|
Казни египетскиеКазни египетские I. К.Е. - наказания, к-рыми Бог подверг Египет, чтобы сломить упорство фараона и заставить его отпустить народ Израиля на свободу (Исх 7-12). К.Е. подготовили см. Исход израильтян из Египта. В результате евреи смогли принять от Бога Закон, к-рый устанавливал порядок их новой жизни, опред. Богом для избр. Им народа. Спасит. и искупит. деяния Бога, явленные в К.Е., в исходе, в даровании Закона, - это начало и основа нац. и духовной истории народа Израиля. В Библии постоянно звучит напоминание о том, что Господь вывел Свой народ "из земли Египетской силою великою и мышцею простертою" (4Цар 17:36). Он сделал это с помощью чудес (см. Чудо), в к-рых открыл Свою см. Власть. Взгляд на К.Е. как на Божье чудо является необходимой предпосылкой для их правильного понимания. II: 1) Бог много раз являл людям Свои чудеса. Но даже если они воспринимаются только при условии веры (см. Вера), крайне важно понять суть изменений, к-рые произошли после их свершения в познаваемой человеком реальности (см., напр., Ин 9:20; Мф 8:4; Лк 17:14). Не следует, однако, стараться найти такое "объяснение", к-рое позволило бы уйти от признания того, что в каждом чуде проявляется непосредств. деяние Бога; 2) попытки объяснить К.Е. природными особенностями Египта предпринимались неоднократно. Так, говорилось, напр., объектами казни были опред. животные (жабы), солнце и небо, именно потому, что египтяне почитали их как святыни и божества. Была предпринята попытка разобраться, существует ли между казнями внутр. связь, и т.о. объяснить то, что вызывало споры у многих поколений исследователей. Такая попытка была предпринята в книге: Greta Hort, The Plagues of Egypt, N69, (1957), N70, (1958). Ниже предлагается краткое изложение данной концепции. III. В назв. выше исследовании предлагается такая временная последовательность и внутр. связь между явлениями: 1) сильное наводнение, вызванное разливом см. Нила, заполнило колодцы непригодной для питья водой, поэтому египтянам пришлось копать новые (Исх 7:21,24). Цвет воды, ставшей "как кровь" (ст. 20), объяснялся большим количеством грунтовой взвеси красного цвета, к-рую Голубой Нил и Атбара принесли из Абиссинии. Массовая гибель рыбы (ст. 21) была вызвана, очевидно, большим количеством одноклеточных организмов класса жгутиковых (Euglena sanguinea или Haematococcus pluvialis) и болезнетворных бактерий, в результате чего "река воссмердела". Выделяя днем кислород, жгутиковые активно поглощают его ночью; недостаток кислорода ведет к гибели рыбы. Уровень воды в Ниле повышается в июле - августе и понижается в октябре - ноябре. О том, что первая К.Е. внезапно прекратилась, в Библии не говорится. Земля Гесем, где жили израильтяне, также не избежала этой казни; 2) гниение мертвой рыбы привело к активному размножению в болотистых местах болезнетворных бактерий, в т.ч. и вызывающих сибирскую язву. В результате жабы оказались изгнанными из своей среды обитания "и покрыли землю" (Исх 8:6). Будучи зараженными, жабы также погибали; их останки продолжали отравлять все вокруг. Эта вторая казнь последовала через семь дней после первой (Исх 7:25); 3) третья казнь состояла в том, что людей и животных преследовали, мучая укусами, тучи мошек (евр. киннам; Исх 8:16). Их размножению, видимо, способствовало большое количество водоемов и луж, оставшихся после разлива Нила. Время этой казни - прибл. октябрь - ноябрь; о ее внезапном окончании в Библии также не говорится; 4) неожиданное появление множества "песьих мух" (ст. 24) и столь же быстрое их исчезновение - четвертая К.Е. Тучи оводов - нередкое явление в тропиках и в субтропиках, климат же земли Гесем, к-рая не была подвержена этой казни, близок к средиземноморскому. См. также III,6; 5) массовый падеж скота египтян (Исх 9:3) - пятая К.Е.; в то же время скот израильтян не пострадал. Во время разлива Нила (май - декабрь) скот находится в стойлах, с начала января его выгоняют на пастбища. Видимо, животные заражались сибирской язвой в тех местах, где лежали "груды" погибших жаб (Исх 8:14). В Гесеме разлив, а значит и время пребывания скота в стойлах, продолжается дольше; кр. того, здесь нередки дожди - их воды могли очистить пастбища, смыв источники заражения; 6) шестая К.Е. - это язвы "на людях и на скоте" (Исх 9:9), к-рые, судя по Втор 28:27,35 (ср. Исх 9:11), прежде всего появлялись на ногах. Вероятно, кожу египтян поражала сибирская язва, вызываемая укусами жигалки осенней (Stomoxys calcitrans). Это насекомое обитает в жилищах людей и в стойлах скота и жалит прежде всего в ноги. В октябре - ноябре насекомые могли откладывать яички в гниющих остатках растений; в январе эти насекомые уже летали большими роями, заражая животных, в результате чего начался падеж скота; 7) седьмая К.Е. - сильная буря с громом, молниями и градом (Исх 9:23 и след.), обрушившаяся на Верхний Египет, но обошедшая стороной землю Гесем (ст. 26). Лен, к-рый уже засеменился, и ячмень, к-рый выколосился, были побиты (ст. 31). Не пострадали поздние зерновые, пшеница и полба. В Верхнем Египте грозы случаются редко, но в любое время года; в Гесеме они, как правило, бывают только поздней весной и ранней осенью. Сев льна обычно приходится на начало января, его цветение - на вторую половину месяца. При сильном разливе возможна задержка сева на две-три недели, т.е. прим. до начала февраля. К этому времени хорошо взошедший ячмень мог также пострадать от сильного града; 8) тучи саранчи, истребившей остатки зелени, - восьмая К.Е. (Исх 10:4). Предыдущая дождливая зима, видимо, была особенно благоприятна для размножения саранчи. Вост. ветер обычно приносит тучи насекомых через Синайский полуо-в в долину Нила (ст. 13); 9) трехдневная "густая тьма" (ст. 22 и след.), вероятно, была вызвана песчаной бурей (хамсином), какие случаются здесь в период с марта по май. Очевидно, это была первая буря в году, к-рая подняла превратившуюся в пыль землю в тех местах, где растительность была уничтожена. То, что Гесем оказался не затронутым, объясняется тем, что налетавшие с юга песчаные бури не достигали этих мест; 10) десятая К.Е. - гибель всех первенцев, включая сына фараона, в ночь с 14 на 15 авива (конец марта - начало апреля; Исх 12:6,29). Теперь Израиль был отпущен, и израильтяне отправились в путь (ст. 31-33). IV. Общая продолжительность казней укладывается в период с июля одного года до марта след. Последовавший после К.Е. исход датируется 15-м днем авива (Чис 33:3). При таком подходе общая картина К.Е. уже не воспринимается как искусств. нагромождение внешне не связанных между собой катастроф; внутр. связь событий, когда в первой казни заложены основы для послед., хотя они и не обязательно должны вытекать из нее, свидетвует об их естественном, природном происхождении. Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994. Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библейская энциклопедия Брокгауза Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|