НГАИ


НГАИ Энгаи, 1) в мифологии масаев (Кения и Танзания) божество неба, громовник, одновременно выступающий и как племенной бог войны (у него просят удачи в военных походах).
В мифах Н. выступает в различных ипостасях: Энгаи-Нарок («Энгаи чёрный») и Энгаи-Наньокье («Энгаи красный»). Энгаи-Нарок - доброе, любящее людей божество, проявляется в синем небе. Его голос - отдалённые раскаты грома. Злое божество Энгаи-Наньокье проявляется в молниях и близких, оглушительных раскатах грома; молнией оно убивает. Ему приносят в жертву чёрную овцу. В некоторых вариантах это не две ипостаси одного и того же божества (которое утром и вечером делается «красным»), а два брата. Энгаи-Наньокье, стремящийся истребить людей, отказывается подчиниться власти Энгаи-Нарока. Согласно другому варианту, Н. выступает в трёх ипостасях: Н.-Наныоги («красный бог») - красный, как утренняя и вечерняя заря; Н.-Набор («белый бог») - облачное небо; Н.-Нарок («чёрный бог») - безоблачное, синее небо. Молитвы обращают к Н.-Нарок. По одной из версий, некогда существовало четыре бога: чёрный добрый бог (собственно обоготворённый предок); белый бог (отдалённое небесное божество); красный злой бог и серый бог. Чёрный бог одиноко жил на снежной вершине, другие боги дали ему в спутники юношу. Когда чёрный бог и юноша взяли в жёны женщин окрестного народа и породили масаев, серый и красный боги, раздосадованные тем, что люди расплодились, наслали засуху. Тогда юноша отправился в небо и, поборов богов, достал там дождь - засуха прекратилась. Юноша считается родоначальником масаев. Позже красный, серый и чёрный боги умерли, остался только белый.
В одном, вероятно, более позднем мифе вместо Н. фигурирует Найтеркоб.
Лит.: Ноllis А. С., The Masai, Oxf., 1905;
Johneton Н. Н., The Uganda-protectorate, v. 1-2, L., 1902; Merker М., Die Masal, В., 1904.
 
2) В мифологии бантуязычных народов кикуйю (гикуйю) и камба (Кения), заимствовавших у масаев имя божества, громовник, божество дождя. Дождь, молнии, гром, радуга - проявления Н. От него зависят здоровье и жизнь людей и животных. Стихийные бедствия, засухи, эпидемии и т. п. объясняются гневом Н. Для его умилостивления совершаются жертвоприношения. Спускаясь на землю, Н. останавливается отдохнуть в своих временных жилищах на высоких горах, чаще всего - на горе Кения (на языке кикуйю - Kere-Nyaga, «гора сияния»), которую он сам и создал. Соответственно кикуйю называют его Мвене-Ньяга («сияющий»). Жилища Н. находятся также на «горе большого дождя» (на востоке), «горе ясного неба» (на юге), «горе сна или тайного убежища» (на западе).
Н. выступает в мифах как культурный герой-демиург. Когда человечество только начало заселять землю, Н. призвал Кикуйю и дал ему его долю - страну, где стали жить кикуйю. От Н. Кикуйю получил жену Моомби. Н. научил Кикуйю, каким образом следует обращаться к нему за помощью. Затем Н. послал женихов для девяти дочерей Кикуйю. Образовавшиеся девять семей положили начало девяти главным кланам кикуйю. Они составили одну большую семью; их общее родовое имя было «дети Моомби» (или «племя Моомби»). Н. научил людей добывать железо; установил, что кикуйю и камба должны заниматься земледелием, масаи - скотоводством, ндоробо - охотой. Н. аналогичен Леза.
Лит.: Сayzac P. P., La religion des Kikuyu (Atrique orientale), «Anthropos», 1910, Bd 5, p. 309-19; Hobley Сh. W., Bantu beliefs and magic, L., 1922; Kenyatta J., Facing mount Kenya. The tribal life of the Glkuyu, N. Y., 1962.
E. С. Котляр.


(Источник: «Мифы народов мира».)
Просмотров: 547
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Энциклопедия мифологии





Другие новости по теме:

  • Белый
  • Белый Шум
  • Благодатное небо
  • Взятие на небо
  • ГОРЕ
  • ГОРЕ, СТРАДАНИЕ, ПРЕТЕРПЕВАНИЕ
  • Горе
  • Горе
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • Красный
  • Красный
  • Красный
  • Красный цвет
  • МАЛАЙСКОГО АРХИПЕЛАГА НАРОДОВ МИФОЛОГИИ
  • НЕБО
  • НЕБО
  • Небо
  • Небо, небеса
  • Потеря и горе (loss and grief)
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей (cognitive interventions with older persons)
  • Развитие социального поведения людей (development of human social behavior)
  • Страхи людей на разных этапах жизни (fears throughout the life span)
  • Типология Людей С Нарушениями Слуха
  • источник сведений о кельтской мифологии
  • небо
  • небо
  • поведение инвертированных людей
  • росс красный
  • серый из махи
  • типология людей с нарушениями слуха



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь