|
цао дуаньцао дуань Цао Чжэнфу, Юэчуань сяньшэн ("Учитель из Юэчуаня") 1376, Мяньчи (совр. пров. Хэнань),- 1434 Философ-неоконфуцианец, последователь "учения о принципе" (ли сюэ). Был попечителем учебных заведений окр. Хэчжоу, изучал гл. обр. взгляды Чжу Си (12 в.). Осн. соч. - "Сяо цзин шу цзе" ("Описание и изъяснение "Канона сыновней почтительности"), "Сы шу сян шо" ("Подробное изъяснение "Четверокнижия"), "Цао Юэчуань цзи" ("Собр. соч. Цао из Юэчуаня") и др. Определяя соотношение структурообразующего "принципа" (ли (1)) и материалообразующей "пневмы" (ци (1)), утверждал, что "принцип правит пневмой" (ли юй ци). Выступал против отождествления "Великого предела" (тай цзи) с "пневмой", полагая, что он тождествен "принципу", так же как и "(индивид.) природа" (син (1)). Универсальность "принципа" подразумевает и универсальность "(индивид.) природы", вне к-рой "в Поднебесной нет вещей". Возможность для человека составить "триаду" (сань цай) с Небом и Землей относил на счет интегрирующей функции сознания и психики ("сердца" -синь (1)), "подвижническая" (гунфу) работа к-рого позволяет встать на "Великую дорогу" (да лу) осуществления дао. Проповедовал "передачу (ортодокс, конф.) традиции" (дао тун чжи чуань). Подвергал критике буддизм за фактич. отождествление "(индивид.) природы" с "пустотой" - шуньей (пун), что выводит "природу" за рамки "небесного предопределения" (тянь мин, см. Мин (1)), а учение Лао-цзы - за отождествление дао и "пустотно-сти" (сюй), что, по его мнению, ведет к отрицанию возможности дао управлять "(индивид.) природой". Сюй Юаньхэ Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|