Лицо


Лицо
I. ЗНАЧЕНИЕ
Основное значение евр. слова паним - "поворачивать", "обращать". Это повернутая вовне, обращенная к к.-л. объекту сторона предмета или человека. Греч. слово просопон подразумевает также поверхность, внешний образ, вид, облик, выражение, черты Л. и т.д. Евреи говорят о Л. земли (Быт 2:6), воды (в Синод. пер. - "поверхность бездны" - Иов 38:30). Евр. слово паним используется и как предлог и в этом случае имеет значение "перед" (Моисей положил жезлы "пред лицем Господа" - Чис 17:7). Встречаются различные сочетания слова паним с префиксами и суффиксами, к-рые, однако, всегда относятся к узнаваемой или познаваемой стороне того, о Л. чего идет речь.
II. В БИБЛЕЙСКОМ КОНТЕКСТЕ
В Библии слово "лицо" обозначает человека как отдельно взятую личность, характеризуемую ее внешними признаками; "смотреть на лица" или проявлять "лицеприятие" значит по-разному относиться к людям, в зависимости от их расы, народности, сословия, общественного положения и т.д. (Втор 10:17; 2Пар 19:7; Деян 10:34; Рим 2:11; Иак 2:9 и др.). В Библии во многих местах и в различной связи говорится о Л. человека: о прекрасных Л. Ревекки (в Синод. пер. - "прекрасна видом" - Быт 24:16), Иосифа (Быт 39:6), Авигеи (1Цар 25:3). От страха Л. темнеют (Наум 2:10); от тайных речей Л. становятся недовольными (Притч 25:23); Иеремия жалуется на свой народ, говоря, что "лица свои сделали они крепче камня" (Иер 5:3). При недостаточном питании Л. становится худощавым (Дан 1:10). На Л. отражается стыд (Пс 43:16). Отвага придает Л. львиное выражение (1Пар 12:8), мудрость просветляет Л. (Еккл 8:1), приветливость дарит Л. свет (Иов 29:24). Обратить Л. на кого-либо означает оказать противодействие (Лев 20:5); пасть на Л. свое - преклоняться перед величием к.-л. и выражать, на вост. лад, свою покорность (Лев 9:24). Плевок в Л. являлся выражением полнейшего презрения (Чис 12:14; Мф 26:67), ударить по Л. означало покрыть позором (Мф 26:67; 2Кор 11:20). В стыде, страхе, смирении и страдании Л. закрывали покрывалом (Быт 24:65; Исх 3:6; 2Цар 19:4). Л. наиболее полно выражает индивидуальность человека, иногда это слово означает самого человека (2Цар 17:11, в Синод. пер. - "ты сам пойдешь", букв. "лицо твое пойдет").
III. ЛИЦО БОЖИЕ
В ВЗ словосочетание "лицо Божие" служит выражением Божьего присутствия. Если Бог скрывает Свое Л., это знаменует близость сурового суда (Ис 54:8; 59:2; 64:7), как и в случае, когда Бог обращает Свое укоряющее и гневное Л. против человека или народа (Иер 44:11; 1Пет 3:12; Откр 6:16). Отчасти Л. Божие представляет Самого Бога (Исх 33:14, в Синод. пер. - "Сам Я", букв. "лицо Мое"; в Синод. пер. - "Тебя", букв. "лицо Твое"; Пс 30:21). Ангелы всегда видят Л. Божие (Мф 18:10). Бог являет Себя человеку в откровении Своего Л. (евр. паним), сообщая людям всю полноту того, что они в состоянии познать о Боге. Когда Моисей вымаливает, чтобы Господь Сам вел Свой народ, Бог обещает, что предводительствовать народ будет Его Л. (Исх 33:14). Обращая Свое Л. на Свой народ, Бог дарует израильтянам благословение, к-рое Аарон, по Божьему повелению, должен призывать на них (Чис 6:25). Лицо Божие выводит израильтян из Египта (Втор 4:37, МТ: "вывел тебя в лице Своем", в Синод. пер. - "вывел тебя Сам"). Бог так приблизился к Моисею, что говорил с ним Л. к Л., как с другом, и так же близко увидел Его Иаков (Быт 32:30; Исх 33:11).
IV. ЛИЦО ИИСУСА
В Л. Иисуса на земле присутствует слава Божья. Господь был так презираем, что от Него отвращали Л. Но Иисус не закрывал Своего Л. от поругания и оплевывания (Ис 50:6; 53:3; Мф 26:67; Мк 14:65; Лк 22:64). На горе Преображения, Л. Его просияло, как солнце (Мф 17:2). Но в Л. воскресшего Христа слава Божья сияет уже неприкрыто (2Кор 4:6), таким же явился Господь и Иоанну в его видении (Откр 1:16). Если Моисей вынужден был закрывать от народа покрывалом свое Л., сиявшее отраженной Божьей славой (Исх 34:29-35; 2Кор 3:13), то ныне слава Господня отражается в открытых Л. верующих, к-рые преображаются, от славы в славу, в Его образ (2Кор 3:18) - пока не удостоятся увидеть Бога Л. к Л. (1Кор 13:12; Откр 22:4).


Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.


Синонимы:
    апатрид, бипатрид, биполид, брехало, будка, витрина, вывеска, грызло, дыня, едальник, жирант, жират, забрало, заточка, зрак, индивид, индивидуальность, индивидуальный облик, индивидуум, ипостась, картина, леонтиазис, лик, лицевая сторона, личико, личность, макитра, морда, морда лицом, мордализация, мордасово, мордасы, мордаха, мордашка, мордень, мордоплясия, мордофиля, мордочка, мордуленция, моська, мурлетка, мурло, носопырка, облик, обличие, обличность, обличье, оригинальность, особа, паяльник, персона, правая сторона, пробанд, прототип, птица, репа, репейник, репье, рожа, рожица, рубильник, рыло, рыльник, ряха, ряшка, ряшник, самостоятельность, своеобразие, семафор, сопатка, сопло, сотский, становщик, стебайло, стивидор, субъект, суперкарго, сурло, сусалы, табель, табло, телевизор, трюфель, тырло, фасад, фейс, фигура, физика, физиомордия, физиономия, физия, фотография, фотокарточка, фронтон, фуфел, фэйс, харитон, хариус, харьковская область, харя, хаялка, хеджер, хлебало, хохотальник, хрюкало, ценник, циферблат, чайник, человек, чемодан, чича, чувырла, чухалка, чухло, шайба, шайка, шмась, шнобель, щачло, щебло, щи, экран


Антонимы:
  • спина


Просмотров: 1234
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библейская энциклопедия Брокгауза





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА
  • ЗНАЧЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В ЭПОХУ ТРАНСКУЛЬТУРНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
  • Конституция человека
  • Лицо
  • МОРФОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Методика дверью в лицо
  • Низшее Лицо
  • ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • Предопределение Божие
  • СИНОД
  • СОВОКУПНОЕ ЛИЦО
  • Синод
  • Слово Божие
  • Слово Божие
  • Трупный синод
  • Ум первобытного человека
  • Царство Божие
  • Царство Божие
  • ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО
  • биотип человека
  • конституция человека
  • онтогенез человека
  • ориентирование человека
  • свой народ
  • слово Божие
  • тип человека современного



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь