Осирис


Осирис (Osiris, ??????). Главный египетский бог, супруг Изиды, первый насадитель культуры в Египте, победивший брата своего, злого Тифона. Он считался также богом солнца, отцом бога Гора.
(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)
ОСИРИС (??????, грецизированная форма егип. имени Усир, ws'ir), в египетской мифологии бог производительных сил природы, царь загробного мира. Согласно упоминаниям в древнеегипетских текстах и рассказу Плутарха, О. был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, братом и мужем Исиды, братом Нефтиды, Сета, отцом Гора. Он был четвёртым из богов, царствовавших на земле в изначальные времена, унаследовав власть прадеда Ра, деда Шу и отца Геба. Царствуя над Египтом, он отучил людей от дикого образа жизни и людоедства, научил сеять злаки (ячмень и полбу), сажать виноградники, выпекать хлеб, изготовлять пиво и вино, а также добывать и обрабатывать медную и золотую руды. Он обучил людей врачебному искусству, строительству городов, установил культ. Злой бог пустыни, младший брат О.- Сет, желавший править вместо него, придумывал способ погубить О. После победоносного возвращения из похода в Азию О. устроил пир. Сет, явившийся на пир со своими 72 соумышленниками, велел внести роскошно украшенный ящик (очевидно, саркофаг) и заявил, что он будет подарен тому, кому придётся впору. Когда очередь дошла до О. и он лёг на дно ящика (сделанного специально по его мерке), заговорщики захлопнули крышку, залили её свинцом и бросили ящик в воды Нила. Течением ящик прибило к берегу, и растущий там куст вереска охватил его своими ветвями. Верная супруга О.- Исида нашла тело мужа, она извлекла чудесным образом скрытую в нём жизненную силу и зачала от мёртвого О. сына. Предав тело О. погребению, она ушла в болота дельты Нила и там родила и воспитала младенца, названного Горем.
Когда Гор вырос, он вступил в борьбу с Сетом. Сначала он потерпел поражение и даже потерял в битве глаз - волшебное Око Гора, но затем счастье перешло на его сторону. Он победил Сета, отобрав у него вырванный глаз, дал проглотить его мёртвому отцу. О. ожил, но не захотел оставаться на земле, а, оставив трон на земле сыну Гору, стал царствовать и вершить суд в загробном мире. По одной из версий мифа. Сет не заключил О. в ящик, а разрубил его тело на 14 частей и разбросал эти части по всему Египту; Исида, собрав их воедино, погребла. Вариант мифа о 14 частях тела О., видимо, возник для того, чтобы объяснить существование гробниц О. в разных городах Египта. В каждой из них якобы покоилась лишь одна часть божественного тела. Этому толкованию, однако, противоречило повествование о том, что Исида собрала все члены тела О. (кроме фаллоса) и погребла в Абидосе. Плутарх в трактате «Об Исиде и Осирисе» совмещает обе версии: Сет расправляется с О. дважды. По некоторым версиям, О. оживлял не Гор, а Исида (сама или с помощью сестры Нефтиды). Погребение О. приписывалось то Исиде, то Анубису.
В эпоху родового строя, когда возник культ О., он воспринимался как бог, олицетворяющий производительные силы природы. Связь О. с природой сохранялась на протяжении всей истории Египта. Обычно его изображали сидящим среди деревьев или с виноградной лозой, иногда обвивающей его фигуру. Его тело всегда окрашивали в зелёный цвет. Считалось, что, подобно всему растительному миру, О. ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, жизненная сила всегда в нём сохраняется, даже в мёртвом. На изображениях сквозь гроб О. прорастает дерево или из О.-мумии выросли стебли злаков, которые поливает жрец. В погребениях иногда помещалось натянутое на раму полотно с лежащей на нём фигурой О. из земли, засеянной зёрнами полбы или ячменя: если прорастёт зеленью О.- оживёт умерший. Сначала О. отождествлялся только с умершим царём. В «Текстах пирамид» фараон после смерти уподобляется О., его называют именем О. Начиная с эпохи Среднего царства, каждый умерший египтянин стал отождествляться с О. (т. е. считалось, что, подобно О., умерший оживёт после смерти, и во всех более поздних заупокойных текстах перед именем умершего стоит имя О.).
Как бог мёртвых и царь загробного мира, О. воспринимался судьёй загробного мира. Считалось, что перед ним предстаёт покойный, когда его сердце взвешивается на весах, где на одной чаше лежало изображение богини Маат, а на другой - сердце умершего. Оправданный попадал на «райские поля» Иару, наслаждался вечной жизнью.
Первоначально, видимо, О. был местным богом в Джеду в восточной части дельты Нила; отождествлённый с другим богом города Анджети, он стал изображаться с атрибутами этого бога (посохом и бичом или хлопушкой), которые прочно закрепились за О. Заняв центральное место в царском культе, О. стал особенно почитаться в Абидосе - месте погребения фараонов, где он заменил бога мёртвых Анубиса, ставшего его спутником и помощником. Как сын бога земли Геба, уходящий после смерти под землю, О. стал считаться богом земных глубин, на его плечах покоится вся вселенная и из пота его рук вытекает Нил. С конца Нового царства О. связали с богом Ра (Ра-0.) и стали изображать с солнечным диском на голове. В эллинистический период культ О. сливается с культом священного быка Аписа, и новый сложный образ бога, получивший имя Сераписа (О.-Аписа), приобретает широкую известность за пределами страны.
Культ О. распространился в завоёванных Египтом Куше и других странах. В греко-римскую эпоху культ О. (наряду с другими греко-восточными культами богов умирающей и воскресающей природы Аттиса, Адониса, Таммуза) получил широкое распространение в Западной Азии и в Европе, включая Северное Причерноморье.
Образ О. нашёл отражение в художественной литературе (в исторических романах Г. Эберса, Б. Пруса и др.; в поэзии: у И. А. Бунина, В. Я. Брюсова и др.).
Лит.: Матье М. Э., Древнеегипетские мифы (переводы мифов), М.-Л., 1956; Трактат Плутарха, в кн.: Plutarch, Uber Isis und Osiris, herausg. Parthey G., В., 1860; Mopэ А., Страсти Озириса, в его кн.: Цари и боги Египта, пер. с франц., М., 1914, с. 81-123; Zakharov A. A., A fragment of a crown of Osiris from the South of Russia, «Ancient Egypt», 1926, N 3;
Lеfeburе Е., Le mythe osirien. (Etudes egyptol. 3-4), P., 1874-7S; Budge Е., Osiris and the egyption resurrection, v. 1-2, L.-N. Y., 1911.
Д. Г. Редер.


(Источник: «Мифы народов мира».)
Осирис Осирис (Озирис) — один из наиболее знаменитых и значимых богов древнего Египта, воплощавший собой плодородие и возрождение, побеждающее смерть. Изображался в виде мумии, держащей в руках царские скипетры хекет и нехеху. Важный атрибут Осириса — корона атеф, состоящая из высокой кеглеобразной центральной части, обрамленной двумя страусиными перьями и иногда дополненной рогами овна и солнечным диском. Цвет тела Осириса может быть белым, подобно погребальным пеленам, а чаще — черным, как плодородная египетская земля или же зеленым — в знак возрождения сил природы.
— Осирис — один из древнейших богов Египта, изначально хтоническое божество плодородия, связанное с зерном, ростом растений, паводком Нила. Культ бога происходит из города Джедду (Бусириса) в Дельте, где он был отождествлен с локальным божеством Анеджти, которому изначально принадлежали скипетр и плеть Осириса. Центры культа Осириса, части тела которого, по легенде, были разбросаны его убийцей Сетхом по всей стране, согласно традиции были основаны богиней Исидой там, где она находила фрагменты его плоти. Так, Бусирис считался местом пребывания позвоночника Осириса, или столба Джед, знаменитого символа, одним из основных значений которого была стабильности и незыблемость, а остров Абатон — «запретный», расположенный рядом с островом Исиды Филе — вместилищем сердца бога.
— Основной культовый центр Осириса на юге страны — Абидос, древний Абджиу, город, в котором была похоронена голова бога. В Новом царстве (1550 - 1078 гг. до н. э.) абидосской гробницей Осириса считалось погребение правителя I династии Джера, которое стало популярным местом паломничества. Еще одним священным местом, связанным с погребенной в Абидосе головой бога, был Осирийон — особое подземное святилище, входившее в храмовый комплекс Сети I (1291 - 1278 гг. до н. э.); мегалитическая кладка стен Осирийона напоминает своей структурой памятники эпохи Древнего царства, хотя вопрос об окончательной датировке Осирийона все еще носит дискуссионный характер. Подобное подземное святилище Осириса было недавно обнаружено и в некрополе Гизы, издревле считавшимся «домом Осириса, владыки Ро-Сетау», т. е. путей, ведущих в загробный мир.
— Самый известные эпитеты Осириса — Уннефер, или «вечно благой» и «первый среди Западных», т. е. умерших, который является именем бога-шакала Хентиаментиу, древнего абидосского бога умерших. Осирис также именовался «пребывающим в Гелиополе», что указывало на его связь с древним культовым центром солнечного бога Ра. Согласно гелиопольскому учению, Осирис входил в состав Эннеады, или Девятки великих богов, имена которых впервые засвидетельствованы еще в Текстах пирамид, был сыном богини Нут и бога Геба, братом Сетха, Хорура, Нефтиды и Исиды, которая позже стала его супругой. Крипты храма Опет в Карнаке (Фивы) почитались как место, где когда-то Нут родила Осириса в мир.
— В Мемфисе Осирис отождествлялся с местными божествами Птахом и сокологоловым Сокаром, владыкой кладбищ, принимая облик триединого божества Птаха-Сокар-Осириса, великого повелителя некрополей, гробниц и усопших.
— Полная версия легенды об Осирисе, хотя и недостаточно аккуратно записанная, дошла до нас только благодаря Плутарху. Некоторые опущенные у античного автора части легенды, можно восстановить по египетским источникам. В его знаменитом произведении «De Iside et Osiride» повествуется, что Сетх, завидуя своему брату Осирису, пригласил его на пир, во время которого показал гостям великолепный саркофаг, обещая подарить его тому, кому он придется по размеру. Как только в него лег Осирис, Сетх и его 72 приспешника захлопнули крышку и выбросили его в Нил, воды которого вынесли саркофаг в море. Прибитый волнами к набережной финикийского Библа, саркофаг врос в ствол священной ивы, из которой местный царь приказал сделать колонну для своего дворца. После долгих лет поисков Исида, сестра и супруга Осириса находит тело и возвращает его в Египет. В то время как Исида в болотах Дельты рождает Хора, Сетх находит тело Осириса и в ярости разрывает его на 14 частей, число которых в различных источниках варьируется до 42. Исида собрала части тела супруга, вылепив из глины недостающий фаллос Осириса, упавший в Нил и съеденный священными рыбами — оксиринхом и лепидотом. Выросший Хор отомстил за отца, победив Сетха и отстояв свое право на наследство Осириса перед великим советом богов. После сражений, которые длились более 80 лет, Хор получил египетский престол, Сетх — владычество над песками пустыни; сам же Осирис возродился к новой жизни, проглотив Око Хора Уджат, символ великой жертвенности и вечного существования, и стал владыкой мира иного.
— При всей значимости функций Осириса как властителя плодородия и заупокойного культа, важнейшим аспектом его сущности было возрождение жизненных сил в результате победы над смертью и обретение жизни вечной. Уже с эпохи V династии (2504 - 2347 гг. до н. э.) умерший царь отождествлялся с Осирисом, в то время как живущий правитель — с его сыном и наследником Хором. С течением времени в процессе демократизации взглядов на заупокойный культ, к Первому переходному периоду (2170 - 2025 гг. до н. э.) возможность возродиться в облике Осириса получал, согласно Текстам саркофагов, каждый умерший. Знаменитое обращение «Осирис такой-то», обычно относящееся к усопшему, идентифицировало его с божеством.
— Для обретения вечной жизни тело умершего бальзамировалось, тем самым уподобляясь телу Осириса, из которого Исида и Анубис сделали первую мумию. На иллюстрациях к знаменитой Книге мертвых, или «Речению выхода души в день», Осирис предстает как судья душ усопших, великий правитель Дуата, мира иного, с помощью великих весов определяющий меру грехов каждого человеческого сердца.
— Осирис мог быть и очень грозным амбивалентным божеством, опасным для умершего, который прибегал в этом случае к защите солнечного бога Ра, под покровительством которого странствовал по водам Дуата вслед за солнечной ладьей. В глубине ночи Ра — «ба» и Осирис — «тело» объединялись в единое великое Предвечное божество, которое давало новый импульс к развитию и процветанию вселенной.
— Многие элементы легенды об Осирисе, в частности то, что он был утоплен, и затем тело его обнаружено Исидой, были известны уже с эпохи Древнего царства. То, что убийцей Осириса был Сетх, мы узнаем только из источников Среднего царства. В многочисленных заупокойных текстах Нового царства содержится гораздо большее количество информации о боге, с которым отождествляется умерший; на рельефах храма Сети I в Абидосе в это время впервые появляются изображения таинства зачатия Исидой своего сына Хора от тела умершего Осириса, оживленного на несколько мгновений богиней с помощью магических сил.
— В Абидосе ежегодно проходило великое празднество Осириса, центральная часть которого называлась в древности «сешета», или мистерии. Оно состояло из множества церемоний и процессий, символически представляющих эпизоды из жизни бога. Церемониал начинался, судя по всему, с трагической смерти Осириса: на бога нападали Сетх и его слуги и убивали его. Это ужасающее каждого египтянина событие, видимо, происходило в глубине храма, так как, судя по частным стелам, большинство паломников этого не видело. Вслед за этим следовала церемония, называвшаяся перет тепит — «первый выход», или же перет Упуат — «выход Упуата». Бог Упуат, воплощение Анубиса и, одновременно, Хора Неджитефа — Хора, Защитника отца своего, выходил из храма, чтобы повергнуть врагов, препятствующих воссоединению из частей и бальзамированию тело Осириса. Воссозданный в результате символической мумификации в храме, бог становился Первым среди Западных. Затем, подготовленное к погребению тело бога, везли к его гробнице, расположенной в пустынном месте Пекер, на юге Абидоса. Процесс перевоза Осириса проходил в три этапа: сначала, во время перет аат — Великого выхода, погребальный кортеж Осириса Хентиаментиу выходил из храма во главе с Упуатом. Находящегося на ладье Нешмет бога окружало несметное количество паломников, пришедших, чтобы «пасть ниц и созерцать его совершенство». Вторым этапом церемонии было прохождение процессии водного потока, символизирующего переход между двумя мирами. Осирис Хентиаментиу совершал это плавание на ладье Нешмет под защитой и руководством бога Тота. Видимо, эта часть церемонии происходила на священном храмовом озере, однако о деталях этой части праздника мы практически ничего не знаем. Наконец, Осириса переносили с ладьи Нешмет на ладью Урет — «Великую», и бог в сопровождении лишь нескольких высших жрецов и сановников, продолжал свой путь к гробнице в Пекер. С этого момента начинался самый торжественный эпизод церемонии, посвященный возрождению Осириса, проходивший в Золотой обители, неподалеку от гробницы бога в Пекер. Согласно свидетельству царя XIII династии (1797 - 1634 гг. до н. э.) Неферхотепа I, бог проявлялся там с невероятным торжеством, окруженный родственными ему богами и богинями. В глубокой тайне в Золотой обители воссоздавался новый образ Осириса из золота и электрума. Ритуал возрождения бога проходил во время Ночи угасания бога для отдохновения и Отдохновения Хора воинственного — двух церемоний, которые завершались третьей — праздником Хакер, наступавшим сразу же после возрождения бога. Новый образ Осириса во время Ночи угасания бога для отдохновения возлагали на ложе, и жрец, именовавшийся са-мериэф — «сын его возлюбленный», воплощающий собой Хора, совершал над ней ряд ритуалов, вероятно, напоминавших заупокойную церемонию Отверзания уст. Находясь какое-то время рядом с самим богом, са-мериэф следил за тем, когда Осирис будет готов возродиться и в этот ответственный момент поизносил ключевую фразу хакер: «Приди ко мне!» После того, как в образ бога возвращалась жизнь, он получал эпитет Уннефер — Существо благое. О возрождении бога оповещали храм, паломников, и весь ликующий тинитский ном, столицей которого считался Абидос. Возродившийся к новой жизни Осирис Уннефер получал оправдание и благословение от сонма богов Гелиополя, в знак чего са-мериэф надевал на его статую особую Корону оправдания; перед народом оглашалось маа — оправдательное решение богов, сопровождавшееся всеобщей радостью. Это событие имело двойной смысл: в мире ином — оправдание душ умерших, в мире земном — передачу власти от Осириса к Хору, его законному наследнику. Торжествующий бог возвращался на ладье Нешмет из Пекер в свой абидосский храм среди невероятного столпотворения паломников и местных жителей. Вечером в храме проходила встреча Осириса и божеств его круга.
— В основе большинства празднеств, связанных с Осирисом, лежала церемония изготовления его «подобий», или «образов». Такие подобия в большинстве случаев делались из земли, смешанной с илом, которой придавалась форма тела Осириса; внутрь помещались священные зерна злаков, которые, прорастая, символизировали победу Осириса над смертью и возрождение жизни. В конце года проросший образ бога, считавшийся величайшей святыней, помещался в саркофаг и особую гробницу в специальном храмовом некрополе, или же в гробницу умершего царя. Такие «подобия» бога найдены в гробницах Тутанхамона (1333 - 1323 гг. до н. э.) и Хоремхеба (1319 - 1292 гг. до н. э.) в Долине царей, а также во многих египетских храмах. Детальные описания осирического церемониала сохранились на стенах «святилищ тайн Осириса» на крыше храма Хатхор в Дендере.
— Осирис является богом-повелителем статичного времени джет. Он даже прямо именуется в текстах джет, а иногда — сеф, «вчерашний день», осуществленное действие — в противоположность «завтрашнему дню», нехех, действию повторяющемуся, категории, характеризующей Ра. Небесное проявление Осириса-Сах, или Орион, почитавшийся как «царь звезд», «торжествующая Ба Осириса». На потолках гробниц фараонов в Долине царей Орион-Осирис изображается в образе антропоморфного бога в ладье со скипетром в руках, обращенного назад к ладье Сириуса-Исиды и следующей за ней ладье со звездой Сепед — воплощением бога Хора-Сопду, сына Осириса и Исиды, владыки восточных пустынь и пределов египетских земель. Одно из воплощений бога — Осирис-Ях почитался древними египтянами как божество луны. Душой-ба Осириса и Ра также считалась утренняя звезда — планета Венера, олицетворявшаяся в облике белоснежного феникса Бену.
Библиография Я. Липинская, М. Марциняк «Мифология Древнего Египта». — М., 1983. М. Э. Матье «Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. — М., 1996. Плутарх. «Исида и Осирис». — Киев, 1996. В. В. Солкин «Египет. Вселенная фараонов». — М., 2001. E. Chassinat «Le mystere d'Osiris au mois de Khoiak». Vol. I-II. — Le Caire, 1966-1968. A. Dodson «The so-called Tomb of Osiris at Abydos». // KMT Vol. 8, N 4 (Winter 1998-98). J. G. Griffith «The origins of Osiris and his cult». — Leiden, 1980. M. - C. Lavier «Les Fetes d'Osiris a Abydos au Moyen Empire et au Nouvel Empire». // Egypte. Afrique & Orient. N 10 (1998). B. Mathieu «La naissance thebaine». // Egypte. Afrique & Orient. N 10 (1998). E. Otto «Osiris und Amun, Kult und Heilige Statten». — Munich, 1966. S. Quirke «Ancient Egyptian Religion». — London, 1992. M. J. Raven «Corn-mummies». // OMRO 63 (1982).

ВНИМАНИЕ: Эта статья не может быть использована без ссылки на автора, так как составляет часть готовящейся к изданию работы «Древний Египет. Энциклопедия».
© В. В. Солкин «Древнеегипетский словарь»

(Источник: «Древнеегипетский словарь-справочник».)
ОСИРИС (Озирис) - в египетской мифологии бог производительных сил природы, владыка загробного мира, судья в царстве мертвых Он был старшим сыном бога земли Геба и богини неба Нут, а также братом и мужем Исиды. Считалось, что он научил людей земледелию, виноградарству и виноделию, добыче и обработке металлов, врачебному искусству, строительству городов. По легенде, его брат, злобный и коварный бог пустыни решил погубить Осириса. Он изготовил саркофаг по мерке старшего брата. Устроив пир, он пригласил Осириса и объявил, что саркофаг будет подарен тому, кому придется впору Когда Осирис лег в саркофаг, Сет и его подручные захлопнули крышку, залили ее свинцом и бросили в воды Нила. Супруга Осириса, Исида, нашла тело мужа, чудесным образом извлекла скрытую в нем жизненную силу и зачала от мертвого мужа сына Гора. Когда Гор вырос, он вызвал на бон Сета и победил его, лишив убийцу отца полового органа. Во время битвы Сет вырвал у Гора один глаз, который был волшебным. Этот глаз Гор дал проглотить Осирису, и тот ожил. Однако Озирис не захотел остаться на земле. Он передал власть над миром Гору, а сам стал царствовать в загробном мире. Его изображали в виде зеленокожего человека, который сидел среди деревьев. Египтяне верили что Осирис, подобно всему растительному миру ежегодно умирает и возрождается к новой жизни, но оплодотворяющая жизненная сила в нем сохраняется даже в мертвом.
(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)
Синонимы:
    бог, озирис, серапис


Просмотров: 2866
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Энциклопедия мифологии





Другие новости по теме:

  • “ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН”
  • “О ЧЕЛОВЕКЕ, О ЕГО СМЕРТНОСТИ И БЕССМЕРТИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • Ади, Сыновья его
  • Ангел лица Его
  • Ассамблеи Бога (Собрание Божье)
  • Атри, Сыновья его
  • Боящиеся Бога
  • возвышение бога солнца
  • ГЕРАКЛ 22 СМЕРТЬ И ПРИНЯТИЕ ЕГО В СОНМ ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
  • ДИОНИС 3 И ЕГО СВИТА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  • Его Высокопреосвященство
  • Имена Бога
  • ИСИДА и ОСИРИС
  • Кондаков И.М. Пушкин И Психология Его
  • Лотос, Владыка его
  • Независимая Ассамблея Бога
  • О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества
  • ОРЕСТ 1 АГАМЕМНОН И СЫН ЕГО ОРЕСТ. СМЕРТЬ АГАМЕМНОНА
  • СМЕРТЬ БОГА
  • СООБЩЕСТВО АНОНИМНЫХ АЛКОГОЛИКОВ (АА) И ЕГО ПРОГРАММА «12 ШАГОВ»
  • СТРЕСС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ (КОПИНГ) ПО ЛАЗАРУСУ, МЕЙХЕНБАУМУ, ПЕРРЕ
  • ТЕОЛОГИЯ МЕРТВОГО БОГА
  • Царь Сомака и сын его Джанту
  • Церковь Бога
  • Церковь Бога Во Христе
  • Человеческое познание: его сфера и границы
  • ЭДИП 1 ЕГО ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ И ВОЗВРАЩЕНИЕ В ФИВЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь