постконфуцианство


постконфуцианство
(Post-Confucianism)
Термин зап. науки, обозначающий направление в кит. культурологич. и филос. мысли, зародившееся в 20-е гг. 20 в. Представляет собой результат т.н. третьего синтеза конф. мысли с внеш. для нее идеологиями. Если результатом "первого синтеза" (с идеями даосизма и инь ян цзя, 1 в. до н.э.) стала классич. форма конфуцианства как системы взглядов, "второго синтеза" (с буддизмом и привнесенной им гносеологич. и онтологич. проблематикой) - появление неоконфуцианства, то П. оформилось в итоге усвоения конфуцианством идей зап. цивилизации.
Идейно-теоретич. предпосылками П. были попытки консервативно-традиционалистского решения проблемы взаимодействия культур Китая и Запада, предпринятые Лян Цичао и Кан Ювэем, теория "кит. основы и зап. функции" (чжун ти си юн) Чжан Чжидуна. Осн. проблемами П., явившегося реакцией на воинствующую антитрадицио-налистскую и прозап. позицию "движения за новую культуру", стало усвоение зап. ценностей науки и демократии в общекультурном аспекте, логико-аналитич. формальных методов в философии с одновр. сохранением фундаментальных основ конф. традиции.
Первый пер. развития П. (20 - 30-е гг.) характеризовался акцентом на сущностном различии культур Китая и Запада. Из зап. философии заимствовалось лишь то, что было сопоставимо или как минимум не противоречило гносеологич. и методологии, основаниям кит. филос. традиции. Отсчет истории существования П. как течения обычно ведется от творчества Лян Шумана, призвавшего вернуться к Конфуцию и, возродив его морально-антропологич. учение, решить проблемы будущего не только кит., но и всей мировой культуры. Важной для дальнейшего формирования идейных основ П. была дискуссия о науке и метафизике (1923), в ходе к-рой противники сциентистского течения, исходившего из всемогущества науки, обосновывали принципиальную невозможность распространения позитивистского подхода на проблематику моральной деятельности человека и ставили вопрос о создании альтернативы зап. ценностям посредством возрождения конф. теории. Лян Шумин, Чжан Цзюньмай и ряд др. кит. философов для обоснования соответствия их неотрадиционалистской позиции общему направлению развития совр. им мировой культуры обратились к антисциентизму иррационалистич. учения А. Бергсона. Другим источником возрождения традиции стало обращение к буддизму. Оно воплотилось в учении Лян Шумина и в системе "новой йогачары" (или "новом учении о только сознании" - синь вэйшилунь) Сюн Шили. Созданная последним метафизич. система вышла за пределы дискуссии о подходах к антропологии и включила в себя проблемы онтологии, гносеологии, вела к переосмыслению связи фундаментальных понятий кит. философии.
Ключевой темой П. на втором этапе его развития (30 - 70-е гг.) стала проблема соединения "аналитич." культурно-филос. сознания Запада с "синтетич." конф. сознанием. В 30 - 40-е гг. появились учения Фэн Юланя и Хэ Линя, широко опирающиеся на зап. философию, больше внимания уделялось разъяснению связи практич. достижений зап. цивилизации с ее культурно-филос. и духовными основами. Кит. интеллигенции тех лет было присуще стремление к возрождению нац. культуры в целях политич. консолидации Китая перед лицом агрессии со стороны Японии. К этой цели были обращены и разработки независимых ученых, и отражавшие офиц. позиции доктрины Чэнь Лифу и Чан Кайши. После прихода в 1949 к власти КПК П. Прекратило свое существование в континентальной части Китая. Оставшиеся на родине Фэн Юлань и Хэ Линь много лет подвергались непрерывной критике как представители "реакционной буржуазно-помещичьей философии", отказались от своих первонач. позиций и перешли на сторону марксизма. Лишь Сюн Шили опубликовал в 1956 кн. "Основы конфуцианства" ("Юань жу"), развивавшую его взгляды. В нач. 50-х гг. эвакуировавшиеся на Тайвань и в Сянган (Гонконг) представители П.- Цянь My, Moy Цзунсань, Тан Цзюньи, Сюй Фугуань и др. - возобновили свою науч. деятельность. Трагичность и неопределенность судьбы традиц. культуры в КНР наложила отпечаток на их творчество, отличавшееся большими консерватизмом и эмоциональностью в восприятии традиции, чем это было свойственно представителям П. в 20 - 40-е гг. Важный вклад в развитие П. в среде кит. "филос. зарубежья" внесла основанная в 1949 в Сянгане Академия новой Азии, журналы "Миньчжу пинлунь" и "Жэньшэн". Основным программным документом П. стал опубликованный в 1958 Моу Цзунсанем, Сюй Фугуанем, Чжан Цзюньмаем и Тан Цзюньи "Манифест кит. культуры людям мира". Они призвали подходить к кит. культуре не как к музейному экспонату, а как к живому, хотя и больному человеку, требующему сочувствия и уважения. Дискуссии представителей П. с "западниками", к-рые были представлены Ху Ши, а также обществоведами и культурологами во главе с Ли ао (2), группировавшимися вокруг журн. "Вэньсин", продолжались и на Тайване.
Третий этап развития П. начался в 80-е гг. Его осн. представителями являются кит. ученые, получившие образование на Западе и имеющие с ним тесные духовные связи. Их отличает прежде всего интерпретационно-аналитич. подход к традиции, объективность и тенденция к устранению политико-эмоциональных факторов из своей науч. деятельности. Наиболее видными представителями совр. П. являются Ду Вэймин, Лю Шусянь (филос. ф-т Кит. ун-та Сянгана), Цай Жэньхоу. Хотя в центре внимания представителей П. остаются культурно-историч. судьбы Китая, успех индустриального развития гос-в Вост. и Юго-Вост. Азии вызвал интерес к П. в первую очередь в странах т.н. конф. периферии Азиатско-Тихоокеанского региона (Таиланд, Филиппины и т.д.). Спецификой третьего этапа развития П. является его выход за пределы Тайваня, Сянгана и ориентация на изучение места и роли конфуцианства в совр. индустриальных гос-вах Вост. Азии. С этой целью в 1983 в Сингапуре был создан Ин-т восточно-азиат. философии. Перенос акцента с проблемы соотношения "модернизации и вестернизации" и создания синтетич. филос. систем в сторону глубокого изучения корней культурной традиции обусловил усиление влияния на П. деятельности видных зарубеж. исследователей кит. философии и культуры, в т.ч. кит. происхождения, таких, как Чэн Чжунъин, Чэнь Юнцзе, Юй Иньши.
Осн. отправной точкой в построениях представителей П. является неокон ф. "учение о сердце" (синь сюэ (1)) Лу Цзююаня (12 в.) и Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.), как и давшее этому течению базовые положения учение Мэн-цзы (4 - 3 вв. до н.э.). Присущая системе "нового учения о принципе" (синь ли сюэ) Фэн Юланя и поздним филос. построениям Фан Дунмэя ориентация на объективно-рационалистич. элементы неоконф. Чэн (братьев)- Чжу (Си) школы нехарактерна для П., поэтому нек-рые историки философии не считают Фэн Юланя и Фан Дунмэя представителями этого направления. Из зап. философии, помимо учения А. Бергсона, на П. большое воздействие оказала нем. классич. философия, прежде всего Гегель и Кант, повлиявшие на взгляды Хэ Линя, Моу Цзунсаня и Тан Цзюньи. Осн. цели П. выражены формулами: "вернуться к корню и открыть новое" ("фань бэнь кай синь"), "исходя из учения о внутр. совершенной мудрости (нэй шэн), решить проблему внеш. царственности (вай ван)", где под корнем и "внутр. совершенной мудростью" подразумевается традиц. конф. отношение к человеку как субъекту моральной практики, а под "новым" и "внеш. царственностью"- формы зап. науки и демократии. Признавая отсутствие науч. ментальности зап. типа в старом Китае, большинство представителей П. считают демократич. идеал исконно присущим конф. традиции, подтверждая это мнение идеями Мэн-цзы о праве народа на свержение плохого правителя, о первостепенной ценности народа и т.д. В то же время они признают, что учение Мэн-цзы о равенстве человеч. "природ" в их "доброте" (см. Син (1)) и о "возможности каждому стать Яо и Шунем" (см. Шэн (1)) говорит лишь об идеале "морального", но отнюдь не политич. равенства. Проблема актуализации обоих идеалов с опорой на традицию является одной из центр, в учении П. о "трех синтезах". "Теоретич. синтез" (дао тун) призван модернизировать идущую от Конфуция и Мэн-цзы традицию приоритета аксиологии ("как должно быть") над фактами, учения о моральном субъекте над учением об объекте (познания и практики). На основе "теоретич. синтеза" строятся "науч. синтез" (сюэ тун) и "политич. синтез" (чжэн тун), к-рые должны создать соответствующие требованиям совр. развития познающий субъект для науч. деятельности и политич. субъект демократич. об-ва.
Совр. П. остается присущей идущая от Лян Шумина и Сюн Шили тенденция к антипозитивистскому разделению науки и философии, признанию науки неспособной изучать реальность в модусе единства добра и истины. Это затрудняет решение проблемы "науч. синтеза". Признавая справедливость критики зап. форм метафизики, представители П. нацелены на создание системы "моральной метафизики", трактующей философию и моральное сознание не как формы знания, а как формы жизненного опыта. Понимание морального субъекта в П. тесно связано с традиц. концепцией "благого знания" (лян чжи) (см. Ван Ян-мин), сообщающего человеку некий инстинкт добра, к-рый позволяет интуитивно выбирать морально верное поведение. Универсалистские претензии П. решить проблемы не только Китая, но и всего мира обретают большую весомость с ростом экономич. мощи т.н. постконф. стран. В числе предложений П. не только снятие характерной для совр. капитализма проблемы отчуждения человека и его "освещения", но и решение вопроса о преодолении разрыва между человеком и миром природы, исходящее из традиц. идеи "единства Неба и человека" (тянь жэнь хэ и, см. Тянь).
Во 2-й пол. 80-х гг. обозначился значительный рост интереса к П. в КНР, где стали признаваться заслуги П. в области культурно-филос. синтеза и развития нац. культурной традиции.
**Кобзев А.И. Совр. этап в изучении и интерпретации неоконфуцианства // НАЛ. 1983. №6; Зайцев В.В. Конф. концепция человека в филос. мысли КНР // Философия и религия на зарубеж. Востоке XX века. М.- Новосиб., 1985; Ломаное А. Постконф. филос. мысль Тайваня и Гонконга: 50 - 70-е годы XX в. // ПДВ. 1993. №5; Цай Жэньхоу. Синь жу цзя дэ цзиншэнь фансян (Духовное направление нового конфуцианства). Тайвань, 1984; Ли Цзэхоу. Чжунго сяньдаи сысян ши лунь (Очерк истории мысли совр. Китая). Пекин, 1987. С. 265 - 310; Ту Югуан. Сяньдаи синь жу цзя гайнянь чжии (О понятии совр. нового конфуцианства) // Лилунь синьси бао. 1.2.1988; Чжэн Цзядун. Сяньдаи синь жу цзя гайлунь (Очерк совр. нового конфуцианства). Наньнин, 1990; Briere O. Fifty Years of Chinese Philosophy, 1898 - 1950. L., 1956; Carsun Chang. The Development of Neo-Confucian Thought. Vol. 1 - 2. N.Y., 1957 - 62; Cheng Chung-ying. Birth and Challenge of Chinese Philosophy in Today's World of Man /7 JCP. 1984. Vol. 11. №1.
A.B. Ломаное

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 1163
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “СИСТЕМА МОРАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • да чэн ци синь лунь
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • История европейской культурной традиции и ее проблемы
  • История как проблема логики
  • Кит
  • Кит
  • красота как методологический принцип познания
  • мо-цзы. филос. трактат
  • мэн-цзы. конф. канон
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как черта характера)
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА. ПРЕЛЮДИЯ К ФИЛОСОФИИ БУДУЩЕГО
  • психического как процесса концепция
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • синь сюэ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь