Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50
|
АзияАзия самая большая часть света; терр. 43,4 млн. кв. км; нас. 3593 млн. чел. А. — колыбель всех крупнейших религий мира — индуизма, буддизма, иудаизма, христианства и ислама, а также зороастризма, джайнизма, сикхизма, даосизма, конфуцианства, синтоизма и др. Миллионы жителей А. до сих пор принадлежат к примитивным, анимистическим религиям (анимизм). Несмотря на то что христианство возникло в А., его рост в этой части света был медленным и поздним (за исключением стран Ближнего Востока). Причины этого коренились как в протяженности А. и отсутствии хороших коммуникаций, так и в устоявшихся традициях основных азиат. цивилизаций. В наст. время в А. проживает только 15% христиан мира, из которых католики составляют ок. 106 млн. чел. Хотя статистика подтверждает стабильный численный рост католиков в А., их доля в населении А. (2,94%) ниже, чем в любой другой части света. Церковь Юго-Зап. А., восходящая еще к первым векам христианства, представлена православием (Константинопольский, Антиохийский и Иерусалимский патриархаты), Древними Восточными Церквями (Армянская Апост. Церковь, Ассирийская Церковь Востока, Сирийская Церковь, Сиро-Маланкарская Церковь), Католической Церковью лат. и вост. обрядов (Армянская, Маронитская, Мелькитская, Сирийская и Халдейская Католические Церкви). Несмотря на то что эти Церкви живут в преимущественно мусульм. или иуд. окружении и подчас находятся в зоне конфликта с ислам. фундаментализмом, они ведут активную благотворительную и образовательную деятельность. В Индии сохраняются древние Церкви «христиан св. Фомы», возникшие еще в первые века христианства, ныне их общины относятся к юрисдикции Ассирийской Церкви Востока, Сирийской Церкви и Сиро-Маланкарской Церкви, а также к юрисдикциям Сиро-Малабарской и Сиро-Маланкарской Католических Церквей. В Библии термин А. никогда не относился к этой части света в целом. В книгах Маккавейских он обозначает царство Селевкидов; титул «царь Азии» впервые применен к Антиоху III (223–187 до н.э.) (1 Макк 8, 6), позже — к его преемникам (1 Макк 11, 13; 12, 39; 13, 32; 2 Макк 3, 3), хотя после Антиоха III из всех азиат. провинций империи Александра Македонского под властью Селевкидов сохранились только Сирия и Киликия. В НЗ «Асией» называется рим. провинция, созданная в 129 до н.э. и занимавшая часть Малой А. Эта провинция управлялась проконсулом с резиденцией в Эфесе. Автор Апокалипсиса (Откр 1, 4) обращается к «семи церквам, находящимся в Асии». Средневековый период. Миссия ап. Фомы в Индии не подтверждается ист. источниками, хотя местное христ. предание считает его родоначальником «христиан св. Фомы» на юго-западе Индии (прежде всего в штате Керала). Прерванные в результате мусульм. завоеваний в Центр. и Вост. А. отношения между зап. христианством и вост. миром были восстановлены в сер. XII в. в результате крестовых походов и активной миссион. политики Апост. Престола (миссионерство). Значительную роль в распространении зап. христианства на Востоке и в установлении связей с Православными и Древними Вост. Церквями в XIII–XIV вв. сыграли францисканцы и доминиканцы. Их миссия способствовала учреждению новых епархий в А. как на Ближнем, так и Дальнем Востоке. Папа Иннокентий IV в 1245 в булле Dei Patris immensa обратился к татаро-монголам в надежде обратить их в католичество и направил к ним несколько миссий (в частности, францисканца Иоанна Плано Карпини). Папская булла ***** hora undecima (1253) определила целый ряд территорий, на которые следовало послать монахов-миссионеров. В 1253 франц. король Людовик IX послал к монголам франциск. монаха Гильома Рубрука, а Папа Бонифаций VIII — Иоанна из Монтекорвино, который перевел НЗ на китайский язык и построил в Ханбалыке (совр. Пекин) неск. церквей. Во время понтификата Папы Иоанна XXII Католическая Церковь в А. была иерархически реорганизована в две церк. провинции: архиеп-во Ханбалык с епископством-суффраганатом Зайтун (совр. Гуанчжоу) для наиболее отдаленных частей Монгольской империи и архиеп-во Солтание для Персии с кафедрами в Армалеке (ныне г. Инин), Тане (ок. совр. Азова), Кумуке и столице Золотой Орды — Сарай-Бату (1321). Позже к ним прибавились два малых еп-ва: Боспорское (совр. Керчь) и Матрегийское, а также еп-во Мешхед (в Туркестане и Хорасане). На зап. побережье Индии также была своя епископская кафедра Коломбо (совр. Квилон). Во времена позднего Средневековья на терр. А. жило в общей сложности более 100 тыс. католиков. После эпидемии чумы (1346–53) и завоевательных походов Тимура (1395–96) практически все катол. миссии опустели, и две азиатские церк. провинции прекратили свое существование. Деятельность миссионеров под португальским и испанским патронатами. Активная миссион. деятельность Католической Церкви в А. возобновилась после образования исп. и порт. колониальных империй, когда в 1493 Папа Александр VI поделил вновь открытые земли между Португалией и Испанией и доверил распространение катол. веры порт. рыцарскому Ордену Христа и исп. короне (Великие географические открытия). Порт. миссии в течение полутора веков обладали монополией для проведения своей деятельности в А.: после открытия Васко да Гама (1497) нового пути в Индию португальцы основали свои колонии в Гоа, на Молуккских и Малых Зондских о-вах (Тернате, Солор, Aмбон), в Малакке и Макао (совр. Аомынь, Китай), куда для пастырского служения среди европейцев и евангелизации местных жителей прибыли францисканцы, доминиканцы и епарх. священники. Общины индийских «христиан св. Фомы» были обнаружены португальцами; некоторые из них присоединились к Католической Церкви. Францисканцы христианизировали о-в Цейлон и п-ов Малакку. Эта эпоха вывела на ист. сцену великих катол. миссионеров: Франциска Ксаверия, Маттео Риччи, Роберто де Нобили, Алессандро Валиньяно и др. Они создали в важнейших пунктах А. миссион. центры, которые крепли и развивались. Франциск Ксаверий прибыл в Индию в 1542, воодушевленный грандиозным планом христианизации всей А. Его миссион. деятельность в Индии распространялась до Малабарского побережья, где было крещено ок. 30 тыс. чел. В 1546 он основал миссию Амбон на Молуккских о-вах и положил начало Католической Церкви в Японии (1549). Созданное в 1514 на Мадейре порт. еп-во Фуншал в 1533 стало митрополией, в подчинении которой находились еп-ва в порт. колониях (Ангра, Сантьягу-ди-Кабу-Верди, Сан-Томе и Гоа). В 1533 в Гоа было создано лат. еп-во, юрисдикция которого включала в себя всю Африку и Дальний Восток. В 1557 Рим создал новую церк. провинцию, придав Гоа статус архиеп-ва с епархиями-суффраганатами в Кочине (1557), Малакке (1557), Макао и Маниле (1576), Фунае (1588), Aнгамали (1599), Крангануре (1600) и Мелиапоре (1606). Пекинская и Нанкинская епархии были отделены от епархии Макао в 1690. Несмотря на то что эти терр. не относились к порт. владениям (за исключением Макао и Малакки), Рим отдал новые еп-ва под патронат Португалии. С 1580 иезуиты стали открывать свои миссии в империи Великих Моголов. Хотя попытки иезуитов евангелизировать Тибет (А. де Андраде) не удались, в Китае иез. миссия во главе с Маттео Риччи создала процветающую Церковь под порт. патронатом. Однако интересы порт. миссионеров не совпадали с интересами францисканцев и доминиканцев, что значительно затруднило дальнейшее развитие катол. миссий в Китае. Испанцы во главе с Ф. Магелланом открыли Филиппины в 1521, а в 1565 августинцы уже обосновались в г. Себу (1565). Исп. двор посылал в этот регион миссионеров из различных монаш. орденов: францисканцев, доминиканцев, августинцев и др. В 1579 было основано еп-во в Маниле; в 1595 оно стало вторым в А. архиеп-вом с 3 еп-вами-суффраганатами в Нуэва-Сеговия, Нуэва-Касерес и Себу. Испанцы довольно успешно обращали население Филиппин в христианство (в кон. XIX в. более 7 из 8 млн. филиппинцев были католиками); в 1626 исп. миссионеры проникли на север о-ва Формоза (Тайвань), где было основано несколько миссий. Появление в Юж. А. в 1595 голланд. протестантов и учреждение в 1602 Ост-Индской компании привело к межконфессиональной борьбе и к утрате позиций Католической Церкви в А. Сначала голландцы вытеснили португальцев из Амбона и Цейлона, затем захватили Яву и Малакку и выслали испанцев с Формозы. Вскоре после водворения голландцев в Японии (1620) местная Католическая Церковь прекратила свое существование (1637). В XVII–XVIII вв. англичане захватили бoльшую часть порт. владений в Индии, отвоевали у голландцев Цейлон и ограничили приезд новых катол. миссионеров. Миссии в XVII в. под руководством Конгрегации по распространению веры. В связи с ослаблением колониального влияния Португалии в А., что негативно сказалось на судьбе катол. миссий, Папа Григорий XV в 1622 основал Конгрегацию по распространению веры. Поскольку порт. и исп. патронат все более превращался в инструмент колониальной политики, Рим принял решение реорганизовать свою миссион. деятельность, перенеся центр тяжести на создание местных Католических Церквей с собственной иерархией. Главная цель конгрегации состояла в том, чтобы доверить миссион. работу нац. клиру тех церк. провинций, которые не входили в патронаты. Это стало причиной конфликтов между Св. Престолом, с одной стороны, и Испанией и Португалией — с другой. Португалия, которая больше не могла посылать священников для всех своих миссий, но противилась назначению священников других национальностей, впоследствии была вынуждена уступить требованиям Конгрегации по распространению веры. Священник Франческо Инголи, первый префект конгрегации, способствовал назначению апост. викариев и делегатов, обладавших на своей территории, подобно епископам, независимой от патронатной системы юрисдикцией. В 1637 конгрегация основала в Индии апост. викариаты Идалкана и Малабара. В 1663 для реализации новой миссион. политики было основано Парижское общество иностранных миссий (Миссионерские общества и институты), в 1664 Рим одобрил организацию этого об-ва, поставив его основателей епископами in partibus infidelium: Франсуа Паллю был назначен апост. викарием Тонкина (Сев. Вьетнам), Пьер Ламбер де ла Мотт — Кохинхины (Юж. Вьетнам, 1659), И. Коттоленди — Нанкина (Китай, 1660). Главной целью этих миссий стала подготовка нац. священства и формирование нац. епископата. Помимо франц. миссионеров, Конгрегация по распространению веры посылала в Китай итал. францисканцев и лазаристов. Основной соперник исп. короны — франц. король — отправил в Пекин группу иезуитов, которые были призваны вести миссион. работу, независимо от испано-порт. патроната. Конгрегация учредила новые апост. викариаты в Китае (1696), Тибете (1704), на Борнео (1692). Хотя усилия конгрегации значительно оживили миссион. деятельность в Китае и Индии, конфликт между миссионерами Конгрегации по распространению веры и церк. системой исп. и порт. патроната затормозил развитие миссий в А. Упадок миссий в XVIII в. был связан не только с вышеупомянутым конфликтом, но и с кризисом внутри самой Церкви. Рационалистический дух эпохи Просвещения привел к значительному падению числа призваний к священству и монашеству и, как следствие, к оскудению персонала миссий. После запрещения Ордена иезуитов (1773) более 3 тыс. миссионеров были вынуждены покинуть А. Рим пытался восстановить бывшие иез. миссии с помощью франц. лазаристов, капуцинов и кармелитов. Однако Французская революция нанесла сокрушительный удар Парижскому обществу иностранных миссий и Конгрегации миссионеров св. Викентия де Поля (лазаристам). В этот период Католическая Церковь сохранила свое влияние в А. благодаря деятельности итал. францисканцев, порт. лазаристов и нац. клира, противостоявших не только преследованиям со стороны властей, но и переходу миссион. территорий под контроль голланд. и англ. протестантов. Возрождение миссионерского движения в XIX в. Период полит. стабильности, наступивший после падения Наполеона I, привел к быстрому росту франц. клира и основанию новых миссион. институтов. Новый импульс развитию Католической Церкви в А. придал Папа Григорий XVI, воодушевивший своей энцикликой Probe nostis (1840) новые поколения катол. миссионеров. Учрежденное в 1822 П. Жарико (1799–1862) в Лионе Общество по распространению веры было первой катол. организацией, привлекшей мирян к миссион. деятельности. Были учреждены апост. викариаты в Юж. А.: Калькутта и Мадрас (1834), Цейлон и Пондичерри (1836), Трихинополис (1846). Т.о., были уменьшены территории, находившиеся ранее под порт. патронатом: в 1838 Св. Престол ликвидировал 3 из 4 епархий порт. патроната. Окончательно отношения Св. Престола и Португалии были урегулированы соглашениями 1886 и 1928, в результате которых порт. патронат был сведен к архиеп-ву Гоа и епархиям Мелиапора и Макао. Миссион. политика западноевроп. гос-в была тесно связана с их колониальными устремлениями. Англия распространила свое влияние на Индию и некоторые др. страны А., однако не препятствовала миссион. деятельности Католической Церкви на Цейлоне и в Бирме (Мьянма). В результате переговоров с Китаем (1844) Франция взяла на себя обязательства гарантировать свободу вероисповедания кит. католикам, заложив тем самым основу для франц. протектората над Католической Церковью в этой стране (что было окончательно зафиксировано в соглашениях 1858 и 1860). Две епархии под порт. патронатом — Нанкина и Пекина — были ликвидированы в 1856, вся терр. Китая была разделена на апост. викариаты и префектуры, каждый из которых находился в ведении той или иной миссион. конгрегации. Число церк. территорий возросло с 7 до 41, число новообращенных — с 50 тыс. в 1815 до 700 тыс. в 1900. В 1865 были официально восстановлены структуры Католической Церкви в Японии. Унаследованная от португальцев миссион. деятельность, проводившаяся французами в их сфере влияния (Тонкин, Аннам и Кохинхина с 1862, Камбоджа и Лаос с 1867), натолкнулась на серьезное сопротивление со стороны местных властей. Однако после соглашений 1883 и 1887 с имп. Аннама (ныне Вьетнам) Католическая Церковь быстро создала в этом регионе сильную общину. Соглашения западноевроп. гос-в с Кореей (1882) открыли путь в эту страну франц. миссионерам. После ликвидации в 1799 голланд. Ост-Индской компании катол. священники вновь получили разрешение работать в голланд. колониях и восстанавливать там свои церкви (1807). Понтификат Папы Льва XIII, положивший начало новому этапу миссион. деятельности, совпал с активной экспансией европ. гос-в в А. (особенно в Китай) и в бассейн Тихого океана. Энцикликой Sancta Dei civitas (3.12.1880) Лев XIII стремился модернизировать концепцию миссион. деятельности, сделав акцент на ее вселенском характере. В энцикликах Humanae salutis (1.09.1886) и Ad extremas Orientis plagas (23.06.1893) Папа, вновь обращаясь к проблеме многовекового конфликта между порт. патронатом и Конгрегацией по распространению веры, писал о юрисдикции миссий и о необходимости развития нац. клира как об основном принципе катол. миссионерства. XX век. Новый импульс развитие Католической Церкви в А. получило после Первой мировой войны, когда Папа Бенедикт XV в энц. Maximum illud (1919) и Папа Пий XI в энц. Rerum Ecclesiae (1926) возложили ответственность за миссии на весь катол. мир и подчеркнули необходимость создания нац. иерархии Католической Церкви в странах А. Был взят курс на значительное повышение процента священников из числа местных жителей. Папа Пий XI рукоположил в 1926 (впервые после 1685) в епископы 6 китайцев. В 1946 в Коллегию кардиналов был введен первый кардинал из Китая, в 1953 — из Индии. После Второй мировой войны, в процессе освобождения А. от наследия колониализма, Католическая Церковь проявила высокую способность адаптации к различным нац. и культ. особенностям. В совр. Учительстве Церкви, получившем развитие в документах II Ватиканского собора, в апост. обращении Evangelii nuntiandi (1975) Павла VI, энц. Иоанна Павла II Redemptoris missio (1990), концепция миссии и евангелизации получила более широкое толкование. II Ватиканский собор еще раз подчеркнул миссион. природу Церкви, уделив особое внимание вопросу формирования местных Церквей в декрете о миссион. деятельности Церкви Ad gentes divinitus, а также указал на необходимость развития диалога с др. христ. конфессиями и нехрист. религиями. Созданные после собора структуры играют важную роль в повышении значения местных Церквей А.: Совет Восточных катол. епископатов (CPCO) Зап. А. дал возможность координировать пастырские программы как на межобрядовом, так и на межконфессиональном уровне; католики Южной, Юго-Вост. и Вост. А. в 1974 создали Федерацию азиат. епископских конференций (FABC). Программа «новой евангелизации» Иоанна Павла II в применении к А. основывается на «трехстороннем диалоге»: диалоге с бедными, диалоге с другими азиат. религиями и диалоге с азиат. культурой. В мусульм. странах, за исключением Индонезии, Католическая Церковь представлена незначительно; в ряде стран катол. меньшинство подвергается дискриминации, в других может заниматься только благотворительной деятельностью. В некоторые страны Католическая Церковь получила доступ только недавно: в Таджикистане, Туркменистане, Узбекистане и Азербайджане Иоанном Павлом II учреждены миссии sui iuris, и миссион. работа там только начинается. Созданы структуры католической Церкви в Казахстане (Карагандинская епархия и 3 апост. администратуры). В странах, где получила распространение коммунистическая идеология, католики в последние десятилетия подвергались систематическим преследованиям (в Китае, Вьетнаме, Сев. Корее). Филиппины являются единственной в А. страной с преобладанием катол. населения. Представители традиционных азиат. религий отмечают высокое качество катол. школ, медицинских и социальных программ для бедных. Значительную роль Католическая Церковь сыграла в ликвидации неграмотности, осуществляя программы не только начального, но и среднего специального и высшего образования. Для женщин многих азиат. стран это единственная возможность получить образование. Хотя Церковь никогда полностью не была вовлечена в движение за независимость, многие нац. лидеры начинали свою учебу в миссион. школах и получали образование в катол. учебных заведениях А. и Европы. В А., где сотни миллионов людей живут в условиях крайней нищеты, Католическая Церковь играет большую роль в сфере социальных реформ; в ряде стран катол. миссии были инициаторами подготовки и проведения в жизнь реформы пенитенциарной системы, законодательства о сокращении рабочего дня, о защите детского и женского труда. Введение образования для женщин послужило мощным стимулом для женской эмансипации во многих азиат. странах. Особенная роль в благотворительной деятельности в А. в XX в. принадлежит лауреату Нобелевской премии мира матери Терезе Калькуттской и основанной ею Конгрегации миссионерок Божественной любви. Принципиальная позиция христ. миссионеров привела к принятию в Индии законов против кастовой практики — запрещения для неприкасаемых входить в храм и обычая самосожжения вдов. В наст. время традиционные формы социальной помощи со стороны Церкви значительно расширяются: помимо организации приютов, домов для престарелых, школ и больниц для бедных, лепрозориев и центров для инвалидов, Католическая Церковь в А. реализует программы реабилитации наркоманов и проституток, строит хосписы и больницы для больных СПИДом. Перспективы развития Католической Церкви в А. в свете новой евангелизации были рассмотрены специальной ассамблеей Синода епископов А. (Рим, 19.04–14.05. 1998). Программные инициативы по развитию диалога (курсы по азиат. религиям в семинариях, в образовательных центрах для мирян, академических ин-тах; активное привлечение к решению социальных программ представителей др. религий, совместные благотворительные программы и др.) должны способствовать дальнейшей инкультурации Католической Церкви в А., подчеркивать универсальность ее миссии. Статистика Католической Церкви На 1998 структура совр. Католической Церкви в А. была представлена 8 патриархатами, 82 митрополиями, 32 архиепархиями, 312 епархиями, 6 территориальными прелатурами, 2 экзархатами, 3 воен. ординариатами, 18 апост. викариатами, 5 апост. префектурами, 7 апост. администратурами, 5 миссиями sui iuris и 11 патриаршими экзархатами. Катол. епископат А. включал 617 иерархов, из которых 12 — кардиналы, 7 — патриархи, 150 — архиепископы и 448 — епископы. На 1998 в А. насчитывалось 105 742 тыс. католиков, 19 529 приходов, 24 337 епарх. свящ., 17 119 монахов-свящ., 7764 монаха и 134 035 монахинь. Деятельность Католической Церкви в А. направляет Федерация азиатских епископских конференций, объединяющая в своих рядах 13 постоянных и 2 ассоциированных членов. Для Католической Церкви в араб. странах региона создана Конференция латинских епископов Арабского региона (CELRA). Лит-ра: Шпажников Г.А. Религии стран Западной Азии. М., 1976; Он же. Религии стран Юго-Восточной Азии. М., 1980; Роберсон; Clark F. An Introduction to the Catholic Church of Asia. Manila, 1987; Atlas Hierarchicus. MЪdling bei Wien, 1992. Е. Калиниченко Католическая энциклопедия. EdwART. 2011. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Католическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|