план из желтой реки


план из желтой реки
ХЭ ТУ "План из реки Хэ", "план (из Желтой) реки".
Графич. выражение математич. структуры - варианта т.н. магич. креста, к-рый вместе со специфич. вариантом магич. квадрата - Ло шу ("письмена (документ) из реки Ло") считался источником базовых графич. структур "Чжоу и", выражающих основы мироздания, - "восьми триграмм" (ба гуа, см. Гуа). Словосочетание Х.т. встречается уже в "Шу цзине" (8 - 6 вв. до н.э.), гл. 'Ту мин" ("Советы и повеления"), но его точное значение там трудноопределимо. В "Си цы чжуани" ("Коммент. привязанных слов", 4 в. до н.э.) - философичном приложении к осн. корпусу "Чжоу и" "план, появившийся из реки Хэ", и "письмена, появившиеся из реки Ло", определяются как "образцы для совершенномудрых (црн (1)) людей". В "Гуань-цзы" (5 - 3 вв. до н.э.), гл. "Сяо куан" ("Малое подспорье"), Х.т. и Ло шу (скорее, их "явления") причислялись к предзнаменованиям, по к-рым древние люди "постигали предопределение (мин (1))". Лю Синь (1 в. до н.э. - нач. 1 в. н.э.) отождествил Х.т. с восемью триграммами, а Ло шу - с выражением содержания гл. "Хун фань" ("Великий план") "Шу цзина". Ян Сюн (1 в. до н.э.- нач. 1 в.) сообщил легенду, согласно к-рой мифич. создатель кит. цивилизации Фуси увидел Х.т. на боках "дракона-лошади", появившегося из реки Хуанхэ, а Ло шу - на панцире чудесной черепахи из реки Лошуй и вдохновился этими знаками на создание восьми триграмм. В "Хань шу" ("История дин. Хань", 1 в.), гл. "У син чжи" ("Трактат о пяти элементах"), представлена версия, согласно к-рой Фуси на основе Х.т. создал восемь триграмм, а основатель дин. Ся великий Юй (23 в. до н.э.) использовал письмена на панцире черепахи из реки Ло, сформулировав "девять разделов" (цзю чоу), изложенных в главе "Хун фань" "Шу цзина". В эпоху Хань (3 в. до н.э.- 3 в. н.э.) существовали апокрифич. соч. "Х.т." в девяти пянях (главах) и "Ло шу" в шести пянях; девять приложений к ним раскрывали числовое содержание этих структур.
Попытку объяснить связь Х.т. и Ло шу с восемью триграммами предпринял даос Чэнь Туань (кон. 9 - 10 в.). В его соч. "Перемены драконового плана" ("Лун ту и") комментировалась "Си цы чжуань" с применением традиц. девятеричных (см. Цзин вэй) и пятеричных (см. У син (1)) матриц. Им была предложена графич. схема - лун ту ("драконовый план"), или Х.т. В развитие этой системы Лю My (11 в.) создал свои структуры Х.т. и Ло шу, с помощью к-рых изъяснялись числовые соответствия "Си цы чжуани" и "образов" (сян (1)) триграмм. В его соч. "Гоу шэн со инь ту" ("План, выуженный из глубин, разысканный в укрытии") девятеричная матрица была интерпретирована как Х.т., а система "пяти элементов" сопряжена с Ло шу. Направление в толковании этих "магич." фигур, представленное Лю My, солидаризировалось с Шао Юном (11 в.) в признании генетич. первичности "чисел" (шу (1)) перед "образами" ("символами" -сян (1)), "образов" - перед "формами", объясняя истоки и структуру мира посредством "нумерологич." (см. Сян шу чжи сюэ) построений.
Схемы Х.т. и Ло шу в их нынешнем виде представлены в соч. "Чжоу и бэнь и" ("Коренной смысл "Чжоуских перемен") главного создателя неоконф. "учения о принципе" (ли сюэ) Чжу Си (12 в.). Однако в соч. Чжу Чжэня (кон. 11-нач. 12 в.) "Чжоу и гуа ту" ("План графич. схем "Чжоуских перемен") вместо схемы, известной ныне как Х.т., фигурирует совр. схема Ло шу, и наоборот. По мнению Цай Юаньдуна (кон. 12-13 в.), Чжу Си заимствовал версию Лю My, поменявшего местами схемы, известные прежде как Х.т. и Ло шу. В 17 - нач. 18 в. Хуан Цзунси и Ху Вэй оспаривали интерпретацию этих схем, представленную Чжу Си. В 20 в. Гао Хэн обосновал предположение, что в древности под названиями Х.т. и Ло шу фигурировали некие трактаты по географии. На рис. 1а, 2а представлены традиц. изображения Х.т. и Ло шу, где светлые кружки означают нечетные числа, темные - четные. Сумма нечетных чисел "магич. квадрата" Ло шу составляет 25 (1+3+5+7+9), четных - 20 (2+4+6+8); сумма цифр по вертикали, горизонтали и диагонали - по 15, итого 45. Суммы нечетных и четных чисел "магич. креста" Х.т. составляют соответственно 25 и 30 - итого 55 (т.н. число Неба и Земли - тянь ди чжи шу). Согласно толкованию Лю My, при сложении отдельно четных и нечетных чисел двух схем получается т.н. число великого изобилия, или "великого расширения" (да янь чжи шу)- 50. "Числа" обеих фигур, т.е. суммы чисел каждой из них, уменьшены либо увеличены на 5 относительно 50 для того, чтобы скрыть таинственное "число великого изобилия".
Х.т. и Ло шу представляют собой стандартные "нумерологич." матрицы, в основе к-рых лежит "канонич." (цзин (1), см. Цзин вэй) структура девятиклеточного квадрата. Х.т. занимает внутри этой структуры пять клеток, каждой из к-рых соответствует пара чисел, включая 10. Числа каждой пары различаются на 5 (1 и 6, 2 и 7 и т.д.). Первая пятерица (1, 2, 3, 4, 5) именуется "порождающими числами" (шэн шу), вторая (6, 7, 8, 9, 10)- "формирующими числами" (чэн шу). Эти парные числа в модели Х.т. м.б. соотнесены с триграммами, "пятью элементами" и расположены по сторонам света. Ло шу интерпретируется как собственно девятиклеточный квадрат. Помимо одинаковой суммы чисел по вертикали, горизонтали и диагонали (15) он имеет ряд др. закономерностей. Напр., он м.б. использован как "математич. машина": складывая соседние числа против хода часовой стрелки и каждый раз используя в качестве первого слагаемого полученную сумму, мы получаем следующее по порядку число: 1+6 = 7; 7+2 = 9 и далее, сбрасывая с суммы десяток: 9+4=13; 13- - 10 = 3; 3+8= 11; 11 - 10= 1.
Схема Х.т. соотнесена с порядком триграмм по Фуси (см. Гуа) как "прежденебесная" (сянь тянь, см. Тянь, Шао Юн), или генотип; Ло шу соотносится с порядком триграмм по Вэнь-вану - "посленебесным" (хоу тянь), фенотипом. Эти схемы применяются также для пространств, расположения системы у син (1), различных чисел (напр., в медицинских построениях используется Ло шу с суммой сторон 264) и т.д. Обе схемы представляют собой формальный аппарат, позволяющий вводить в него информацию (напр., триграммы и гексаграммы, "элементы" у син (1), соотнесенные с ними планеты, сезоны, звуки, цвета, части тела, парафизиологич. органы и т.п.) и оперировать ею по принципам, определенным закономерностями этих схем. На их традиц. изображениях кружки соединены отрезками, отражающими структуру числа (напр., 8 может интерпретироваться как две четверки и четыре двойки, 5 - как 3 и 2 и т.д.), что тоже учитывается при практич. применении схем.
**Кобзев А.И. Пять элементов и "магич." фигуры "И цзина" // 12-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1981; Сазонов В.А. Интерпретация схем Х.т. и Ло шу // 18-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1987; Кобзев А.И. Каноны как учебники и учебники как каноны в традиц. культуре Китая // Проблемы школьного учебника. Сб. статей. Вып. 19. История школьных учебных книг. М., 1990; Его же. Учение о символах и числах в кит. классич. философии. М., 1994; Фалев А.И. Классич. методология традиц. кит. чжэньцзю-терапии. М., 1992; Camman S. The Evolution of Magic Squares in China // Journal of American Oriental Society. N.Y., New Haven, 1960. Vol. 80; Id. The Magic Square of Three // History of Religions. Chic., 1985. Vol. 24. №3; Cheng Chin-te. On the Mathematical Significance of the Ho Thu and Lo Shu // American Mathematical Monthly. Menasha, Buffalo. 1925. №32.
По материалам А.И. Кобзева, В. А. Сазонова и Чжу Бокуня

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 1410
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Дети как свидетели
  • Животные как модели (animal models)
  • знание-как и знание-что
  • ИНТЕРВЬЮ ПЛАН
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • КООПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН В. И. ЛЕНИНА
  • Науковедение как точная наука
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • ПЛАН
  • План
  • представление как репрезентация
  • психическое как процесс
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • реки
  • Скрытый учебный план
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Экспериментальный план
  • Экспериментальный план с одним участником
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь