ШУЛМАСЫ


ШУЛМАСЫ шумнасы, шимнусы (монг. старописьм. simnus), шолмосы (бурят.), шулмы (калм.), шулбысы, чулмысы (алтайск.), шулбусы, чулбусы (тувин.), чулмё (хакас.), в мифологии монгольских народов и саяно-алтайских тюрок злые духи, демоны. Этимология термина восходит к слову smnu - согдийская форма имени иранского божества Ангро-Майнью, при принятии согдийцами буддизма отождествлённого ими с демоном Марой; название шимну (шумну) вошло в буддийскую мифологию уйгуров, а затем - монголов. В ней фигурируют множество Ш., их царство, хан Ш. Прежде всего Ш. - демон-искуситель человека; он пытался отвратить от праведного пути Будду. По преданию, хан Ш„ чтобы противостоять буддийской проповеди, изготавливает водку, а из утробной крови женщины-Ш. вырастает табак. Ш. способны принимать облик как женщин, так и мужчин, т. е. обладают способностью к оборотничеству. У калмыков Ш. наделяется как зооморфными чертами (козлиные ноги или борода, хвост верблюда вместо косы, голова лягушки), так и антропоморфными (принимает облик прекрасной девушки, угощающей путников отравленным питьём).
В монгольской мифологии Ш. иногда выступает как неразмножающаяся, нестареющая и неумирающая ведьма, боящаяся козлов и колючек. Её магическая сила заключена в золотом волосе (у калмыков - в пучке волос на затылке - джодмак, завладев которым человек вынуждает исполнять свои желания). Возможно, этот образ восходит к одной из спутниц тибетского свирепого божества Лхамо (монг. Охин-тенгри) - одноногой «женщине с пучком волос» и единственным зубом. Ср. также албасты.
Генетически связанный с иранским божеством тьмы, Ш. (или хан Ш.) выступает как персонификация тёмного начала, противостоящего светлому, которое олицетворяет Хормуста. Иногда Ш. называются подручные Эрлика. В качестве демонов-губителей, выполняющих поручение богов (в том числе и небесных), Ш. часто фигурируют в сказочно-эпических повествованиях. Согласно южномонгольскому поверью, некогда весь Ордос был заполнен Ш. и их уничтожил Гесер. Здесь Ш. максимально сближается с чудовищем мангустом, всегда относимым к некоему эпическому прошлому. Часто термин «Ш.» употребляется в сюжетах в качестве синонима или парного термина к «мангусу», хотя в некоторых эпических традициях (в частности, южномонгольских) значение обоих терминов различно: Ш. именуется жена, дочь или мать мангуса.
Лит.: Ковалевский О. М.. Буддийская космология, Казань, 1837, с. 59-67; Потанин Г. Н., Очерки северо-западной Монголии, в. 4, СПБ, 1883, с. 197, 221-23, 237, 271; его же, Тангутско-тибетская окраина Китая и Центральная Монголия, т. 2, СПБ. 1893, с. 137, 267. 351; Хангалов М. Н., Собр. соч.. т. 1, Улан-Удэ, 1958, с. 363-64; т. 2, Улан-Удэ, 1959, с. 141-42; Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. Радловым. ч. 9, СПБ, 1907, с. 31. 170; Беннигсеи А. П.. Легенды и сказки Центральной Азии, СПБ, 1912, с. 10; Heissig W.. Ein mongolisrhes Handbuch fur die Herstellung von Schutzamuletten, .Tribus., 1962, № 11, S. 71-72.
С. Ю. Неклюдов.


(Источник: «Мифы народов мира».)
Просмотров: 413
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Энциклопедия мифологии





Другие новости по теме:

  • АФРИКАНСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ
  • Ангро-Майнью
  • ДРУЖБА НАРОДОВ
  • Духи и демоны
  • Закон О языках народов Российской Федерации
  • Закон О языках народов Российской Федерации
  • ИБЕРЙИСКО-КАВКАЗСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ
  • Иногда
  • КАВКАЗСКО-ИБЕРИЙСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ
  • ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ
  • Латинизация алфавитов народов ссср
  • МАЛАЙСКОГО АРХИПЕЛАГА НАРОДОВ МИФОЛОГИИ
  • МОНГОЛЬСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ
  • ОХИН-ТЕНГРИ
  • Острова народов
  • ПАЛЕОАЗИАТСКИХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ
  • ПОСЕЙДОН И БОЖЕСТВА МОРЯ
  • Плетение волос
  • СКАЗКИ И МИФЫ
  • Список народов
  • Средства общения народов разных государств
  • Средства общения народов разных государств
  • ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ НАРОДОВ МИФОЛОГИЯ
  • Физический облик
  • ЧЕЛОВЕК ПО ИМЕНИ МОИСЕЙ И МОНОТЕИСТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ
  • источник сведений о кельтской мифологии
  • космология буддизма
  • роль и значение кельтской мифологии
  • семь народов
  • явление артура в мифологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь