Анастасий Библиотекарь


Анастасий Библиотекарь
(Anastasius Bibliothecarius) — библиотекарь Римской Церкви, церк. деятель, близкий советник пап Николая I, Адриана II, Иоанна VIII; антипапа (август-сентябрь 855); род. между 810 и 817, вероятно, в Риме, ум. ок. 879.
Племянник кардинала-еп. Орте Арсения, А. был в 847/848 назначен кардиналом-пресвитером церкви Св. Марцелла, но вскоре по невыясненным причинам он вступил в конфликт с Папой Львом IV и был вынужден покинуть Рим. А. искал поддержки у визант. императора и обрел пристанище в Аквилее. В 850 его отлучили от Церкви. После смерти Папы Льва IV в 855 А. безуспешно боролся за папский престол с Бенедиктом III, избранным большинством клира и народа Рима. А., провозгласивший себя Папой Анастасием III, вскоре осознал свое поражение и раскаялся. Папа Бенедикт III отменил отлучение, совершенное его предшественником, и вернул А. в лоно Церкви. А. стал ближайшим соратником Папы Николая I и в течение долгих лет определял политику Рим. Церкви в отношении Константинополя. Папа Адриан II назначил А. библиотекарем Рим. Церкви, т.е. главой папской канцелярии. Этот пост он занимал и при Папе Иоанне VIII. А. всегда проявлял себя как последовательный и ревностный сторонник идеи примата Рим. Церкви; будучи противником патр. Фотия, он оказал всемерную поддержку свв. Кириллу и Мефодию во время их пребывания в Риме в 867/868. Когда кузен А. Элевтерий в 868 убил жену и дочь Адриана II, А. впал в немилость до тех пор, пока не было признано, что он непричастен к их гибели. В конце 869 в составе посольства имп. Свящ. Рим. империи Людовика II он был отправлен в Константинополь, вероятно, для ведения переговоров о заключении династического брака. Там он присутствовал на последней сессии IV Константинопольского собора, осудившего патр. Фотия. Документы этого собора А. перевел по возвращении в Рим. А. также принадлежит перевод постановлений II Никейского собора, прежний перевод которых содержал серьезные ошибки. При Папе Иоанне VIII авторитет А. несколько уменьшился. Вместе с тем у него появилась возможность больше времени отдавать лит. деятельности. А. всегда чувствовал свое призвание посредника между двумя христ. мирами. Он перевел проповедь Феодора Студита о св. ап. Варфоломее, Страсти Петра Александрийского, глоссы Максима Исповедника и Иоанна Схоластика к трудам Псевдо-Дионисия Ареопагита, Страсти Дионисия Ареопагита. А. отредактировал перевод соч. Псевдо-Дионисия Ареопагита, выполненный Иоанном Скотом Эриугеной, составил собрание документов, относящихся к монофелитским спорам (монофелитство). Источниками для его трехчастной хронографии послужили работы визант. историков Феофана Хронографа и Георгия Синкелла. Вероятно, А. принадлежит часть биографии Папы Николая I в Liber Pontificalis. Под его сильным влиянием находился автор биографии Папы Адриана II.
Соч.: Collectanea / Ed. J. Sirmondi. P., 1620; Epistolae sive Praefationes / Hrsg. E. Perels, G. Laehr // MGHEp 7, 395–442.
Лит-ра: Perels E. Papst Nikolaus I und Anastasius Bibliothecarius. B., 1920; Dvornik F. The Photian Schism: History and Legend. C., 1948; Devos P. Anastasius le BibliothОcaire // Byzantion 32 (1962), 97–115; Leonardi C. Anastasio Bibliotecario e l’Ottavo Concilio e*****enico. Spoleto, 1987.

В. Прозоров

Католическая энциклопедия. . 2011.


Просмотров: 1077
Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Католическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “СТРАСТИ ДУШИ”
  • Александр VIII
  • Ангел Церкви
  • Афрохристианство (Местные Африканские Церкви)
  • Восточно-католические Церкви
  • Восхищение Церкви
  • Диктат папы
  • Догмат о безошибочности Папы
  • Катехизис католической церкви
  • Князь Церкви
  • ОТДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА
  • ОТЦЫ ЦЕРКВИ
  • Отлучение от церкви, проклятие
  • ПСЕВДО-ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ
  • Папа
  • Перевод
  • Перевод
  • Перевод
  • Перевод
  • Перфекционизм (Церкви Святости)
  • Ревнители Церкви
  • Римские папы-чародеи
  • Тарквиний Гордый и падение царской власти в Риме
  • УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  • УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  • УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  • Церковные степени и должности в Римско-католической церкви
  • Эфиопские Секты (Черные Церкви)
  • далай-лама viii
  • после этого значит по причине этого



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь