СЕМИОТИКА


СЕМИОТИКА
(от греч. semeiot — знак) — общая теория знаковых систем, изучающая свойства знаковых комплексов самой различной природы. К таким системам относятся естественные языки, письменные и устные, разнообразные искусственные языки, начиная с формализованных языков логики и математики и кончая языком искусства. Идеи семиотического подхода к знаковым системам встречаются уже в «универсальном исчислении» Г.В. Лейбница, предтечи математической логики, который анализировал языки логики и математики. Впоследствии на материале естественных языков эти идеи стал разрабатывать Ф. де Соссюр, создавший семиологию, или теорию значения знаков в рамках таких языков. Его идеи получили развитие в исследованиях по лингвистической С. которые привели к созданию структурной лингвистики. Это направление в настоящее время разрабатывается весьма интенсивно в применении как к лингвистическим дисциплинам, так и к методологии и философии языка.
Однако основоположником С. как общей теории знаковых структур, который в явном виде сформулировал ее принципы и ввел сам термин «С», считается Ч.С. Пирс. Именно он впервые создал классификацию знаков, разделив их на знаки иконические, изображающие обозначаемые ими объекты, в частности, картины, географические карты и портреты; знаки естественные, указывающие на явления природы, напр. тучи, напоминающие о дожде; и знаки конвенциональные, или условные, принятые по соглашению, напр. красный цвет, предупреждающий об опасности или запрете. Условными являются знаки и слова письменного и устного языка, а также логические и математические символы. Дальнейшее развитие семиотические исследования получили в трудах Ч. Морриса, Р. Карнапа, С. Крипке, Р. Монтегю, Л. Тарского и др. Особое значение такие исследования приобрели в связи с анализом парадоксов теории множеств, считавшейся фундаментом здания всей классической математики. В новых программах обоснования математики, выдвинутых сторонниками формализма, интуиционизма и конструктивизма, синтаксический и семантический анализы математических теорий приобретают решающее значение. В этом направлении были получены важные новые результаты.
С. согласно Моррису, принято делить на три части: синтактику, изучающую комбинацию знаков и их отношение друг другу; семантику, исследующую значение и смысл знаков, т.е. отношение знаков к объектам, которые они обозначают; прагматику, обращающую внимание на использование языка в процессе коммуникации. При изучении естественных и искусственных, в частности формализованных, языков логики и математики синтактику, или синтаксис, связывают обычно с грамматикой языка, т.е. правилами образования, изменения и преобразования знаковых комплексов, напр. слов или символических выражений. Следуя Карнапу, семантику обычно разделяют на чистую, или теоретическую, исследующую искусственные, гл.обр. формализованные языки, и прикладную, имеющую дело с естественными языками. Изучаемый язык в этом случае называется объектным, или предметным, языком, а язык, с помощью которого он изучается, — метаязыком. Семантические утверждения относятся к знакам, словам или др. выражениям объектного языка и устанавливают, что они обозначают. Прагматический анализ показывает, как участники общения взаимодействуют друг с другом. Пользуясь терминологией теории информации, можно сказать, что в ходе диалога один из участников кодирует свои мысли в словах и выражениях языка, т.е. представляет их в определенных знаковых комплексах, а др. — декодирует их, придавая им определенный смысл и тем самым понимая их. В связи с этим в последнее время в состав С. нередко включают герменевтику. Фактически уже Пирс придерживался такой позиции, т.е. считал понимание завершающим этапом семиотического анализа.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


СЕМИОТИКА
        (греч. , от — знак), семиология, общая теория (или комплекс науч. теорий), исследующая свойства знаковых систем, или систем знаков, каждому из которых определ. образом сопоставляется (придаётся) некоторое значение. Примеры знаковых систем: естеств. (разговорные) языки, системы предложений науч. теорий, искусств. языки, системы сигнализации в обществе и в природе, системы состояний, входных и выходных сигналов различных машин и автоматов, программы и алгоритмы для них и языки-посредники для «общения» с ними человека и т. п. В качестве знаковых систем можно рассматривать «языки» изобразит. искусств, театра, кино и музыки, а также любые сложные системы управления, рассматриваемые с позиций кибернетики: машины, станки, приборы и их схемы, живые организмы и отд. их подсистемы (напр., центр. нервная система), производств. и социальные объединения и общество в целом.
        В рамках С. как единого комплексного науч. направления возможна интерпретация перечисленных сложных систем как систем знаков, могущих в принципе служить для выражения некрого содержания, причём совместное рассмотрение чрезвычайно разнообразных знаковых систем оправдывается аналогиями в их строении (и принципах функционирования), выражающимися такими отношениями, как изоморфизм и гомоморфизм.
        Семиотич. подход к изучению знаковых систем по существу проявился уже в логикоматематич. работах Лейбница (кон. 17 в.), предвосхитившего своей концепцией «универсального исчисления» осн. принципы ма-тематич. логики и С. Швейц. лингвист Ф. де Соссюр (кон. 19 в.) рассматривал естеств. языки как знаковые системы, разрабатывая теорию значения знаков в рамках науч. дисциплины, названной им «семиологией». Осн. принципы С. были сформулированы в явном виде Пирсом (2-япол. 19 в.), который ввёл и самый термин «С.», и развиты в работах Ч. Морриса, Р. Карнапа, А. Тарского и др.
        Для семиотич. подхода характерно выделение трёх уровней исследования знаковых систем, соответствующих трём аспектам семиотич. проблематики: 1) с и нт а к т и к а посвящена изучению синтаксиса знаковых систем, т. е. структуры сочетаний знаков и правил их образования и преобразования безотносительно к их значениям и функциям знаковых систем; 2) семантика изучает знаковые системы как средства выражения смысла — осн. её предмет представляют интерпретации знаков и знакосочетаний; 3) прагмати-к а изучает отношение между знаковыми системами и теми, кто воспринимает, интерпретирует и использует содержащиеся в них сообщения. Одна из важнейших проблем С. состоит в выяснении того, в какой мере эти уровни исследования взаимосводимы друг к другу.
        Структуралистская программа де Соссюра (отчасти предвосхищенная лингвистич. идеями В. фон Гумбольдта) легла в основу семиотич. исследований в конкретных науках. Первой такой семиотич. дисциплиной явилась намеченная ещё в его работах и интенсивно развивающаяся с 1920-х гг. в ряде стран (Чехословакия, СССР, США, Дания и др.) структурная лингвистика. В наст. время разрабатываются как её синтак-сич. аспект (теория т. н. формальных грамматик, основанная на логико-математич. и отчасти теоретико-множеств. методологии), так и семантический («модель Смысл - Текст»), а также методологич. (напр., поиски т. н. языковых универсалий в работах Н. Хомского и его школы) аспекты и многочисл. прикладные направления (вероятностностатистич. описания языковых структур; работы Ю. В. Кнорозова по дешифровке древних письменностей и др.). По примеру и образцу лингвистики выявление внутр. структур и их моделирование получили развитие в литературоведении («формальная школа» Ю. Н. Тынянова, В. Б. Шкловского и Б. М. Эйхенбаума, классич. монография В. Я. Проппа «Морфология сказки», работы Ю. М. Лотмана и др. по структурной поэтике, ряд работ ?. ?. Бахтина) и эстетике (как в прикладном плане — семиотич. изучение «языков» кино, театра и др. видов искусства, так и в общетеоретическом), в психологии и педагогике (швейц. школа Ж. Пиаже, работы Л. С. Выготского и др. сов. психологов, а также «установочная» концепция трудовой и общей педагогики А. К. Гастева), в этнологии, антропологии и культурологии (структурная антропология К. Леви-Строса), в социологии, экономич. науках и др.
        Теоретич. (или формальная) С. представляет собой совокупность синтаксич. и семантич. исследований знаковых систем (относимых часто к металогике) применительно к искусств. формализов. языкам, т. е. ло-гич. и логико-математич. исчислениям, рассматриваемым совместно с их интерпретациями (семантика) или независимо от них (синтаксис): метаматематич. исследования Рассела, Уайтхеда, Гильберта, Гёделя, Г. Генцена, А. Чёрча и др., логикосемантич. и теоретикомодельные работы Фреге, Карнапа, Чёрча, Дж. Кемени, Тарского и его школы, А. И. Мальцева и его учеников и др., а также выполненные в рамках конструктивного направления (см. Конструктивное направление) работы сов. математиков А. А. Маркова, Н. А. Шанина и их учеников по общей теории исчислений. К теоретич. С. относятся также, наряду с программными работами Пирса и Морриса, работы Витгенштейна и Карнапа (посвящённые логико-филос. принципам моделирования мира), генетич. анализ ло-гико-познават. структур в работах школы Пиаже и более поздние работы по «структурной эпистемологии». На стыке общетеоретич. исследований по С. и различных семиотич. дисциплин разрабатываются многочисл. описания алгоритмич. языков и языков программирования, реализующие на достаточно высоком уровне абстракции (но в применении к совершенно конкретным знаковым системам) общие принципы С. и математич. логики (напр., получивший широкое распространение в кибернетич. работах в СССР и за рубежом язык РЕФАЛ). В рамках теоретич. С. аспекты семиотич. исследований — синтактика, семантика и прагматика — могут пониматься как разделы этой науки (подобно тому как, напр., в теоретической механике выделяются кинематика, статика и динамика). Проблема взаимной редукции задач и результатов, относящихся к этим разделам С., получает здесь точную постановку.
        Практич. и филос. важность С. обусловлена тем, что она трактует различные знаковые системы как модели определ. фрагментов внеш. мира, строящиеся в ходе познават. и практич. деятельности людей. Типичным примером такого моделирования служит широкий круг кибернетич. исследований, объединяемый под общим наименованием «искусственный интеллект».
        см. также Моделирование, Синтаксис, Семантика, Прагматика.
        Витгенштейн Л., Логико-филос. трактат, пер. с нем., М., 1958; Карнап Р., Значение и необходимость, [пер. с англ.], М., 1959; Труды по знаковым системам, в. 1—11, Тарту 1964—79; Степанов Ю. С.,С.,М., 1971; С. и информатика, в. 16, М., 1981; Rсу - Debоtе J., Semiotique, P., 1979.
        В. К. Финн.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


СЕМИОТИКА
(от греч. sema – знак)
учение о (графических) знаках и о рядах знаковых форм; всякий знак – сигнификат, т.е. он означает нечто, но не обязательно должен употребляться как денотат, т.е. не обязательно ему должно соответствовать какое-либо значение. Существуют знаки, которые привлекают внимание к определенному содержанию (напр., расписание движения), сообщают о свойствах (напр., «огнеупорный»), способствуют выбору (напр., прейскурант) и т. д. Имеются также знаки, которым не соответствует никакое значение, напр. логическо-математические, которые выражают отношение между самими знаками; см. Логистика.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


СЕМИОТИКА
(от греч. ??????? – знак) – комплекс науч. теорий, изучающих свойства з н а к о в ы х с и с т е м, т.е. систем, объектов (конкретных или абстрактных) – они наз. з н а к а м и, – каждому из к-рых определ. образом сопоставлено нек-рое з н а ч е н и е (также могущее быть – для различных знаковых систем и при различном истолковании значений знаков – как конкретным физич. объектом, так и абстрактным понятием). Знаковыми системами являются естественные (разговорные) языки, системы предложений науч. теорий, искусств. языки (в т.ч. формализованные и частично формализованные естеств.-науч. языки, напр. интерпретированные логич. и математич. исчисления, химич. символика, алгоритмич. языки и языки программирования, информац. языки), системы сигнализации в человеч. обществе и животном мире (от азбуки Морзе и системы знаков уличного движения до "языка" пчел или дельфинов), системы состояний и входных и выходных сигналов различных машин и автоматов (в широком понимании, включая аналоговые и цифровые вычислит. машины и абстрактные "машины", напр. "машины Тьюринга", см. Алгоритм) и т.д. При определ. условиях в качестве знаковых систем могут рассматриваться "языки" изобразит. иск-в и музыки, всевозможные машины-орудия и станки, физич. схемы и приборы и вообще любые устройства, рассматриваемые как "черные ящики", вплоть до живых организмов и отд. их частей и систем (напр., человеч. мозг), наконец, производств. и социальные объединения (коллективы).
Соединение в рамках С. столь широкого круга объектов изучения связано с фиксацией внимания на определенном их аспекте – на рассмотрении их именно как систем знаков, в конечном счете служащих (или могущих служить) для выражения нек-рого содержания. Естественность такого подхода определяется всем развитием науки, в ходе к-рого устанавливается все большее число общих для различных знаковых систем закономерностей (см. Изоморфизм). Семиотич. идеи развились прежде всего в логике и математике (Лейбниц) и в лингвистике (Ф. де Соссюр). Осн. принципы С. как единой науки были сформулированы Ч. Пирсом и развиты в работах Ч. Морриса, Р. Карнапа, логиков львовско-варшавской школы (особенно А. Тарского) и др. (Родственные семиотич. подходу идеи проявились также в сигнифике.) В наст. время естественнее говорить о С. не как сложившейся единой науке, а скорее о семиотич. п р о б л е м а т и к е, о семиотическом (связанном с выделением знаковых систем в качестве особого объекта изучения в данной области знания или практики) п о д х о д е к исследованию различных объектов; осн. фактич. материал, полученный к наст. времени в семиотич. исследованиях, относится к математической логике (теория логич. и логико-математич. исчислений и их интерпретаций) и лингвистике математической (построение и изучение т.н. моделей языка в работах Н. Хомского, И. Бар-Хиллела и др.).
Знаковые системы осуществляют ряд важных функций познавательного, социального и технико-прикладного характера, в частности: функцию передачи выражаемого знаками сообщения, особенно функцию выражения смысла (значения); функцию общения (обеспечения взаимопонимания между людьми в социальных коллективах, волевого и эмоц. воздействия и т.п.); познават. функцию, связанную с приобретением новых знаний и др. Семиотич. проблематика обычно рассматривается в трех осн. аспектах, соответствующих трем осн. разделам (или уровням) С. Ими являются:
1) синтактика, изучающая синтаксис различных знаковых систем, т.е. структуру сочетаний знаков и правила их образования и преобразования безотносительно к их значениям и к.-л. функциям знаковых систем, т.е. рассматривающая последние как неинтерпретированные системы объектов;
2) с е м а н т и к а, изучающая знаковые системы как средства выражения смысла, осн. предметом к-рой являются интерпретации знаков и знакосочетаний; 3) п р а г м а т и к а, изучающая отношение знаковых систем к тем, кто их использует (к "приемникам-интерпретаторам" сообщений). Своеобразие С. как комплексного науч. направления, как определ. подхода к изучению систем различной природы (проявляющееся, напр., в неизбежных "кругах", получающихся при попытках точно определить ее отношение к математич. логике, математич. лингвистике и кибернетике) отражается и на приведенной выше классификации разделов С. Так, синтаксич. и семантич. аспекты изучения знаковых систем обычно относят к металогике (см. также Метатеория), причем логическая семантика выросла уже в самостоят. дисциплину (иногда даже не связываемую непосредственно с С.), а, напр., прагматич. функция знаков, согласно исследованиям Р. М. Мартина, в значит. степени может быть выражена синтаксическими и семантическими средствами.
Специфика семиотич. проблематики, выделение ее в самостоятельный и целостный предмет исследования и ее гносеологич. значение обусловлены в значит. мере тем, что С. трактует различные знаковые системы как модели определ. фрагментов внешнего мира, строящиеся в ходе познават. и практич. деятельности людей. В связи с этим особое значение приобретают проблемы прагматики, выходящие за рамки (мета)логич. исследований. Примером может служить кибернетич. проблема соотношения возможностей человека и машины и роли человека в системах типа "автомат – человек", прагматич. аспект к-рой находится в центре внимания широкого круга наук – от гносеологии до (инженерной) психологии. Выделение в качестве предмета исследования нек-рых конкретных знаковых систем характерно для совр. нейрофизиологии, биофизики, генетики, (структурной) лингвистики, нек-рых разделов эстетики и др. наук. Прежние логико-лингвистич. рамки семиотич. подхода все более расширяются по мере его сближения с проблематикой теории информации и теории информац. систем, педагогики и (теоретич. и технич.) кибернетики. Особый методологич., конкретно-научный и практич. интерес представляют исследования естеств. и искусств. знаковых систем с т. зр. проблемы их взаимного изоморфизма (или хотя бы гомоморфизма одной по отношению к другой) в связи с задачей моделирования поведения сложных биологич. систем и конструирования искусств. знаковых систем, исходящего из наличия такого изоморфизма (гомоморфизма) – это наглядно проявляется, напр., в развитии бионики – вплоть до разработки спец. языков, могущих оказаться пригодными для межпланетных коммуникаций [пример – т.н. ЛИНКОС (lingua cosmica), разработанный голл. ученым Г. Фройденталем]. Показательно также начавшееся проникновение семиотич. идей в социологию и экономич. науку.
С филос. т. зр. процесс развития и приложения семиотич. подхода в самых различных областях вполне закономерен, т.к. знаковые системы являются важным средством познания и практич. деятельности. Развитие С. и ее приложений дает богатый материал для гносеологич. анализа роли знаков, для характеристики отношения используемых человеком знаковых систем к отображаемой им действительности. О филос. проблемах С. см. подробнее в ст. Знак.
Лит.: Витгенштейн Л., Логико-философский трактат, пер. с нем., М., 1958; Карнап Р., Значение и необходимость, [пер. с англ.], М., 1959; Симпозиум по структурному изучению знаковых систем. Москва, 1962. Тезисы докладов, М., 1962; Семиотика, в кн.: Филос. словарь, М., 1963; Шафф ?., Введение в семантику, пер. с польск., М., 1963; Бир Ст., Кибернетика и управление производством, пер. с англ., М., 1963; Семиотика, в кн.: Автоматизация произ-ва и промышленная электроника, т. 3, М., 1964; Резников Л. О., Гносеологич. вопросы семиотики, Л., 1964; Иванов В. В., Роль семиотики в кибернетич. исследовании человека и коллектива, в сб.: Логическая структура науч. знания, М., 1965; Mannoury G., Die signifischen Grundlagen der Mathematik, "Erkenntnis", 1934, Bd 4, No 4–5, S. 288–309, 317–45; Сarnap R., The logical syntax of language, L., 1937; его же, Introduction to semantics, Camb., 1942; Morris Сh. W., Foundations of the theory of signs, Chi., 1938; его же, Signs, language and behavior, N. Y., 1946; Curry H. В., Language, metalanguage and formal system, "Philos. Rev.", 1950, v. 59, No 3; Quine W. V. O., Prom a logical point of view. A logikal-philosophical essays, Camb. (Mass.), 1953; Kemeny J. G., A new approach to semantics, "J. Symbolic Logic", 1956, v. 21, No 1–2; Tarski ?., Logic, semantics, metamathematics, Oxf., 1956; Martin R. M., Toward a systematic pragmatics, Amst., 1959; Klaus G., Semiotik und Erkenntnistheorie, В., 1963; Beth ?. W., Mathematical thought. An introduction to the philosophy of mathematics, Dordrecht, 1965, ch. 7.
Ю. Гастев. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


СЕМИОТИКА
    СЕМИОТИКА (греч. ??????????, ????????? — знак), семиология — общая теория (или комплекс научных теорий), исследующая свойства знаковых систем, или систем знаков, каждому из которых определенным образом сопоставляется (придается) некоторое значение. Примеры знаковых систем: естественные (разговорные) языки, системы предложений научных теорий, искусств, языки, системы сигнализации в обществе и природе, системы состояний, входных и выходных сигналов различных машин и автоматов, программы и алгоритмы для них и языки-посредники для “общения” с ними человека и т. п. В качестве знаковых систем можно рассматривать “языки” изобразительных искусств, театра, кино и музыки, а также любые сложные системы управления, рассматриваемые с позиций кибернетики: машины, станки, приборы и их схемы, живые организмы, их подсистемы (напр., центральная нервная система), производственные и социальные объединения и общество в целом.
    В рамках семиотики как единого комплексного направления возможна интерпретация перечисленных сложных систем как систем знаков, могущих в принципе служить для выражения некоторого содержания, причем совместное рассмотрение чрезвычайно разнообразных знаковых систем оправдывается аналогиями в их строении (и принципах функционирования), выражающимися такими отношениями, как изоморфизм и гомоморфизм.
    Семиотический подход к изучению знаковых систем по существу проявился уже в логико-математических работах Лейбница (кон. 17 в.), предвосхитившего своей концепцией “универсального исчисления” принципы математической логики и семиотики. Швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (кон. 19 в.) рассматривал естественные языки как знаковые системы, разрабатывая теорию значения знаков в рамках научной дисциплины, названной им семиологией. Основные принципы семиотики были сформулированы в явном виде Ч. Пирсом (2-я пол. 19 в.), который и ввел сам термин “семиотика”, и развиты в работах Ч. Морриса, Р. Карнапа, А. Тарского и др. Для семиотического подхода характерно выделение трех уровней исследования знаковых систем, соответствующих трем аспектам семиотической проблематики: 1) синтакгика посвящена изучению синтаксиса знаковых систем, т. е. структуры сочетаний знаков и правил их образования и преобразования безотносительно к их значениям и функциям знаковых систем; 2) семантика изучает знаковые системы как средства выражения смысла — основной ее предмет представляют интерпретации знаков и знакосочетаний; 3) прагматика изучает отношение между знаковыми системами и теми, кто воспринимает, интерпретирует и использует содержащиеся в них сообщения. Одна из важнейших проблем семиотики состоит в выяснении того, в какой мере эти уровни исследования взаимосводимы.
    Структуралистская программа де Соссюра (отчасти предвосхищенная лингвистическими идеями В. фон Гумбольдта) легла в основу семиотических исследований в конкретных на
    уках. Первой такой семиотической дисциплиной явилась намеченная еще в его работах и интенсивно развивавшаяся С 1920-х гг. В ряде стран (Чехословакия, СССР, США, Дания и др.) структурная лингвистика. В настоящее время разрабатываются как ее синтаксический аспект (теория т. н. формальных грамматик, основанная на логико-математической и отчасти теоретико-множественной методологии), так и семантический (“модель Смысл <-” Текст”), а также методологические (напр., поиски т. н. языковых универсалий в работах Н. Хомского и его школы) аспекты И многочисленные прикладные направления (вероятностно-статистические описания языковых структур; работы Ю. В. Кнорозова по дешифровке древних письменностей и др.). По примеру и образцу лингвистики выявление внутренних структур и их моделирование получили развитие в литературоведении (“формальная школа” Ю. Н. Тынянова, В. Б. Шкловского и Б. М. Эйхенбаума, монография В. Я. Проппа “Морфология сказки”, работы Ю. М. Лотмана и др. по структурной поэтике, ряд работ М. М. Бахтина), в эстетике (как в прикладном плане — семиотическое изучение “языков” кино, театра и др. видов искусства, так и в общетеоретическом), в психологии и педагогике (школа Ж. Пиаже, работы Л. С. Выготского и др. советских психологов, а также “установочная” концепция трудовой и общей педагогики А. К. Гастева), в этнологии, антропологии и культурологии (структурная антропология К. Леви-Строса), в социологии, экономических науках и др.
    Теоретическая (или формальная) семиотика представляет собой совокупность синтаксических и семантических исследований знаковых систем (относимых часто к металогике) применительно к искусственно формализованным языкам, т. е. логическим и логико-математическим исчислениям, рассматриваемым вместе с их интерпретациями (семантика) или независимо от них (синтаксис): метаматематические исследования Рассела, Уайтхеда, Гильберта, Гёделя, Г Генцена, А. Чёрча и др., логико-семантические и теоретико-модельные работы Фреге, Карнапа, Чёрча, Дж. Кемени, Тарского и его школы, А. И. Мальцева и его учеников и др., а также выполненные в рамках конструктивного направления работы математиков А. А. Маркова, Н. А. Шанина и их учеников по общей теории исчислений. К теоретической семиотике относятся также, наряду с программными работами Пирса и Моррнса, работы Витгенштейна и Карнапа (посвященные логико-философским принципам моделирования мира), генетический анализ логико-познавательных структур в работах школы Пиаже и более поздние работы по “структурной эпистемологии”. На стыке общетеоретических исследований по семиотике различных семиотических дисциплин разрабатываются многочисленные описания алгоритмических языков и языков программирования, реализующие на достаточно высоком уровне абстракции (но в применении к совершенно конкретным знаковым системам) общие принципы семиотики и математической логики (напр., язык РЕФАЛ). В рамках теоретической семиотики аспекты семиотических исследований — синтакгика, семантика и прагматика — могут пониматься как разделы этой науки (подобно тому как, напр., в теоретической механике выделяются кинематика, статика и динамика). Проблема взаимной редукции задач и результатов, относящихся к этим разделам семиотики, получает здесь точную постановку.
    Практическая и философская важность семиотики обусловлена тем, что она трактует различные знаковые системы как модели определенных фрагментов мира, строящиеся в ходе познавательной и практической деятельности людей. Типичным примером такого моделирования служит широкий круг кибернетических исследований, объединяемых под общим наименованием “искусственный интеллект”.
    Лит.; ВитгенштеинЛ. Логико-философский трактат, пер. с нем. М., 1958; Карнап Р. Значение и необходимость, пер. с англ. М., 1959; Труды по знаковым системам, в. 1—11. Тарту, 1964—79; Степанов Ю. С. Семиотика, М., 1971; Семиотика и информатика, в. 16. М., 1981; ReyDeboveJ. Semiotique. R, 1979.
    В. К. Финн

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    семиология


Просмотров: 1567
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ"
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • БИАС-ТЕСТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ СИСТЕМ
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • Животные как модели (animal models)
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • Как делать вещи при помощи слов
  • Монография как жанр научной литературы
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • психическое как процесс
  • Разработка учебно-тренировочных систем (instructional systems development, ISD)
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СИСТЕМ ТЕОРИЯ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Теория систем (systems theory)
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • функциональных систем теория
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь