Чаша


Чаша
1) словом "Ч." в Синод. пер. Библии передается ряд евр. слов, обозначающих различные виды сосудов, о форме и размерах к-рых сведений почти не сохранилось. Чаще всего это были изделия из глины, но материалом могли служить также камень, дерево, кожа, благородные металлы, железо, бронза, стекло и фарфор, а под влиянием егип. прикладного иск-ва при изготовлении Ч. стали применяться драг. камни и цветные минералы. В Ассирии встречались Ч. самых причудливых форм (напр., в форме львиной головы). Позднее стало заметно греч. и рим. влияние. Глиняные Ч. и кубки израильтяне изготавливали в форме горшка или цветка лилии (3Цар 7:26). Ч. могли иметь подставки, ножки разной толщины, ручки и крышки (Езд 1:10);
2) Ч. в Синод. пер. назван также небольшой сосуд в форме глубокого блюда (евр. агган) для жидкости (Исх 24:6; Песн 7:3);
3) большое блюдо (евр. мизрак), к-рое использовалось при богослужении в скинии и храме (Чис 4:14) в качестве сосуда для жертвенной пищи (Чис 7:13) и крови (Зах 9:15; 14:20). Подобные Ч. делались из полированного золота, серебра и меди (Исх 27:3; Чис 7:84; 3Цар 7:45,50). Из таких Ч. пили вино (Ам 6:6);
4) в Свящ. Писании говорится также и об использовании в Израиле Ч. во времена НЗ. В основном это были кубки для вина, но и другие напитки также пили из Ч. (Мф 10:42). Существовали специальные Ч., в к-рых разбавляли вино для повседневного употребления (Ис 65:11; Притч 23:30); у высокородных людей были отдельные, богато украшенные Ч., из к-рых пили только они (Быт 40:11 и др.), у людей же бедных, согл. 2Цар 12:3, была всего одна Ч., из к-рой они пили сами и поили овец. Если богатые люди пили преимущественно вино, то бедным приходилось довольствоваться Ч. воды (Мф 10:42). Наполнением Ч. и раздачей напитков гостям и домочадцам занимался глава семейства.
Если к.-л. сосудом не пользовались, то его вешали на стену (Ис 22:24). В Библии говорится, что Ч. использовались для гаданий, но едва ли это имеет отношение к Израилю (Быт 44:5). Для гадания в наполненную водой Ч. лили масло или, наоборот, воду в масло, бросали в чашу драг. камни или капали воск и, следуя определ. правилам, предсказывали будущее. Но чаще всего Ч. упоминаются в связи с отправлением культовых обрядов (напр., Чис 7:84; 1Пар 28:17; Езд 1:10; 8:27), во время к-рых они служили для самых различных целей. Напр., Ч. использовалась как сосуд для жертвенной жидкости (Исх 25:29; 37:16; Чис 4:7; см. также Пс 115:4). В Ч. Моисей налил кровь, чтобы затем окропить ею народ (Исх 24:6). В Исх 25:31 говорится о чашечках для масла, имевшихся на светильнике. Во время празднования Пасхи особая роль отводилась "чаше благословения", вероятно, третьей Ч. в ходе пасхальной вечери, к-рую глава семейства благословлял перед тем как передать ее по кругу. Ап. Павел называет эту Ч. "чашей благословения, которую благословляем" (1Кор 10:16). В ст. 21 она называется "чашей Господней", потому что Христос заповедал пить из нее в воспоминание о страданиях и смерти, к-рые Он претерпел ради нашего спасения (Лк 22:17-20; 1Кор 11:23-25). "Чаша Господня", являющаяся символом искупленного Христом человечества, противопоставлена "чаше бесовской", связанной, вероятнее всего, с языч. жертв. пиршествами (1Кор 10:21). Следует упомянуть здесь и фарисеев с их стремлением к внешнему блеску "чаш и блюд"; обличая их, Христос говорил, что истинная праведность определяется не по своим внешним, формальным проявлениям (Мф 23:25 и след.);
5) часто слово "Ч." употребляется в Библии в метафорич. значении. С Ч. сравнивали судьбу человека (Пс 10:6; 15:5; 22:5). Как отец семейства наполняет Ч., так и Господь Бог определяет судьбу человека, даруя Свою милость праведным (Пс 10:6; 15:5; 22:5). Скорбящему его друг подает Ч. утешения, но за грехи Иудеи, говорится в Библии, Бог откажет ей в такой Ч. (Иер 16:7 и след.). Ч. спасения олицетворяет благодарность человека, избавленного Господом от великой нужды (Пс 115:4), а словосочетание "чаша ярости" служит выражением Божьего гнева и сурового наказания (Ис 51:17,22; Иер 25:15-18; Откр 14:10; 16:19). Ч. гнева должна быть выпита нечестивыми до последней капли (Пс 74:9 - "даже дрожжи ее будут выжимать и пить..."). Ч. опьянения (исступления, изумления, ярости), ниспосланная Богом, является символом того, что народы или сам Израиль, погрязшие в грехах, не замечают приближающегося наказания Божьего (Ис 51:17,22; Зах 12:2; см. также Пс 59:5; 74:9; Иер 25:15-18; Авв 2:16). Как пьяный, падая, не замечает, что "открылась его срамота", так же обнажаются грехи и позор того, кто пьет из Ч. опьянения (Авв 2:16; см. также Плач 4:21; Иез 23:31-33). Вавилон, город греха, из своей золотой Ч. опьянял и делал безумными народы, увлекая их за собой к гибели (Иер 51:7; Откр 17:4; 18:6). Но Ч. страдания и горя подносится не только нечестивому, чтобы он испытал наказание; Бог подносит ее и к устам невинных (Иер 49:12; Мф 20:22; 26:39,42). Иисус говорит о Своей Ч., имея в виду предстоящие Ему страдания, и предрекает эту Ч. также сыновьям Зеведеевым, просившим Спасителя посадить их в будущем Царстве справа и слева от Него (Мф 20:22). В Гефсимании Иисус молился, чтобы минула Его "чаша сия" (Ч. страдания и смерти, Мф 26:39,42; Ин 18:11), если будет на то воля Отца.


Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.


Синонимы:
    аглочаша, асперсориум, бокал, братина, габала, кандея, кар, кубок, купель, миса, папорть, плошка, созвездие, сосуд, судьба, фиал, фиала, чара, чашечка, чашка, черепок, черепушка


Просмотров: 1144
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библейская энциклопедия Брокгауза





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • ИИСУС ХРИСТОС
  • ИИСУС ХРИСТОС
  • ИИСУС ХРИСТОС
  • Иисус Христос
  • Иисус Христос
  • Иисус Христос
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • Нарушение развития в форме гиперкинеза
  • ПАРАМНЕЗИЯ, также псевдомнезия
  • ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА, также психогенетика
  • ПРИЧИННЫЙ РЯД, также причинная цепь
  • ПСИ-ФЕНОМЕН, также парапсихологический феномен
  • ПСИХОМЕТРИЯ, также чтение по предмету
  • РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис
  • Сосуд
  • Сосуд с освященной водой
  • Страдания
  • УБЕЖДЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ, также «промывание мозгов»
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Христос, Иисус
  • Чаша
  • Чаша
  • ЭТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, также м о ральная теология
  • кем были древние бритты?
  • сосуд
  • чаша



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь