Книга Плач Иеремии


Книга Плач Иеремии
I. НАЗВАНИЕ КНИГИ И ЕЕ АВТОР
В евр. Библии книга П.И. названа словом эха (с этого слова всегда начинался плач по умершему) - по первому слову глав 1-й, 2-й и 4-й. Ее более древнее евр. название - кинот ("скорбные песни"). К.П.И. помещают не среди книг пророков, а в третьей части евр. Библии, "Писаниях" (кетувим). Как четвертый из пяти свитков (мегиллот см. Библия, I,1) К.П.И. до сих пор читается ежегодно в девятый день месяца "ав" (см. Календарь) в воспо-минание о разрушении Соломонова храма и храма Ирода. Греч. название этой книги - трэной (="скорбные песни"). Как евр., так и христ. предания автором книги называют пр. Иеремию (ср. 2Пар 35:25). Септуагинта и Вульгата присоединяют К.П.И. к Книге пророка Иеремии и добавляют в качестве введения к Плачу след. текст: "И так случилось, что после того, как Израиль был уведен в плен, а Иерусалим разрушен, Пророк Иеремия сидел и плакал и произнес эту плачевную песнь над Иерусалимом". То, что автор сообщает о пережитых страданиях, также, скорее всего, указывает на Иеремию (Плач 3:14,52-58). Этой традиции противостоят мнения нек-рых исследователей ВЗ, и прежде всего их предположение о том, что песни принадлежат разным авторам. Сегодня однозначно решить этот вопрос, видимо, невозможно.
II. ВРЕМЯ И МЕСТО СОЗДАНИЯ
К.П.И. была написана после разрушения Иерусалима. Разрушены крепости Иудеи (Плач 2:2), пали стены Иерусалима (ст. 8), завоеватели проникли в храм (ст. 7) и разграбили его сокровища (Плач 1:10). Драгоценные камни святилища "раскиданы по всем перекресткам" (Плач 4:1), а жители Иерусалима уведены в плен (Плач 1:5). С момента разрушения, видимо, прошло совсем немного времени, поскольку ужасы осады еще свежи в памяти автора (Плач 2:11 и след.; 4:3 и след.,9 и след.). В К.П.И. не говорится о нужде, тоске и надежде пленников (ср. Пс 125; 136), лишь в конце книги содержится краткая просьба о возвращении домой (Плач 5:21 - в Синод. пер. речь идет об обращении к Богу; евр. текст допускает оба толкования). Т.о., К.П.И., вероятно, была написана в период между разрушением храма в августе 587 г. до Р.Х. (Плач 4:1) и бегством последних, остававшихся в стране иудеев в Египет в 586 г. до Р.Х., когда Иеремии также пришлось покинуть страну.
III. ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
1) К.П.И. - это поэтич. произведение. Стихотворный размер, используемый в книге (кина см. Поэзия), характерен для плача по умершим. Из пяти песен (гл. 1-5) четыре (1, 2, 4, 5) содержат по 22 стиха, а одна (3-я) - 66 стихов. В 1-й, 2-й и 4-й песнях 22 начальные буквы стихов в своей последоват-сти соответствуют евр. алфавиту (форма акростиха). В 3-й песне каждые три стиха начинаются с одной буквы; в 5-й песне автор отказывается от этой строгой формы, и с другими ее объединяет только одинаковое количество стихов;
2) основное содержание всех песен одинаково - горе людей и ужас катастрофы, но все же произошедшие события рассматриваются с разных т.зр. В 1-й песне показано бедствие Иерусалима, 2-я песнь определяет случившееся как Божий суд. В 3-й песне пророк рассказывает о своих собственных переживаниях, испытанных гонениях и духовном опыте. Песнь 4 вновь указывает на то, что бедствия Израиля - это не что иное, как следствие нарушения основных жизненных устоев народа (Плач 4:11): младенцы умирают от голода, старцы не находят милосердия (ст. 16), лжепророки и священники проливают кровь праведников, даже помазанник Господень попал в плен. Но падение уже достигло наибольшей глубины: наказание дщери Сиона закончилось, и Господь никого более не позволит изгнать. Песнь 5 указывает на предпосылки для обновления, призывая к испо-веданию грехов, к-рые должны быть признаны и исповеданы.
IV. КОМПОЗИЦИЯ
1. Бедственное состояние Сиона (1:1-22):
а) безутешный, презираемый Иерусалим (1:1-11);
б) плач Иерусалима (1:11-22).
2. Бедствие и его причины (2:1-22):
а) Божий суд (2:1-12);
б) вопль страждущих (2:13-22).
3. Духовный опыт Иеремии (3:1-66):
а) познание Божьего милосердия (3:1-24);
б) познание новой милости Бога (3:25-36);
в) необходимость спасит. исповедания (3:37-48);
г) осознание того, что мольба услышана (3:49-66).
4. Бедствия, вызванные Божьим судом (4:1-22):
а) исчезновение материнской любви (4:1-11);
б) грехи пророков и священников (4:12-22).
5. Путь к спасит. исповеданию (5:1-22):
а) грехи отцов (5:1-7);
б) исповедание собств. вины (5:8-18);
в) молитва об избавлении (5:19-22).
V. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ
Бог явил Свою праведность, исполнив суд над Своим народом. Теперь наказание Господне должно проявиться в полной мере. Он попустил врагов Иакова выступить против народа Израиля; Бог использовал их так, что Иерусалим "сделался мерзостью среди них" (Плач 1:17). Бог Сам уподобился врагам Своего народа (Плач 2:4 и след.). Господь отверг Свой жертвенник и отвратился сердцем от Своего святилища. Бог сделал так, что враги злорадствуют над поверженным Иерусалимом, у к-рого нет утешителя (Плач 1:21). Если раньше народ не хотел слушать Бога, то теперь Господь не желает слушать Свой народ: "Ты закрыл себя облаком, чтобы не доходила молитва наша" (Плач 3:44). Бог не позволяет насмехаться над Собой, но исполняет предвозвещенный суд (Плач 2:17). Однако Господь знает меру гнева - его силу (Плач 3:22) и продолжительность. Божье милосердие обновляется каждое утро. Он внемлет молитвам тогда, когда люди каются и очищают себя от грехов. Поэтому в конце книги автор может обратиться к Господу с молитвой. Народ должен вернуться к Богу, и только потом он сможет возвратиться на родину (Плач 5:21). На фоне ужасов совершаемого суда К.П.И. рисует светлый образ Бога.


Библейская энциклопедия Брокгауза. . 1994.


Просмотров: 1320
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библейская энциклопедия Брокгауза





Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Плач Иеремии
  • Плач Иеремии, книга
  • Плач Иеремии, книга
  • Плач.3:37
  • Плач.3:38
  • Плач.3:39
  • Плач.3:4
  • Плач.3:40
  • Плач.3:41
  • Плач.3:42
  • Плач.3:43
  • Плач.3:44
  • Плач.3:45
  • Плач.3:46
  • Плач.3:47
  • Плач.3:48
  • Плач.3:49
  • Плач.3:5
  • Плач.3:50
  • Плач.3:51
  • Плач.3:52
  • Плач.3:53
  • Плач.3:54
  • Плач.3:55
  • Плач.3:56
  • Плач.3:57
  • Плач.3:58
  • Плач.3:59
  • Плач.3:6



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь