что действительность недоступна для познания и что ощущения есть последняя данность.
Для Ф. характерна прагматистская в своей основе трактовка мышления как органич. целесообразной функции, становящейся особым иск-вом со своими правилами, т.е. обычными, повторяющимися методами. Формы мыслит. деятельности являются допущениями, сделанными нами для преодоления затруднений мышления и достижения его цели; иногда они оказываются противоречивыми, но, несмотря на это, служат жизненной практике. Фикции – это "...психические образования, которые не только создают иллюзию понимания, но и делают для нас возможным практическое ориентирование в мире" (там же, S. 92). Но, в отличие от прагматистов, Ф. не сводит истину к полезности. Задача философии, по Ф., состоит в том, чтобы разложить переплетение фикций на отд. фиктивные элементы. С этой т. зр. он рассматривает историю философии: путь ее, от Декарта через Локка, Юма и Канта, есть постеп. разрушение сверху вниз лесов, к-рые воздвиг человек вокруг действительности. Философия дошла, т.о., до основания этих лесов – пространства и времени – и теперь занимается их разрушением (см. тамже, S. 99).
Методологич. подход Ф., проведенный последовательно, становится не только средством филос. разрушения реального мира, но и разрушения самой философии как одной из фикций.
Соч.: Nietzsche als Philosoph, В., 1902; Hartmann, Duhring und Lange, Iserlohn, 1876; Pessimismus und Optimismus, В., 1924.
Лит.: Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960, с. 178–97; Lapp ?., Die Wahrheit. Eine Erkenntnistheoretischer Versuch, orientiert an Rickert, Husserl und besonders an Vaihinger's "Philosophie des Als Ob", Stuttg., 1913; Ritschl O., Die doppelte Wahrheit in der Philosophie des Als Ob, Gott., 1925; Del-Negro W., H. Vaihingers philosophisches Werk mit besonderer Berucksichtigung seiner Kantforschung, "Kant-Studien", 1934, Bd 39, H. 3/4, S. 316–27.
В. Костеловский, А. Михайлов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ФАЙХИНГЕР
    ФАЙХИНГЕР (Vaihinger) Ганс (25 сентября 1852, Нерен, близ г. Тюбинген — 18 декабря 1933, Галле) — немецкий философ-неокантианец, автор “Комментария к “Критике чистого разума”” Канта (Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft, Bd. 1—2,1881—82); основатель журнала “Kant-Studien” (1897) и Кантовского общества (1904). В сочинении “Философия как если бы” (Philosophie des Als Ob, 1877, изд. в 1911) под влиянием Канта, предлагавшего пользоваться мировоззренческими идеями (душа, мир, бог) “как если бы” (als ob) их объекты были реальны (см. Кант И. Соч., т, 3. M., 1964, с. 571—572), развил концепцию фикционализма, или “критического позитивизма”. Считая научные и философские понятия (“атом”, “бесконечно-малое”, “абсолют”, “бог” и др.) фикциями, которые не имеют теоретической ценности, но практически важны, он пришел к выводам о невозможности познания действительности как она есть “на самом деле” и к признанию ощущений конечной, доступной познанию данностью.
    Соч.: Hartmann, Duhring und Lange, Iserlohn, 1876; Pessimismus und ptimismus. B., 1924; в рус. пер.: Ницше как философ. СПб., 1913. Лит.: БакрадзеК. С. Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии. Тбилиси, 1960.
    Ал. В. Михайлов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 2152
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ"
  • “ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ. Критические заметки об одной реакционной философии”
  • “НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • “О ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ”
  • “ПЕРВОНАЧАЛА ФИЛОСОФИИ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ»
  • «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ»
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • ЗНАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТИНА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • Кант Иммануил / Kant, Immanuel
  • ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  • ЭЛЕМЕНТЫ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • вера в теории познания и философии науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь