|
Танкред ТарентскийТанкред Тарентский Танкред († 1112) — племянник Боэмунда Тарентского, один из участников 1-го крестового похода. Биография Когда в Южной Италии было сформировано крестоносное ополчение, Танкред примкнул к нему. Его неукротимая натура обнаружилась во время переговоров с Алексеем Комнином в 1096 году, когда вожди крестоносцев принуждены были присягнуть в вассальной верности царю: чтобы избавиться от этого позора, Танкред переплыл на Азиатский берег. Только после сдачи Никеи грекам в 1097 году, когда крестоносцы возобновили свою присягу, Танкред, не без бурного сопротивления, согласился признать себя вассалом царя. Поход от Никеи до Иерусалима сопровождался рядом рыцарских подвигов Танкреда, который вместе с Боэмундом и Робертом почти всегда был впереди. На границах Киликии Танкред и Балдуин Фландрский были отряжены для завоевания областей, где жили местные христиане, жаждавшие избавления от турецкого ига. Завоевание Киликии пошло быстро, но оба вождя так перессорились при взятии Тарса и Мамистры, как, подобно другим предводителям крестоносцев, мечтали об основании княжеств на Востоке. Осада Антиохии 1097—1098 годов дала Танкреду возможность стать героем романтических приключений, воспетых у Тасса. Из развалин монастыря он совершал со своим отрядом изумительные набеги, о которых сложились легенды. Например, он часто выезжал к позиции неприятеля, сопровождаемый лишь одним оруженосцем и устраивал засады на врагов, во время одной такой засады он в одиночку перебил отряд в 70 человек и привёз в лагерь крестоносцев их головы в качестве трофея. Во время штурма Иерусалима Танкред сделал пролом в стене и вместе с Робертом Нормандским ворвался в город в числе первых. После Аскалонской битвы (19 августа 1099 года) многие крестоносцы вернулись на родину, но Танкред остался в Святой Земле, основав в Тивериаде княжество, которое стремился расширить на счёт эмира дамасского и арабов. Смерть Готфрида Бульонского открывала норманнам — Боэмунду, князю антиохийскому и Танкреду — возможность завладеть иерусалимским престолом, но Боэмунд попал в плен к Данишменду, владетелю Севастии в 1100 году. Танкред отбил сарацин, осаждавших Антиохию, укрепил её и стал править вместо отсутствующего Боэмунда. В 1101 году погибло второе крестоносное войско. Остатки его, а с ними и Раймунд Тулузский, спаслись в Антиохии. Танкред арестовал Раймунда и отпустил его только после клятвы, что он не завоюет ни одного города между Антиохией и Сен-Жан-д’Акр. В 1104 году Боэмунд вернулся из плена, но недолго оставался на Востоке. Обширные замыслы против Византии заставили его уехать в Европу, и Танкред снова стал правителем Антиохии. Пленение Балдуина, владетеля Эдессы, отдало в его руки и этот город. Соединив силы двух княжеств, Танкред вступил в упорную борьбу с мусульманами Киликии и Сирии и с греками, внимание которых было отвлечено в Европе новым нападением Боэмунда. Танкред взял крепость Арту, разбил эмира Ризвана, вытеснил греков из Лаодикеи и Бании, завоевал Апамею на верхнем Оронте. Благодаря усобицам между сельджукскими эмирами Танкред имел возможность основать на севере Сирии княжество, превосходившее величиной и могуществом иерусалимское королевство. Но надменный нрав норманна, его честолюбие и страсть к приключениям создавали ему множество врагов даже среди христиан. Танкред поссорился с армянами, прежними союзниками крестоносцев, и с провансальцами. Война с неверными сменялась кровавой распрей между христианами. Балдуину, после освобождения из плена в 1109 году, пришлось оружием добывать обратно от Танкреда Эдессу в союзе с армянами и мусульманами. Незадолго до смерти Боэмунд признал себя вассалом Алексея. Алексей потребовал от Танкреда возвращения Антиохии. Когда последний ответил отказом, император вступил в союз с провансальцами, постоянными врагами норманнов в Сирии, и с иерусалимским королём. Война Византии с новым иконийским султаном расстроила эту коалицию, и Танкред сохранил за собою княжество в номинальной зависимости от иерусалимского короля. В 1112 году он умер, оставив своему преемнику Рожеру дель Принципато неоконченную войну с соседями. В легенде и в поэзии Танкред выступает идеалом набожного и благородного рыцаря. В нём с особенной силой отражаются религиозные и воинственные стремления эпохи. Сознание собственной греховности и жажда примирения с Богом заставили его благоговейно принять крест воина Христа. Но мистицизм уживался в нём с чисто норманнским коварством, жадностью, диким берсеркерством и ненасытным честолюбием: Танкред мог испытывать жалость к мирным и безоружным людям, например во время взятия Ерусалима 15 июля 1099 года он спас группу евреев и мусульман, что укрылись в храме Соломона, передав им своё знамя. Однако в тоже время в 1108 году он вступил в союз с врагом крестоносцев - халебским эмиром Ризваном в воойне против князей крестоносцев Балдуина Бурского и Жоселина Куртнейского или например отказался выплатить выкуп за родного дядю Боэмунда. Такова оборотная сторона идеального рыцаря. Католическая энциклопедия. EdwART. 2011. Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Католическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|