ТЕЛЕЗИО


ТЕЛЕЗИО
(Telesio) Бернардино (1509—1588) — ит. натурфилософ эпохи Возрождения. Изучал философию, математику, физические науки в Падуанском ун-те, где получил докторскую степень (1535). Основал первое в Европе естественно-научное общество («Телезианская академия»), ставившее своей целью изучение законов природы на основе чувственного опыта и независимо от книжных авторитетов. Основное соч. Т. — «О природе вещей согласно ее собственным принципам» (1565, расширенное изд. 1586), где содержится критика схоластического аристотелизма и проводится мысль о необходимости подкрепления умозаключений опытными данными. Натурфилософское учение Т. принимает в качестве принципов пассивную материю и активные силы жара и холода, сухости и влажности. Материя пребывает в неизменном состоянии, тогда как между космическими силами идет вечная борьба, итогом которой явилось возникновение Солнца и Земли. Жизненный дух (spiritus) человека является той же материей, но утонченной, теплой и чувствительной; наряду с ним человек обладает бессмертной душой, вложенной в него Богом. Не будучи последовательным сенсуалистом и материалистом, Т., тем не менее, может считаться одним из предшественников этих направлений в философии Нового времени. Установка Т. на опытное познание была развита Т. Кампанеллой, Док. Бруно, Р. Декартом и Ф. Бэконом.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


ТЕЛЕЗИО
        (Telesio) Бернардино (1509, Козенца,— 2.10.1588, там же), итал. натурфилософ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский университет (1535). Осн. соч.— «О природе вещей согласно её собственным началам» («De rerum natura iuxta propria principia», 1565; pac-шир. изд., libri l—9, 1586; совр. изд., 1965, 1976).Противник схоластич. аристотелизма, основал академию (Academia Telesiana, или Cosentina) с целью опытного изучения природы на основе её законов. Натурфилософия Т. опирается на традиции антич. гилозоизма. Противоположные стихии тепла и холода, по Т.,— главные движущие начала всего, воздействующие на пассивную материю. Тепло — источник всякой органич. жизни, а также тонкоматериального жизненного «духа» (spiritus), присущего животным и человеку, у которого наряду с этим имеется бессмертная душа, вложенная в него богом. В теории познания Т. развивал т. зр. сенсуализма. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Своей ориентацией на опытное познание Т. оказал большое влияние на Кампанеллу, а также на Бруно, Декарта и Ф. Бэкона.
        Горфункель А. X., Философия эпохи Возрождения, М., 1980; Fiorentino F., В. Telesio..., v. l—2, Fj-renze, 1872—74; Gentile G., B. Telesio, Bari, 1911; Troilo E., B. Telesio, Roma, 19242; Van Deusen N. C., Telesio: the first of the moderns, N. ?., 1932; Abbagnano ?., В. Telesio, Mil., 1941.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


ТЕЛЕЗИО
ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (род. 1508, Козенц, близ Неаполя – ум. 2 окт. 1588, там же) – итал. философ. Основал в Неаполе Academia Telesiana, или Consentina (Академию для опытного изучения природы). Один из главных представителей естественнонаучного эмпиризма эпохи Возрождения, правда еще не преодолевший некоторой склонности к спекулятивным рассуждениям. Движущей силой всего бытия считал самосохранение, целью – самосовершенствование. Написал «De natura rerum juxta propria principia» («О природе вещей согласно ее собственным законам»), 1565.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


ТЕЛЕЗИО
(Telesio), Бернардино (1509 – 2 окт. 1588) – итал. философ-материалист. Организовал в Неаполе академию, поставившую задачей опытное исследование природы, – первое из об-в такого рода. Эта программа была слабо реализована вследствие неразвитости естеств. наук в ту эпоху. Т. фактически возвращался к натурфилос. идеям Анаксимена и Парменида, а также стоицизма. Материя, согласно Т., неуничтожима, качественно однородна, количественно неизменна; она сплошь заполняет пространство и исключает пустоту. Отвергая по существу аристотелевско-схоластич. дуализм земного (состоящего из традиц. элементов – земли, воды, воздуха и огня) и небесного (состоящего из особой, "пятой сущности", или эфира), Т. не преодолел традиционных представлений о материи как только о пассивном, страдат. начале. Активным, движущим началом природы Т. считал (подобно Стратону) противоположно действующие стихии холода и тепла, к-рые он мыслил одушевленными. Этот гилозоизм, как и диалектика противо-положностей, – характерные особенности натурфилософии эпохи Возрождения. Тепло, по Т., сконцентрировано в Солнце, а холод – в Земле. Борьба солнечного и земного миров составляет основное содержание космической жизни. Жизненный дух (spiritus), присущий животным и человеческим организмам, соединяет их с мировым теплом. Это – тонкое и подвижное вещество, представляющее собой смесь легко проницаемого воздуха и деятельного огня. У человека оно сконцентрировано прежде всего в мозге, откуда по нервам распространяется по всему телу. Гл. назначение духа – служить эластичной средой, посредством к-рой человеческие чувства воспринимают внешние предметы, воздействующие на нас в соответствии со степенью смешения в них тепла и холода.
Теория познания Т. – материалистич. сенсуализм. "Мышление значительно менее совершенно, чем чувство", к-рое и является основой познания ("О природе вещей согласно их собственным началам" – "De rerum natura iuxta propria principia", liber 1–2, Romae, 1565; расшир. изд., liber 1–9, Neapoli, 1586; совр. изд., v. 1, Modena, 1910; v. 2, Gen., 1913, v. 3, Roma, 1923). Все выводы рассудка – выводы по аналогии, в соответствии с некогда воспринятым, и догадки по воспоминаниям. Критерий истины – опыт. Этич. доктрина Т. носит натуралистич. характер. Стремление к самосохранению, присущее всей природе, определяет, по Т., и поведение любого человека. Сенсуалистич. гедонизм Т. направлен против аскетич. морали.
Наряду с природным духом человека Т. признавал существование бестелесной и бессмертной души, вложенной в человека непосредственно богом. Предвосхищая идеи деизма, Т. говорил о том, что материя и мир некогда были созданы богом, но с тех пор существуют по собств. законам.
Последователями Т. в Италии были Ф. Мартелли, С. Куатромани, А.Персио, Кампанелла. Влияние Т.испытал Бруно. Высокую оценку его попыткам создать метод опытного исследования природы дал Ф. Бекон.
Соч.: Varii de naturalibus rebus libelli. Ab A. Persio editi, pt 1–8, Venetiis, 1590.
Лит.: История философии, т. 2, M., 1941, с. 47–52; Корелин М. С., Ранний итальянский гуманизм и его историография, вып. 1–2, М., 1892; Соколов В. В., Очерки философии эпохи Возрождения, М., 1962; Зубов В. П., Развитие атомистических представлений до начала 19 в., М., 1965; Горфункель А. X., Материализм и богословие в философии Б. Т., в сб.: Итал. Возрождение, [Л.], 1966; Fiоrеntino F., В. Telesio, v. 1–2, Firenze, 1872–74; Gentile G., В. Telesio, Bari, 1911; его же, В. Telesio, в его кн.: Il pensiero italiano del Rinascimento, 3 ed., Firenze, 1940; Abbagnano ?., Telesio, Mil., 1941; ?rоilo ?., В. Telesio, 2 ed., Roma, 1924; Zavattari ?., La visione della vita nel Rinascimento e B. Telesio, Torino, 1923; Soleri G., Telesio, Brescia, 1944; Firpo L., Filosofia italiana e controriforma, Torino, 1951, p. 38–55; Saitta G., Il pensiero italiano nell' Umanesimo e nel Rinascimento, v. 3, Bologna, 1951, p. 1–77.
В. Соколов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


ТЕЛЕЗИО
    ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509, Козенца — 2 октября 1588, там же) — итальянский философ эпохи Возрождения. Окончил Падуанский университет, в 1535 получил степень доктора философии. В Неаполе организовал академию, общество ученых, стремившихся к опытному изучению природы (Academia Telesiana, илиConsentina). По распоряжению церковных властей академия была закрыта. Тслезио вернулся в Козенцу, где оставался до конца своих дней. Главный его труд — “О природе вещей согласно ее собственным началам” (De renim naturajuxta propria principia) (первый вариант— 1565, окончательный — 1586, в 9 книгах). Телезио отстаивал опытный метод познания природы, заключающийся в постижении подлинных свойств вещей, исходя из чувственных восприятий и ощущений. Источник движения в природе — две великие стихии — тепло и холод, ведущие непрестанную борьбу за обладание материей, которая характеризуется им как вечная, качественно однородная пассивная масса; она неподвижна, невидима, темна и “как бы мертва”. Материя придает вещам телесную массу, тепло и холод — свойства и форму Тепло сконцентрировано в Солнце, господствует в небе, земля пребывает во власти холода. Признавая, что мир создан Богом, Телезио ограничивал его деятельность актом творения, во время которого природа получила все необходимое для самостоятельного существования. Сознание и психическую деятельность живых существ Телезио связывал с наличием в самой природе “жизненного духа” (у человека он отличается лишь большей теплотой и благородством) — особого, тонкого вещества, сосредоточенного в мозгу и по нервной системе распространяющегося по всему организму. Благодаря ощущениям дух воспринимает внешние воздействия, способен их запоминать, передавать и обобщать, на этом основывается опыт — критерий истины и фундамент всех наук. Убежденный сенсуалист, Телезио считал чувственное восприятие более совершенным, нежели мышление. Основой этики считал стремление всего сущего к самосохранению. Телезио признавал существование у человека бессмертной души, “вдунутой” непосредственно Богом, но считал, что божественная душа не может стать предметом научного исследования. Учение Телезио получило широкое распространение в его время, оказав большое влияние на развитие натурфилософии и опытного естествознания (особенно на Кампанеллу, а также Дж. Бруно, Ф. Бэкона, Декарта). Вместе с тем воззрения Телезио вызвали негативную реакцию защитников схоластики; его философский труд был включен в индекс запрещенных книг.
    Соч.: De rerum naturajuxta propria principia. Testo, traduzione e note a cura di L. De Franco. 3 vol. Cosenza—Firenze, 1965—76; arii di naturalibus rebus libelli. Prima edizione integrale. Testo critico di L. De Franco. rirenze, 1981.
    Лит.: ГорфункельА. X. Материализм и богословие в философии Бернардино Телезио.— В кн.: Итальянское Возрождение. Л., 1966; Он же. Философия эпохи Возрождения. М., 1980, с. 233—248; Firpo L. Filosofia italiana e controriforma. Torino, 1951, p. 38—55; SaitaG. Il pensiero italiano nel' Umanesimo e nel Rinascimento. Bologna, vol. 3, 1951, p. 1-77.
    Л. С. Чиколини

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 2135
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ"
  • “ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “Трактат о человеческой природе”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ДИАЛЕКТИКА ПРИРОДЫ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «ОСНОВАНИЯ НОВОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕЙ ПРИРОДЕ НАЦИЙ»
  • «ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ»
  • Баня возрождения
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ВОЗРОЖДЕНИЯ ФИЛОСОФИЯ
  • ДУХ ЭПОХИ
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • О природе логики
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • Трактат о человеческой природе
  • ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  • ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  • Философия и зеркало природы
  • ФИЛОСОФИЯ И ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ
  • ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
  • ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
  • Человеческое познание: его сфера и границы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь