учитель с горы цзишань


учитель с горы цзишань
ЛЮ ЦЗУНЧЖОУ Лю Цидун, Лю-цзы, прозв. Няньтай, Цзишань сяныиэн ("учитель с горы Цзишань"). 1578, Шаньинь (совр. Шаосин пров. Чжэцзян),- 1645.
Философ-неоконфуцианец. Имел высшую ученую степень цзиньши. Дослужился до поста начальника контрольного ведомства в Нанкине, ставшем после сдачи Пекина в 1644 и воцарения маньчж. дин. Цин резиденцией импер. двора дин. Мин. Учредил высшую школу, студентами к-рой были Хуан Цзунси, Чэнь Цюэ и др. известные ученые. После падения т.н. дин. Южная Мин покончил с собой, отказываясь от еды. Осн. соч. сведены в сб. "Лю-цзы цюань шу" ("Поли. собр. книг Лю-цзы"), "Лю-цзы цюань шу и пянь" ("Сохранившиеся главы из поли. собр. книг Лю-цзы").
Филос. построения Л.Ц. в целом укладываются в русло учения Ван Янмина (кон. 15 - нач. 16 в.). Вместе с тем отрицал тезис о том, что "принцип (ли (1)) предшествует пневме (ци (1))", обосновывая имманентность "принципа" "пневме". Доказывал исконную "единотелесность" (и ти) человека "Небу (тянь). Земле и десяти тыс. вещей", соединяющимся посредством органов чувств в человеч. "сердце" (синь (1))-сознании и психике. Последнее отождествлял с "(индивид.) природой" (син (1)) человека. Его "сердце" составляет единство с вселенским "сердцем дао" - общеприродным разумно-чувственным началом, к-рое одновременно является "исконным сердцем" (бэнь синь)- сущностной основой "сердца" человека. Подобным же образом человеч. "природа" представляет собой единство двух компонентов - т.н. "природы сущности пневмы" (ци чжи чжи син), определяемой совокупностью свойств "пневмы", образующей конкр. личность-организм, и "природы долженствующего принципа" (и ли чжи син, см. И (1)), к-рая является сутью вселенской и конкр. человеч. "природы". Тождество "двукомпонентных" "сердца" и "природы" субстанциально обеспечивается пронизывающей их единой вселенской "пневмой". Но это тождество осуществляется не автоматически, а посредством медитативной "работы/подвига" (гунфу) - "размышления в одиночестве", или "размышления об одиночном" (шэнь ду). "Одиночное" у Л.Ц.- "исконное сердце", универсальная суть человеч. сознания и психики, для актуализации к-рой необходимо постоянное сосредоточение на ней. Совершение этого "подвига" требует воспитания в себе "искренности" ("он (1)) и "почтительной осторожности" (цзин (4))", к-рые достигаются посредством "самопреодоления" (кэ цзи), "взыскания добра" (цзэ шань) и необходимы для обучения вообще.
Ма Чжэньдо
ЛЮ ЦЗУНЪЮАНЬ Лю Цзыхоу, прозв. Лю Хэдун ("Лю из Хэдуна"). 773, уезд Цзесянь обл. Хэдун (совр. Цзеч-жоучжэнь уезда Юньчэн пров. Шаньси),- 819.
Литератор, философ. Имел высшую ученую степень цзиньши. Состоял на гос. службе по ведомству ритуалов. Вместе с Лю Юйси входил в дворцовую реформаторскую группировку Ван Шувэня, после ее поражения сослан в провинцию, где занимал различные чиновничьи должности. Осн. соч. - "Тянь дуй" ("Обращение к Небу"), "Тянь шо" ("Слово о Небе"), "Да Лю Юйси тянь лунь шу" ("Книга ответов на вопросы Лю Юйси о Небе"), "Фэй Го юй" ("Против "Речей царств") и др. вошли в сб. "Хэдун сяньшэн цзи" ("Собр. соч. г-на (Лю из) Хэдуна").
В обл. натурфилософии исходил из существования предвечной мировой субстанции - "изнач. пневмы" (юань ци (1), см. Ци (1)), из к-рой рождается все сущее. Отрицал существование какого-либо "суверена" (чжу цзай), господствующего над "изнач. пневмой". Полемизируя с Хань Юем, доказывал, что Небо (тянь) - безграничный универсум, к-рый никого не наказывает и не награждает. Небо и Земля, "изнач. пневма", силы инь ян суть природные начала, не обладающие волей; и достижениями, и неудачами человек обязан себе ("Тянь шо"). Небо представляет только природные процессы (рождение, рост, разрушение, гибель), тогда как человек - социальные (законодательное упорядочение и смуты) ("Да Лю Юйси..."). Л.Ц. отрицал зависимость человеч. судьбы ("предопределения" - мин (1)) от Неба и каких-либо высших существ: "Имеющий достаточно сил надеется на людей; не имеющий достаточно сил надеется на духов" ("Фэй Го юй").
Утверждал, что развитие человеч. об-ва не следовало "замыслам совершенномудрых" (шэн (1)), но шло в русле человеч. потребностей, регулируемых "властью/силой" (ши (5)). Взгляды Л.Ц. на историч. процесс подразумевали некое прогрессивное развитие социума: в глубокой древности для того, чтобы пища и вещи "собирались для (распределения) на всех" и не было столкновений между людьми, появились "войска и добродетель (дэ ( 1 ))", т.е. аппарат насилия и моральные нормы, и Сын Неба (правитель) стал самолично раздавать уделы. Считая восстановление удельной системы нецелесообразным, Л.Ц. вместе с тем полагал, что только "совершенномудрый" правитель может наладить обществ, порядок, соединив "канонич. (управление)" (цзин (1)), "власть" (цюань) с "гуманностью" (жэнь (2)) и "мудростью" (чжи (1)). Активно поддерживая движение за "возрождение" древнего лит. стиля (подражание ему), в отличие от зачинателя этого движения Хань Юя рассматривал "три учения" - конфуцианство, даосизм и буддизм как не противоречащие друг другу. Тезис Л.Ц. об "объединении конфуцианства и буддизма" выглядел необычно для мыслителя его круга. В совр. науч. лит-ре высказываются преимущественно три т.зр. о соотношении идей Л.Ц. и буддизма: 1) буд. идеи не оказали заметного влияния на материалистич. в целом взгляды Л. Ц.; 2) его воззрения в принципе эклектичны; 3) Л. Ц. - адепт буддизма, а его философия носит идеалистич. характер.
*Л.Ц. цзи (Собр. соч. Л.Ц.). Пекин, 1979; Хань Юй, Л.Ц. Избр. Пер. с кит. И. Соколовой. М., 1979; Федорук В.Ф. Трактовка Неба в лит. творчестве Л.Ц. ("Слово о Небе") // Проблемы вост. филологии. М., 1979; **Желоховцев А.Н. Лит. взгляды Хань Юя и Л.Ц. // Историко-филологич. исследования. М., 1974.
По материалам Фу Юньлуна

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 2736
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • «КНИГА ПРИРОДЫ»
  • Гуань-инь-тянь
  • КНИГА ПРИРОДЫ
  • МЭН ТЯНЬ
  • ОТКРЫВАЯ СУЩЕСТВОВАНИЕ ВМЕСТЕ С ГУССЕРЛЕМ И ХАЙДЕГГЕРОМ
  • Полемика о роли природы и воспитания в развитии (nature-nurture controversy)
  • Развитие человека (human development)
  • СИН-ТЯНЬ
  • ТЯНЬ
  • ТЯНЬ
  • ТЯНЬ ЛИ ЖЭНЬ ЮЙ
  • ТЯНЬ-ДИ
  • ТЯНЬ-ХОУ
  • ТЯНЬ-ЮЙ ЮАНЫПУАЙ
  • Тянь-Син
  • Тянь-Хоан
  • ФИЛОСОФИЯ И ЗЕРКАЛО ПРИРОДЫ
  • ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
  • ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
  • Философия и зеркало природы
  • ЦЗЮ ТЯНЬ
  • ЧЖАН ТЯНЬ-ШИ
  • книга хань
  • после этого значит по причине этого
  • тянь
  • тянь чао тянь му чжи ду
  • цзин тянь
  • цзю тянь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь