БАУМГАРТЕН


БАУМГАРТЕН
(Baumgarten) Александр Готлиб (1714— 1762) — нем. философ, ученик X. Вольфа, пытавшийся продолжить его энциклопедический труд. Кн. Б. «Метафизика» И. Кант положил в основу своих лекций. Б. впервые ввел термин «эстетика» для обозначения теории прекрасного и явился родоначальником эстетики как особого раздела философии. Его вклад в развитие филос. терминологии этим не ограничивается: он широко использовал термины «субъективный» и «объективный», «в себе» и «для себя», введение которых иногда ошибочно приписывается Канту.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


БАУМГАРТЕН
        (Baumgarten) Александр Готлиб (17.6. 1714, Берлин,— 26.5.1762, Франкфурт-наОдере), нем. философ школы Вольфа, родоначальник эстетики как особой филос. дисциплины. Проф. университета во Франк-фурте-на-Одере. В гносеологии вслед за Лейбницем и Вольфом различал высшее (рассудочное) познание — предмет логики, и низшее (чувственное) познание, теорию которого Б. впервые назвал «эстетикой». Последняя стала одновременно у С. и теорией прекрасного, поскольку чувств. восприятие совершенства связывалось им с наслаждением прекрасным. Совершенство или красоту явления Б. усматривал в согласии трёх осн. элементов: содержания, порядка и выражения. Б. внёс большой вклад в развитие филос. терминологии; он широко употреблял термины «субъективный» и «объективный», «в себе» и «для себя», введение которых зачастую ошибочно приписывается Канту.
        Aesthetica, Bd 1—2, Traiecti as Vlailrum, 1750—58; Metaphy-sica, Halae Magdeburgicae, 1739; в кн.: История истетшш, т. 2, М., 1964, с. 449 — 65.
        Асмус В. Ф., Нем. эстетика XVIII в., М., 1963, с. Л—56.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


БАУМГАРТЕН
(Baumgarten)
Александр Готлиб (род. 17 июля 1794, Берлин – ум. 26 мая 1862, Франкфурт-на-Одере) – нем. писатель-философ; ученик Вольфа, основатель эстетики как самостоятельной науки («Aesthetica», 2 Bde., 1750-1758); его «Метафизику» (1739) Кант положил в основу своих лекций.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


БАУМГАРТЕН
(Baumgarten), Александр Готлиб (17 июля 1714 – 26 мая 1762) – нем. философ школы X. Вольфа, родоначальник нем. идеалистич. эстетики. Род. в Берлине, учился в Галле, был проф. философии ун-та во Франкфурте-на-Одере, где и умер.
Лекции Б. охватывали все части философии. Опираясь на идеи X. Вольфа, Б. противопоставлял философию богословию и отграничивал ее от математики. В отличие от математики, предмет к-рой – количества, философия, по Б., – наука о качествах вещей, постигаемых независимо от веры. Теоретич. и практич. философии должно предшествовать, по Б., учение о познании, к-рое он назвал гносеологией. Он различал, вслед за Лейбницем и Х. Вольфом, низшее (чувственное) и высшее (рассудочное, или интеллектуальное) познание. Логике как науке о рассудочном познании Б. предпосылал в качестве первой части гносеологии теорию чувств. познания. Теорию эту он впервые в науч. литературе назвал эстетикой от греч. слова (?????????), означающего – относящееся к чувств. восприятию ("Aesthetica", Bd 1–2, 1750–58). С этим чисто гносеологическим значением термина "эстетика" Б. соединил другое, к-рое было подсказано ему мыслью Лейбница, о том, что чувств. (смутное, неотчетливое) восприятие совершенства вызывает особое чувство – наслаждение прекрасным, а инстинктивная способность к созданию совершенных вещей делает человека художником. Т.о., термин "эстетика" получил у Б. одновременно и значение низшего вида познания, и значение теории прекрасного, а "наука чувственного познания" совпала с "искусством красиво мыслить", ибо чувств. совершенство, или совершенство явления, и есть, по Б., красота. Это совершенство состоит в гармонии (consensus) трех основных элементов: 1) содержания, 2) порядка и 3) выражения. В свою очередь, каждый из этих трех элементов должен обладать рядом согласующихся черт. Б. первый в нем. науке обосновал мысль о познават. роли иск-ва, стал рассматривать эстетическое и логическое как два вида одного и того же рода.
Историч. ограниченность эстетики Б. – в игнорировании выразит. функции и обществ.-воспитат. значения иск-ва. Гносеологич. понимание эстетики сделало возможным для Канта применять в "Критике чистого разума" термин "эстетика" в узко гносеологич. значении (учения о чувств. познании). Только в "Критике способности суждения" Кант под эстетической способностью разумел способность художеств. вкуса.
Большое значение имела работа Б. в области филос. терминологии. Так, он широко употреблял термины "субъективный" и "объективный", "в себе" и "для себя", введение к-рых ошибочно приписано Канту.
Соч.: Aesthetica, iterum edita ad exemplar prioris editionis annorum 1750–58 spatio impressae; praepositae sunt Meditationes philosophicae de nonnulis ad poema pertinentibus ab eodem auctore editae anno 1735, Barii, 1936; Metaphysica, (7 Aufl.), Halae Magdeburgicae, 1779; Ethica philosophica, 3 Aufl., Halae Magdeburgicae, 1763; Initia philosophiae practicae, Halae, 1760; Acroasis logica in Christianum L. B. de Wolff dictabat A. Gottlieb Baumgarten, Halae Magdeburgicae, 1761; Sciographia encyclopaediae philosophicae, Halle, 1769; Philosophie generalis, Halae, 1770.
Лит.: Самсонов H. В., История эстетических учений, ч. 2, [M.], [б. г.], с 99–111; Вergmann E., Die Begrundung der deutschen Asthetik durch Alex. Gottlieb Baum garten und Georg Friedrich Meier, Lpz., 1911; Schwitzke H., Die Beziehungen zwischen Aesthetik und Metaphysik in der deutschen Philosophie vor Kant, [B.] – Charlottenburg, [1930] (Diss); Peters Hans-Geоrg, Die Asthetik A. G. Baumgartens und ihre Beziehungen zum Ethischen, В., 1934; Croce В., Rileggendo I' "Aesthetica" del Baumgarten, в его кн.: Ultimi saggi, 2 ed., Bari, 1948; Forster J. Ch., Vergleichung von Charaktern dreyer beruhmter Weltweisen der neueren Zeiten, namlich Leibnitzes, Wolffs und Baumgartens..., Halle, 1763; Riemann ?., Die Aesthetik Alexander Gottlieb Baumgartens unter besonderer Berucksichtigung der "Meditationes...", Halle, 1928; Nivelle A., Les theories esthetiques en Allemagne de Baumgarteu a Kant, P., 1955.
В. Асмус. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


БАУМГАРТЕН
    БАУМГАРТЕН (Baumgarten) Александр Готлиб (17 июля 1714, Берлин—26 мая 1762, Франкфурт-на-Одере) — немецкий философ, основатель эстетики как самостоятельной дисциплины. Учился в Галле у X. Вольфа, профессор университетов в Галле (с 1737) и во Франкфурте-на-Одере (с 1740). Его теоретическое наследие изучено недостаточно. Философию он определял как науку о качествах вещей, постигаемых независимо от веры; различал философию теоретическую (метафизика и физика) и практическую (этика, философия права, учение о сомнении и учение о выражении). Гносеология, которая предшествует метафизике, разделяется на эстетику (учение о чувственном познании) и логику (учение о рациональном познании); эстетика (Баумгартен ввел сам термин) разделяется им на теоретическую и практическую части. Теоретическая часть эстетики должна была охватить 1) эвристику, 2) методологию и 3) семиотику. Написана была лишь эвристика.
    Эстетику Баумгартен определил как науку о красоте, совершенстве и усовершенствовании чувственного познания, отождествив при этом понятия “прекрасное”, “чувственное” и “совершенное”. Три основных компонента эстетического совершенства—мыслительное содержание, порядок, выражение. Чувственность Баумгартен трактовал очень широко, относя к ней память, остроумие, интуицию, восхищение, воображение, фантазию. Он ввел понятие “эстетической истины”, постигаемой благодаря “аналогиям разума”, в противовес “логической истине”, схватываемой в отчетливых представлениях, и понятие возвышенного, развитого потом И. И. Винкельманом и И. Кантом. В рамках категории эстетического “величия” (magnitude) обсуждал вопрос об отношении искусства и морали. Согласно Баумгартену, задача искусства не должна ограничиваться обучением добродетели посредством примеров: искусство само должно воспитывать красотой. Баумгартен осуществил большую работу в области философской терминологии. Он ввел понятия “субъективный” и “объективный” в современном значении, а также термины “в себе” (“само по себе”) и “для себя”.
    Соч.: Aestetica, pt 1—2, Traiecti cis Viadrum, 1750—58; Metaphysics. Halle Magdeburgicae, 1739; Texte zur Grundlegung der Asthetik, hrsg. v. H. R. Schweizer. Hamb., 1983; в рус. пер.: В кн.: История эстетики, т. 2. М., 1964, с. 449-65.
    Лит.: Самсонов И. В. История эстетических учений, ч. 2. M., (б. г.], с. 99—111; Асмус 6. ?. Немецкая эстетика XVIH в. М., 1963, с. 3—56; иарскии И. С. Философско-эстетические идеи Баумгартена как один из стимулов теоретического развития Канта.—В кн.: Кантовский сборник, вып. 10. Калининград, 1985, с. 40—51.
    3. Г. Матюшенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 2169
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО И В-СЕБЕ-БЫТИЕ
  • вера в теории познания и философии науки
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • История как проблема логики
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КЛАСС "В СЕБЕ" И КЛАСС "ДЛЯ СЕБЯ"
  • КЛАСС «В СЕБЕ» И КЛАСС «ДЛЯ СЕБЯ»
  • красота как методологический принцип познания
  • Науковедение как точная наука
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • УЧЕНИЕ О ПОЗНАНИИ
  • Фихте Иоганн Готлиб / Fichte, Johann Gottlieb
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭТИКИ
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь