|
АвгустинизмАвгустинизм течение в философии и богословии, вдохновленное творчеством Августина. А. безраздельно господствовал в зап. философско-богосл. мысли до сер. XIII в., вначале в форме отдельных положений, в осн. пастырского и аскетически-богосл. характера, принадлежащих выдающимся мыслителям (Клавдиан Маммерт, Кассиодор, Григорий I Великий, Исидор Севильский, Беда Достопочтенный, Алкуин, Рабан Мавр), а затем, начиная с Ансельма Кентерберийского, — в более систематическом виде, сильнее затрагивая филос. проблематику (Абеляр, Гуго Сен-Викторский, Пётр Ломбардский). В XIII в. А. развивался и углублялся (Гильом Овернский, Роберт Килуордби, Александр Гэльский, Бонавентура, Роджер Бэкон, Матфей из Акваспарты, Иоанн Пеккам, Петр Оливи, Роджер Марстон). Когда в зап. науке возросло влияние аристотелизма, а Фома Аквинский создал оригинальный философско-богосл. синтез, использовавший аристотелевские концепции, сторонники А. встали в оппозицию к аристотелизму (который, как им казалось, ведет к натурализму и десакрализации), но, тем не менее, сами заимствовали у него некоторые элементы. Как целостная система А. прекратил существование в XIV в., хотя и впоследствии его отдельные аспекты принимались самыми разными мыслителями (Эразм Роттердамский, Декарт, Паскаль, Боссюэ, Бергсон, Шелер, Блондель, Гвардини, де Любак). Философия. Для А. характерно отсутствие принципиального разделения между философией и богословием, истинами разума и Откровения. Вера и разум взаимно помогают друг другу по формуле «верю, чтобы понимать, и понимаю, чтобы верить» (Ансельм Кентерберийский). А. утверждает необходимость для человеч. познания непосредственного озарения (illuminatio) со стороны Бога и, в отличие от томизма, не приемлет автономии философии по отношению к богословию. А. понимает философию как стремление не просто к познанию истины, но к мудрости в практическом, деятельном понимании, и склоняется к признанию первенства воли и чувственной сферы над интеллектом, этики — над метафизикой, мистики — над рациональным познанием. Другие положения, типичные для А. XIII в., но так или иначе восходящие к самому Августину, — это актуальное существование первоматерии, присутствие в материи вложенных в нее при творении семенных причин вещей (rationes seminales), отрицание «извечного творения» мира, независимое существование души как отдельной от тела субстанции, непосредственная индивидуация человеч. души, универсальный гилеморфизм, тождество души с ее способностями. Богословие. Хотя пелагианство было осуждено Эфесским собором 431, а полупелагианство — II Оранжским собором 529, радикальный А. в вопросе о предопределении и соотношении свободы и благодати никогда не был одобрен Церковью. Попытки уточнить учение Августина и споры по этому поводу продолжались в Средние века (Готшальк, Брадвардин, Уиклиф), эта проблема привлекла особое внимание богосл. школы Ордена августинцев-эремитов (Эгидий Римский, Григорий из Римини) и снова приобрела общецерк. актуальность в связи с протест. направлениями (лютеранство, кальвинизм) и янсенизмом. Решение Августина в вопросе о действенности таинств независимо от достоинства совершающей их личности, высказанное им в полемике с донатистами (донатизм), в Средние века получило подтверждение и развитие. В частности, был признан неизгладимый характер (печать таинства) крещения и священства, благодаря которому эти таинства, совершенные схизматиками, не должны повторяться в случае перехода в католичество. Развитие учения Августина о таинствах было завершено Тридентским собором. Концепция истории как постепенной реализации Божественного плана спасения, содержащаяся в трактате Августина О Граде Божием, повлияла на экклезиологию Средних веков (Оттон Фрейзингенский и др.). В целом этот трактат интерпретировался в Средние века в духе т.н. полит. А., сторонники которого отождествляли один из «двух градов» Августина с Церковью, а другой — со светским гос-вом, и делали вывод, что Церковь должна руководить гос-вом. Эта концепция, одним из первых сторонников которой был Исидор Севильский, возникла в условиях общественно-полит. хаоса после падения Зап. Рим. империи, когда Церковь играла не только евангелизаторскую роль, но и во многом брала на себя функции гос-ва. Политический А. приводил к смешению задач Церкви и гос-ва (сами императоры приписывали себе дух. власть). С помощью полит. А. теоретики теократии IX–XIII вв. (Римские папы Николай I, Григорий VII, Иннокентий III, а также Иоанн Солсберийский и Эгидий Римский) доказывали право пап вмешиваться в гос. дела во имя торжества справедливости, вплоть до смещения монархов и освобождения их подданных от подчинения им. На деле такое развитие идей Августина противоречило их исходному смыслу. Августин отвергал столь прямолинейную интерпретацию «двух градов». Наконец, описание Августином своего дух. пути в книге Исповедь, в которой анализируется опыт индивидуальной души, стремящейся к Богу, существенно повлияло на зап. мистику (Бернард Клервоский, Сен-Викторская школа, Экхарт, Таулер) и на автобиографическую лит-ру, связанную с темой обращения (Дж. Ньюмен, Тереза Младенца Иисуса, Т. Мертон). Лит-ра: Leclercq J. Aux sources de la spiritualitО occidentale. P., 1964; De Lubac H. L’augustinisme et la thОologie moderne. P., 1965; Kornatowski W. Spoleczno-polityczna myжl жw. Augustyna. Wwa, 1965; Boyer Ch. Essais anciens et nouveaux sur la doctrine de Saint Augustin. Mi., 1970; Andresen C. Bibliographia Augustiniana. Darmstadt, 1973. А. Горелов, Е. Зайцев Католическая энциклопедия. EdwART. 2011. Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Католическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|