Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
Идол, идолослужениеИдол, идолослужение I: 1) под "идолами" (Лев 19:4; 3Цар 21:26; Иез 30:13; 1Фес 1:9), "чужими богами" (Втор 31:16), "иноземными богами" (1Цар 7:3), "иными богами" (Нав 24:2; 3Цар 11:4), "другими богами" (Исх 20:3; Суд 2:17), "богами народов", т.е. язычников (4Цар 18:33), или богами арам., сидонскими и т.д. (Суд 10:6), а также под "мерзостью" (3Цар 11:5,7; Иез 20:7) подразумеваются языч. божества и их изображения (Исх 23:24; Втор 27:15; 4Цар 23:24; Ис 2:8; Иез 22:3,4; Наум 1:14) (см. Терафим см. Звери пустыни, а также статьи, посвященные языч. божествам, напр., см. Ваал); 2) при идолослужении место невидимого Бога занимают видимые изображения, имеющие человеч. образ или образ животного (Втор 4:16-18; Рим 1:23). К ним и обращено поклонение, предназнач. Господу. Однако Бог не желает давать "славы Своей иному и хвалы Своей истуканам" (Ис 42:8); под страхом смерти запрещает Он в Законе любое идолослужение и повелевает искоренить идолопоклонство в Ханаане (Исх 20:3-5; 23:13,24,32,33; Втор 12:1-3,29-31; 13). Несмотря на это, израильтяне постоянно обращались к идолослужению, чем и навлекли на себя Божье наказание (4Цар 17:7-23). Противоестественность подобного отношения к Богу раскрывают израил. пророки, сравнивающие идолослужение с прелюбодеянием (см. Брак, IV и V), развратом и блудом (см. Блуд, блудница, блудник), намекая тем самым на распространенные в то время культовые обычаи. В НЗ идолослужение названо в числе тех человеч. грехов, к-рые не позволяют наследовать Царство Божье (1Кор 6:9,10; 10:14; Откр 21:8; 22:15). При этом под идолослужением следует понимать нечто большее, чем просто почитание языч. божеств: в Еф 5:5 и Кол 3:5 идолопоклонством названо любостяжание, а в 1Цар 15:23 - "волшебство" и "противление", т.е. грехи людей, ставящих на место Бога собственное "я" (ср. Мф 6:24); 3) в Библии высмеиваются ничтожность и бессилие истуканов - бездушных (Пс 105:28), суетных (Иер 2:5), безгласых И. (Авв 2:18; 1Кор 12:2). Они не в силах как помочь человеку, так и навредить ему (Иер 2:28; 10:5; ср. Иер 7): "Ибо все боги народов ничто; а Господь небеса сотворил" (1Пар 16:26; Пс 95:5). Но все вышесказ. не отменяет существования демонич. сил, стоящих за изображениями истуканов. Эти силы не могут угрожать Богу, т.к. Господь превознесен над всеми "богами", Он - Бог и Владыка всех "богов" (Втор 10:17; Пс 94:3; 96:9), "которые в существе - не боги" (2Пар 13:9; Гал 4:8). Однако эти силы могут представлять угрозу для человека, даже если он служит им неосознанно: "Идол в мире ничего, и ... нет иного Бога, кроме Единого", - говорил ап. Павел (1Кор 8:4). Он утверждал, что идоложертвенное приносится злым духам, и поэтому христианин не должен принимать участия в языч. идоложертв. трапезах (1Кор 10:19-22). II: 1) в качестве материалов, служивших для изготовления фигурок И., в Библии названы дерево (Ис 40:20; 44:13), камень (4Цар 19:18; Иер 2:27), золото, серебро, медь и железо (Исх 20:23; Ис 44:12; Дан 5:4; Откр 9:20). Наряду с литыми И. (Исх 34:17; Ис 42:17) упоминаются И. в окладах из серебра и золота (Ис 30:22), а также украшенные золотом и серебром деревянные истуканы (Иер 10:3-5). Литые фигуры иногда покрывали золотом и украшали серебряными цепочками (Ис 40:19). Иезекииль повествует о настенных изображениях (Иез 8:10), вероятно, имея в виду рисунки. Согл. Ис 44:12, мастера при изготовлении И. постились. (см. Изображение и см. Золотой телец.); 2) раскопки в Палестине подтвердили и существенно дополнили библ. свидет-ва об идолопоклонстве. В Хацоре (Асоре) обнаружена каменная фигура сидящего божества, к-рая была установлена в нише посвящ. ему храма, а также небольшие бронзовые фигурки, изображающие сидящих или стоящих И. Каменные рельефы с мужскими или женскими божествами высекались их поклонниками по обету. Найденные при раскопках формы для отливки бронзовых и серебряных статуэток богинь, в основном обнаженных, изготавливались в храмах. Известны также небольшие глиняные и каменные фигурки; видимо, именно такие статуэтки имеются в виду в Быт 35:2; Нав 24:23. Иногда вместо антропоморфных И. встречаются символич. культовые изображения. К их числу принадлежат "маццебы", "ашеры" (см. Дубрава см. Ашера, 2) и памятники (2Цар 18:18). III. Согласно Библии, культ плодородия отправлялся на горах (Иер 3:6; Ос 4:13), холмах, под тенистыми деревьями (4Цар 16:4; 17:10), в садах и дубравах (Ис 1:29; Иез 6:13), в долинах ручьев и расселинах скал (Ис 57:5,6). Здесь же находились храмы, или капища (1Цар 5:2; 31:10), и высоты (см. Высота). Ханаан. и арам. храмы, обнаруженные при раскопках, имеют устройство, схожее с устройством см. Храма в Иерусалиме. Храмовые постройки, относящиеся к эллинистич. временам, соответствуют греч. и рим. архитектурным образцам. Руины подобных строений, и сегодня производящие внушит. впечатление, можно видеть в Баальбеке и Пальмире. IV: 1) в Библии говорится о таких формах идолослужения, принятых в богослужении израильтян, как жертва всесожжения (4Цар 17:32 - в Синод. пер. - "служили"; 2Пар 28:4; Ос 12:11), жертва хлебная и возлияние (Ис 57:6; Иез 16:19), жертва курения (4Цар 16:4; 17:11; 23:5; Иез 6:13) и жертвенная трапеза (Иез 18:6). Эти сведения подтверждают обнаруженные при раскопках остатки костей животных, жертв. сосудов и сосудов для курения, масляная пленка на камнях. С особой формой жертвоприношения связан запрет варить козленка в молоке его матери (Исх 23:19); 2) практиковались также человеч. жертвоприношения, к-рые в Израиле были строго запрещены (4Цар 16:3; 17:17; Пс 105:36-39; Ис 57:5; Иер 7:31; Иез 16:20,21 см. Молох), и культовый блуд (4Цар 23:7; Ос 4:14; Мих 1:7 см. Цена пса см. Блуд, блудница, блудник, I,2); 3) также свидет-вами идолопоклонства являются найденные археологами на тер. храмов глиняные маски, бронзовые культовые штандарты и сосуды с изображением змей (см. Драконов источник, I), а также разнообразные пожертвования - жемчуг, украшения, амулеты, глиняные фигурки голубей и обезьян, миниатюрные жертв. сосуды. V. В ВЗ говорится об отправлении культа плодородия и поклонении небесным светилам - Солнцу, Луне, планетам и "всему воинству небесному" (Втор 4:19; 4Цар 17:16; 21:3; 23:5). Подобные обряды совершались, вероятно, на крышах (Соф 1:5), где сооружались соотв. жертвенники (4Цар 23:12). В 4Цар 23:4,11 упоминаются "вещи для всего воинства небесного", кони и колесницы солнца. К идолослужению относится и поклонение "царице небесной", вероятно, Венере (Иер 44:17-19 - в Синод. пер. - "богине неба"). Библейская энциклопедия Брокгауза. Ф. Ринекер, Г. Майер. 1994. Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библейская энциклопедия Брокгауза Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|