Литургические цвета


Литургические цвета
Литургическими цветами в христианском богослужении называют цвета литургических облачений священнослужителей. В римском обряде Католической церкви традиция использования литургических одеяний различных цветов имеет давнюю историю. В богослужении римского обряда литургические цвета меняются, главным образом, в соответствии с годичным циклом литургического года; а также при служении особых месс и во время совершения некоторых таинств. В настоящее время используется пять основных цветов — фиолетовый, белый, зелёный, красный и чёрный, и несколько дополнительных — розовый, голубой; а также белый с золотым и серебряным шитьём. В прошлом также использовались жёлтый и «пепельный» цвета.
История
Примеры связи между цветом и христианскими понятиями встречаются уже в ранней Церкви. Святой Амвросий Медиоланский писал, что фиолетовый цвет характеризует исповедников, красный — мучеников, а белый — дев. [1]. Однако, использование облачений различных цветов для богослужений в зависимости от текущего литургического периода или праздника, возникло, как представляется, не раньше IX столетия [2].
Многочисленные монастырские уставы, созданные в X—XII веках, уже содержат указания на богослужебный цвет, главным образом, белый или чёрный. Однако устав монастыря Клюни уже в XI веке предписывает золотой и серебряный цвет облачений для праздников Рождества и Пятидесятницы. [3]
В начале XIII века в понтификат папы Иннокентия III в Риме сложились правила, регулировавшие цвет используемых облачений. Иннокентий III в своём трактате «О святом таинстве алтаря», написанном ещё до своего избрания на папский престол, говорит об использовании белого цвета для праздников, красного — в дни мучеников, Святого Креста и на Пятидесятницу, чёрного — в периоды постов и для заупокойных месс, а зелёного — в обычные дни. Наряду с основными цветами использовались фиолетовый, алый и шафраново-жёлтый. Однако эти правила носили местный характер и очень многие монастыри и епархии имели собственные традиции, касающиеся цвета в литургическом облачении.
Общие для всей Католической церкви римского обряда правила, базирующиеся на использовании пяти основных цветов, установил папа Пий V во второй половине XVI века. Цвета литургических одежд, предписанные миссалом Пия V, употреблялись вплоть до реформы папы Павла VI середины XX века, в ходе которой в правила было внесено несколько изменений. Так, цвет процессии праздника Входа Господня в Иерусалим изменился с фиолетового на красный и чёрный цвет службы Страстной пятницы также на красный.
Символика
Использование в литургии одеяний разного цвета имеет глубоко символический характер. Белый цвет традиционно воспринимается как цвет чистоты, невинности; а также радости и триумфа. Красный цвет — цвет крови, с древних времён Церковь считала красный — цветом мучеников. Фиолетовый цвет в латинском обряде символизирует покаяние. Чёрный цвет символизирует траур и скорбь; зелёный — цвет жизни и надежды.
Таблица литургических цветов
Цвет Обязательно Факультативно
Зелёный
* Рядовое время
Фиолетовый
* Адвент
* Великий пост
* Великая суббота
* В таинстве исповеди
* Третье воскресенье Адвента
* Четвёртое воскресенье Великого поста
* День поминовения усопших (2 ноября)
* Месса за усопших
Белый
* Рождество
* Пасха
* Великий четверг
* Праздники, посвящённые Спасителю
* Праздники, посвящённые Богоматери
* Праздники, посвящённые ангелам
* Рождество Иоанна Крестителя (24 июня)
* День всех святых (1 ноября)
* Праздники святых (за исключением мучеников)
* В таинстве брака
Красный
* Пятидесятница
* Вход Господень в Иерусалим
* Великая пятница
* Праздник Святого Креста
* Память апостолов
* Память евангелистов
* Память мучеников
* День Святого Духа
* В таинстве миропомазания
Чёрный
* День поминовения усопших (2 ноября)
* Месса за усопших
Розовый
* Третье воскресенье Адвента
* Четвёртое воскресенье Великого поста
Голубой
* Праздники, посвящённые Богоматери в некоторых епархиях
Дополнительными цветами, используемыми в римском обряде являются розовый и голубой.
* Розовый цвет может факультативно использоваться для литургического облачения третьего воскресенья Адвента и четвёртого воскресенья Великого поста
* Голубой цвет, в виде исключения, разрешён для епархий Испании и Латинской Америки на праздники, посвящённые Деве Марии (вместо белого).
Облачения белого цвета разрешается заменять облачениями с золотым и серебряным шитьём по белому фону.
В отдельных епархиях допускаются небольшие исключения из общих правил. Так в США на мессах за усопших может использоваться белый цвет, а не чёрный или фиолетовый. В данном случае белое одеяние символизирует надежду на воскресение мёртвых.
Литература
* Legg, J. W. Notes on History of Liturgical Colours (London, 1882)
* Ткаченко А. А. Эмблематика литургических цветов в трактате Джованни Лотарио (папы Иннокентия III) «О святом таинстве алтаря» // SIGNUM. М., 2005. № 3.

Католическая энциклопедия. . 2011.


Просмотров: 1516
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Католическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Дополнительные Цвета
  • ИНДУЦИРОВАННЫЕ (ФЕХНЕРОВСКИЕ) ЦВЕТА
  • Индуцированные Цвета
  • Краска, цвет
  • Красный
  • Красный
  • Красный
  • Красный цвет
  • Люшера тест выбора цвета
  • ОЩУЩЕНИЯ ЦВЕТА
  • ПЕРВИЧНЫЕ (ЕДИНИЧНЫЕ) ЦВЕТА
  • Первичные Цвета
  • Постоянство цвета
  • Фехнеровские Цвета
  • Фиолетовый
  • Хроматические Цвета
  • ЦВЕТ
  • ЦВЕТА
  • ЦВЕТА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
  • Цвет
  • Цвета
  • дополнительные цвета
  • росс красный
  • смешение цвета
  • фехнеровские цвета
  • хроматические цвета
  • цвет ахроматический
  • цвет индуцированный
  • цвет хроматический
  • цвет, закон аддитивного смешения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь