|
Шептицкий, АндрейШептицкий, Андрей Высокопреосвященнейший Андрей, Митрополит Галицкий (в миру граф Роман Шептицкий, 29 июля 1865, село Прилбичи, близ Львова, Австро-Венгрия - 1 ноября 1944, Львов) — предстоятель Украинской греко-католической церкви в 1901—1944. Биография Потомок польского графского рода. Учился дома и в Кракове. Поступил на службу в австро-венгерскую армию, но по причине слабого здоровья через несколько месяцев оставил службу. Окончил юридический факультет Вроцлавского университета, в 1888 году получил степень доктора права. Во время учебы ездил в Италию, где был принят Львом XIII, а также в Россию, в Киев и Москву, где общался с представителями украинского националистического движения. В 1888 принял монашество, вступив в орден Святого Василия (базилиан). Принял имя Андрей. С 22 августа 1892 года — священник в Перемышле, затем в Добромилах. Учился в иезуитской семинарии в Кракове, получив степень доктора теологии в 1894. С 20 июня 1896 — игумен монастыря Святого Онуфрия во Львове. В 1899 был назначен императором Францем Иосифом I епископом Станиславовским. С 17 декабря 1900 митрополит Галицийский, архиепископ Львовский и епископ Каменец-Подольский (интронизация произошла 17.1.1901). Занимался политикой, был депутатом Галицийского сейма, австрийской Палаты Господ. Осенью 1908 года митрополит Андрей негласно посетил подпольные общины восточного обряда в Петербурге и Москве. В 1910 ездил в США, где занимался организацией эмигрантов из Галиции. Посетил 21-й евхаристический конгресс, проходивший в Монреале. Во время первой мировой, когда после Галицийской битвы Львов был освобожден русскими войсками, Шептицкий остался во Львове, со своими прихожанами. 19 сентября 1914 был арестован русскими военными властями по обвинению в антироссийской агитации и выслан в глубь России. Находился в ссылке Киеве, Новгороде, Курске, а затем в заключении в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале. Вскоре после февральской революции освобожден Временным правительством по предложению министра юстиции Керенского. 29-31 мая 1917 созвал Собор российской греко-католической церкви (РГКЦ), назначив своим экзархом в России иеромонаха студита Леонида Федорова. В конце 1917 вернулся во Львов. После окончания первой мировой и распада Австро-Венгрии поддерживал идею независимой западной Украины, за что арестовывался польскими властями. Задолго до начала Второй Мировой Войны в 1939, митрополит Шептицкий пользовался огромным уважением не только среди украинского населения, но и среди среди евреев. Прекрасно владел письменным и разговорным ивритом. В 1935 году еврейская газета "Хвыля" напечатала поздравление митрополита с его 70-ти летием. Гуманистическое и толерантное отношение к евреям неоднократно служило поводом для критики деятельности А.Шептицкого. Деятельность во время немецкой оккупации Деятельность Шептицкого в годы Второй мировой войны неоднозначна. Возможно на его позицию в отношении окупационных властей повлияли те преступления которые совершил коммунистический режим на территории Западной Украины в 1939-41. Были на то и личные причины: 27 сентября 1939 в Прилбичах, брат А.Шептицкого Лев, его супруга, все члены семьи и работавшие у Шептицких крестьяне — всего 13 человек, были расстреляны работниками НКВД; над родовой усыпальницей Шептицких было совершено надругательство, семейное имение Шептицких было разорено, уничтожены ценные древние документы. В 1997 году, в Прилбичах — родовом селе Шептицких начато строительство церкви и дома-музея. Планируется установка памятника. В июне 1940 А.Шептицкий обратился с письмом к И. В. Сталину протестуя против пропаганды безбожия в школах. С одной стороны, митрополит сначала встал на путь сотрудничества с оккупационными властями.1 июля 1941, на следующий день после занятия Львова германскими войсками, обратился к пастве с приветственным посланием по этому поводу. 23 сентября 1941 после взятия Киева направил Гитлеру поздравительное письмо, в котором приветствовал фюрера как «непобедимого полководца несравненной и славной немецкой армии»: «Ваше превосходительство! Как глава УГКЦ я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины — златоглавым городом на Днепре Киевом… Судьба нашего народа отныне отдана богом преимущественно в Ваши руки… Я буду молить бога о благословлении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей Экселенции, германской армии и немецкой нации. С особым уважением Андрей граф Шептицкий, митрополит». 12 января 1942 г. Шептицкий снова пишет Гитлеру о готовности тесного сотрудничества. Бывший сотрудник абвера фельдфебель Альфонс Паулюс показал на Нюрнбергском процессе: «… Кроме групп Бандеры и Мельника, пункт абвера, а также командование абвера 202 использовали Украинскую православную церковь (УГКЦ.— Авт.). В учебных лагерях генерал-губернаторства проходили подготовку и священники украинской униатской церкви, которые принимали участие в выполнении наших заданий наряду с другими украинцами….Прибыв во Львов с командой 202-Б (подгруппа II), подполковник Айкерн установил контакт с митрополитом украинской униатской церкви. Митрополит граф Шептицкий, как сообщил мне Айкерн, был настроен пронемецки, предоставил свой дом в распоряжение Айкерна для команды 202, хотя этот дом и не был конфискован немецкими воинскими властями. Резиденция митрополита находилась в монастыре во Львове. Вся команда снабжалась из запасов монастыря. Обедал митрополит, по обыкновению, вместе с Айкерном и его ближайшими сотрудниками. Позднее Айкерн как начальник команды и руководитель отдела ОСТ приказал всем подчиненным ему отрядам устанавливать связь с церковью и поддерживать ее» (ЦГАООУ, ф. 57, оп. 1, дело 338, стр. 241—250). Следует отметить, что приписываемые А.Шептицкому высказывания с призывами о сотрудничестве с немецкими окупационными властями противречивы и порой не соотвествуют действительности. Так в 1942 г. «Послание митрополита Шептицкого к хлеборобам», содержало такой текст: «Командование немецкой армии просит меня, чтобы я огласил, что нужно платить налоги, контингенты» и т. д. В газете эти строки были опущены и получилось, что обращение «о сдаче контингента» исходит непосредственно от А.Шептицкого. Церковные власти вынуждены были обратиться в газету с просьбой восстановить истинный текст сообщения. C другой стороны, Шептицкий позже протестовал против действий немецких властей, выступал против уничтожения евреев, межнациональной розни и рискуя жизнью сам участвовал в спасении более сотни еврейских детей и нескольких семей еврейских раввинов, распорядившись укрывать их в своей резиденции, монастырях и церквях епархии, в том числе раввина Львова Давид Кахане[7], которого прятали в Соборе святого Юра. Активную помощь также оказывали крестьяне окрестных сел, предоставлявшие продукты питания, а также монахи и монашки, которые обеспечивали убежище раввинам и их семьям. В конце лета 1942 года Шептицкий организовал кампанию спасения евреев. Это, по большей части, были люди, бежавшие из гетто или из Янивского лагеря. 14 августа 1944 года 2000 еврейских детей были тайно вывезены в разные монастыри. Их прятали в криптах, в монастырских школах, детских приютах Львова и окрестностей, им были выданы фальшивые удостоверения о крещении. Шептицкий организовал подпольные группы людей, которые помогали прятать евреев. В этом участвовали монахи-студиты под руководством игумена Унивского монастыря Климентия, брата митрополита. Были разработаны специальные маршруты, которыми тайно переправляли евреев в Венгрию, где было более безопасно. В спасении евреев А.Шептицкому также оказывали значительную помощь сестра монастыря св. Иосифа Елена Витер и родной брат Климент Шептицкий, которые помогли спрятать 53 человека на обувной фабрике и в монастыре монахов-студитов. В 1946 году, в период ликвидации большевиками УГКЦ сестра Елена Витер была арестована и осуждена в общей сумме к 30 годам лишения свободы. Брат Климентий был арестован в 1947 году, осужден к 8 годам лишения свободы, умер во Владимирской тюрьме. В январе 1942 Шептицкий вместе с другими общественно-политическими деятелями Украины направляет А.Гитлеру письмо-протест против немецкой политики на Востоке. А.Шептицкий был единственным представителем церкви в Европе, кто обратился с письмом Папе Римскому и лично к Гиммлеру, протестуя против геноцида евреев[14]. В ноябре 1942 года митрополит, исходя из принципов христианских заповедей, пишет пастырское письмо «Не убей!», , адресованное в первую очередь полякам и украинцам и призвавшее усмирить прекратить вражду между ними. Гиммлер приказал арестовать А. Шептицкого. Однако Отто Франку и Карлу Ляшу, которые руководили Галичиной в то время, удалось удержать рейхсфюрера СС от этого шага — митрополит пользовался глубоким уважением среди народа и его арест мог сильно дестабилизировать обстановку. Фашисты провели обыски в Св. Юра, во времы которых вскрывали даже мощи. Прямого отношения к формированию в 1943 дивизии СС «Галичина» Шепетицкий не имел, однако делегировал каппеланов для ведения пастырской работы в ней. В своей полемике с инициатором создания дивизии бургомистром Львова В.Кубийовичем, призывал его обдумать политическкую целесообразность и моральную ответственность такого шага. Предвидя гонения со стороны советских властей, Шепетицкий добился назначения своим преемником Иосифа Слипого, ректора Львовской Богословской Академии, и хиротонизировал его во епископа. В 1944 году, сразу после входа во Львов Советской армии, Шептицкий отправил Сталину поздравительное послание, а затем и делегацию, которая "верноподданнейше" посетила московскую патриархию, Верховный Совет СССР и НКВД. А. Шепетицкий скончался 1 ноября 1944 во Львове. Похоронен в крипте Собора святого Юра — своего Львовского митрополичьего кафедрального собора. В настоящее время проходит процесс его беатификации — причисления к лику блаженных Католической церкви. После смерти А. Шептицкого и проведения ликвидации УГКЦ, в 1946 г. МГБ провело "комбинацию" в отношении священника УГКЦ И.Котива, в ходе которой была получена информация о возможных тайниках и архивах А. Шептицкого. 29.03.46 г. группой МГБ СССР в результате ареста и активного допроса монаха А. Кульбенко, были выявлены тайники в здании митрополичьих палат и прилегающих строениях, обнаружены и конфискованы значительные ценности. Из письма министра госбезопасности УССР министру госбезопасности СССР об изъятии документов и ценностей из Собора "Св. Юра" в г. Львове: * 1. Изделий из золота и драгоценных камней - 7 предметов. В том числе: брилиантов 21 карат (не считая украшений из мелких алмазных осколков-розеток) и цепь к ордену "Австрийской короны" пробы 750, весом чистого золота - 349,5 гр. Стоимостью изъятых ценностей по заготовительной оценке экспертов (в твердых закупочных ценах) - 42.820 * 2. Серебряных изделий разных - 211 шт. общим весом 42 кг 98 гр. По аналогичной оценке экспертов стоимость составляет руб. - 24.785. В числе этих изделий изъяты: o а) поднос большой весом 12 кг 300 гр. -1 шт. o б) столовый сервиз (ложки, ножи, вилки и проч.) - 180 предметов. o в) орден "Александра Невского" царского правительства - 1 шт. o г) Австрийский орден "Леопольда" - 1 шт. o д) орден "Австрийской короны" 1 кл. - 1 шт. Общая оценка изъятого, определенная экспертами в твердых закупочных прейскурантных ценах - 67.605 руб. Кроме перечисленных ценностей, в тайниках изъято большое количество церковной одежды, литературы и переписки Шептицкого, имеющей оперативно-важное значение[...] В Израиле по ходатайству Давида Кахане рассматривался вопрос о присвоении А. Шепетицкому звания "праведник мира". Однако когда дошло до голосования в 1981 году, то из 13 членов комиссии, рассматривавшей данный вопрос двое воздержались, пятеро высказались за присуждение звания и шесть против, Д. Кохане, который также был членом комиссии, воздержался. В результате звание присвоено не было. Причиной этого стало сотрудничество А.Шептицкого с немецкими оккупантами. Следует отметить, что в разное время "праведниками" были признаны некоторые члены вермахта и других служб и органов фашистской Германии, имевшие различное отношение к спасению евреев. Благотворительность и меценатство Одной из малоизвестных сторон (но значимых для освещения его как христианина) социальной деятельности митрополита стало то, что он добился от австрийского правительства помощи для вдов священников УГКЦ. В годы Второй Мировой Войны православные священники и миряне Каменца обращались к митрополиту Шептицкому с просьбой оказать финансовую и сугубо церковную помощь: предоставить книги, ризы, утварь для литургии и т. д. и митрополит в помощи не отказывал. Митрополит поддерживал деятельность украинских культурно-просветительских обществ «Просвита», «Родная школа», «Сельский хозяин». Является основателем Украинского Национального Музея, здание для которого покупает в 1905 за 34 тыс. долларов. Благодаря попечению Шептицкого в музее собрана одна из крупнейших в Европе коллекций иконописи. Церковные, гуманитарные общества: для первой Епархиальной библиотеки в г. Станиславове, митрополит передал 4 тысячи книг из личной библиотеки. При содействии митрополита был открыт Академический Дом, "Народна Личныця" (Народня Больница)(1903—1938)(которая впоследствии стала современным госпиталем обслуживавшим всё население Восточной Галиции - украинцев, поляков, евреев), неcколько гимназий; в 1932 своим ходатайством к чешскому правительству спас от закрытия украинскую хозяйственную академию основанную в 1922 в Подебрадах. Шептицкий также являлся учредителем Земельного банка во Львове (1910)[26], а также кредитного союза «Руська ощадниця» в Перемишле. На средства митрополита приобретено здание, где разместилась художественная школа В. Новакивского и мастерская М.Сосенко и О.Куриласа. Шептицкий предоставлял стипендии молодым украинским художникам для получения художественного образования в лучших учебных заведениях Европы. Им основана Львовская Богословская Академия (в 1928 г. единственный украинский вуз на территории Польши).[28] В сумме на детские дома потрачено более 1 млн долларов, включая ежегодные подарки на Песах еврейским детям из бедных семей.[29],[30], Мерами Комиссии охраны природы при Научном товариществе им. Т.Шевченка митрополит дал указание создать в Львовской митрополии заповедник кедровых лесов в п.Подлютое, и заповедник степной растительности у подножья Чёртовой Горы на Рогатинщине. Это были одни из первых природных заповедников на Украине. А.Шептицкий лично способствовал открытию курортов (Черча). Сочинения * О Российском Католическом Экзархате (1927) * Об обрядных делах (1931) * Верность традиции (1931) * Труд для соединения Церквей (1940) * Про обряды (1941) * Как строить Родной Дом (1941) Католическая энциклопедия. EdwART. 2011. Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Католическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|