КАЛЕВИПОЭГ


КАЛЕВИПОЭГ в эстонской мифологии богатырь. К. является сыном богатыря Калева. Первоначальный образ К. - великан, с деятельностью которого связывались особенности географического рельефа: скопления камней, набросанных К.; равнины - места, где К. скосил лес, гряды холмов - следы пахоты К., озёра - колодцы К., древние городища - ложа К. и т. п. Существовали поверья о болотной траве, как о волосах К., чертополохе, выросшем из капель пота К., и др. К. состязается с ванапаганом (мечет в него камни) или Тыллом в метании камней, на которых остаются отпечатки его рук или ног (петроглифы: им приписываются магические свойства; сходные представления связаны с калеванпойками - великанами в финской мифологии). Огромные камни считаются оселками К.
К. - борец с нечистой силой (с ванапаганами), иногда - с притеснителями народа (бросает камни в усадьбу злого помещика и т. п.), реже - с иноземными врагами. Необычайной силе его посвящено предание о кольце девы Ильманейтси, которое та обронила в колодец: К. спускается за кольцом, а ванапаганы скатывают в колодец жёрнов; но герой возвращается с жёрновом, который он принял за кольцо, на пальце. В другом мифе К. отбивается от ванапаганов досками, и те ломаются в борьбе; ёж подаёт К. совет бить ребром доски, за что получает от героя колючую шубку. В народных сказаниях сохранились две версии о гибели К.: враги отрубают герою ноги, когда тот спит или пьёт из реки; превратившийся в богатырского коня ванапаган уносит К. в ад, где он, прикованный к вратам ада, должен сторожить ванапагана, чтобы тот не вышел из преисподней.
На основе народных преданий и песен Ф. Р. Крейцвальд составил героический эпос «Калевипоэг» (публикация 1857-61), который оказал значительное влияние на эстонское народное творчество и национальную литературу.
Лит.: Laugaste E., Normann E. (koost.), Muistendid Kalevipojast, Tallinn, 1959.


(Источник: «Мифы народов мира».)
Просмотров: 1087
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Энциклопедия мифологии





Другие новости по теме:

  • “О СОПРОТИВЛЕНИИ ЗЛУ СИЛОЙ”
  • ВАНАПАГАНЫ
  • Драгоценные Камни
  • Драгоценные Камни, Три
  • Драгоценные камни
  • ЖИТЕЛИ ХОЛМОВ
  • Иакова колодец
  • Иногда
  • КАМНЕЙ КУЛЬТ
  • КРЕЙЦВАЛЬД
  • Колодец
  • Колодец Иакова
  • Колодец, источник
  • МАЛАЙСКОГО АРХИПЕЛАГА НАРОДОВ МИФОЛОГИИ
  • Ноги
  • Образ Мира
  • ПОВЕРЬЯ
  • РОЛЬ НАРОДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ
  • СЛЕДЫ ПАМЯТИ
  • Совет Религий Мира
  • ЭПОС И МИФЫ
  • аргумент к силе
  • ведьма из преисподней
  • источник сведений о кельтской мифологии
  • книга песен
  • колодец
  • образ мира
  • публикация научная
  • роль и значение кельтской мифологии
  • явление артура в мифологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь