|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
Суд, или судопроизводство у ИзраильтянСуд, или судопроизводство у Израильтян (Втор.16:18 , 1Цар.7:16 , 1Цар.8:1 и др. ). Как в начале, во времена патриархальные, отец как глава семейства имел вместе право и власть судии над всеми своими домашними, даже над их жизнью и смертью (Быт.38:24 ), так, с размножением семейств, эта власть естественно перешла к главам колен и родов, которые как главы вместе с отправлением дел колен производили также и суд, исправляя должность судей над своими соплеменниками и сочленами своего народа, насколько это позволяло тогдашнее положение Израильтян в Египте. Когда Моисей освободил свой народ от рабства Египетского, тогда все искавшие правосудия естественно стали обращаться к нему, как избавителю народа, как чудесно уполномоченному Богом в качестве Его посланника, и он судил их (Исх.18:13 ). Но так как Моисей один не мог управлять судом такого множества людей, то по совету Иофора не без воли конечно Божией (Исх.18:23 ), он из всего числа старейшин Израильских избрал мудрых, разумных и богобоязненных, правдивых и бескорыстных мужей и поставил их судьями в виде начальников над тысячами, сотнями и десятками и надзирателей для колен, предписав им правильно судить, не взирая на лица, ибо творят суд Божий, а дела трудные и неудоборешимые доводить до него (Втор.1:9 ,18, Исх.18:14 ,26). Подобно этому учреждению порядка судебной расправы по делам народным сделано было распределение и по управлению войском, т.е. и здесь учреждены были тысяченачальники, стоначальники, пятидесятиначальники и десятиначальники (Чис.31:14 ). Касательно отношения судей между собою нельзя понимать их как ряд ступеней судебных инстанций, чтобы от десятиначальника, например дела восходили к пятидесятиначальнику, от сего - к стоначальнику и т.д., - в Моисеевом Законе не видно таких инстанций, напротив каждый судья в своей области окончательно решал сам малые дела и только трудные представлял на решение Моисей. Эти общие постановления относительно Судей оставались между Израильтянами и в последующие времена, когда они обладали уже Обетованною землею. Для этого Моисеем сделано было общее распоряжение: "Во всех жилищах твоих поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтобы они судили народ судом праведным, не извращая закона" (Втор.16:18 ). Эти судьи, без сомнения, были учреждаемы из старейшин, потому что, говоря о разных судебных случаях, Моисей предоставляет суд старейшинам (Втор.21:18 ,21, Втор.22:13 ,15,18, Втор.25:2 ,8). Но для затруднительных дел, которые при жизни Моисея предоставлены были ему самому для решения, после него должен был устроиться высший суд, который должен был иметь свое заседание в Святилище и состоять из священников и судей, под председательством первосвященника и светского судьи во главе (Втор.17:8 ,12, Втор.19:16 ,19, Втор.21:2 ,5). Во дни Судей суд производили Судьи, как призванные к сему Господом (Суд.3:9 ,10, Суд.4:4 ,5). После последнего Судьи, который был вместе первосвященником (1Цар.4:18 ), высшая судебная власть вместе с правительственною властью перешла к пр. Самуилу (1Цар.7:15 , 1Цар.12:3 и далее) и потом к царям. Доступ к царю был открыт всякому подданному ищущему суда (2Цар.15:2 ,6, 2Цар.14:4 , 3Цар.3:16 ). По окончании войн, когда приведены были в порядок устройство царства и в особенности Богослужение, Давид назначил шесть тысяч левитов судьями и писцами в разных городах для наблюдения и расправы как в делах религиозных, так и в мирских (1Пар.23:4 , 1Пар.26:29 ,32). Еще более для благоустройства суда сделал Иосафат. Он не только поставил судей по всем укрепленным городам из старейшин, конечно, и священников (2Пар.19:5 и далее Втор.21:5 , Втор.16:18 ), но устроил еще в Иерусалиме верховное судилище из левитов, священников и племенных начальников, чтобы творить суд Иеговы и разрешать судебные тяжбы. В этом суде председательствовали - первосвященник для дел Иеговы и князь дома Иудина для дел царя; к нему же были определены левиты, как писцы. Это судилище имело своим назначением давать приговор по всем трудным делам, которые будут поступать к нему от местных судов (2Пар.19:8 ,11, Втор.17:8 ,18, Втор.19:16 ,18, Пс.121:5 ). Около времен Иисуса Христа и апостолов у Евреев было три судилища: 1) верховный совет или синедрион в Иерусалиме, состоящий из 71 члена, во главе которого был председатель, коим мог быть первосвященник и вице-президент. Здесь решались самые важные дела. 2) Средний суд состоял из 23 членов и был в главных городах. 3) Низший суд состоял из 3-х членов (Мат.5:22 ). Самое судопроизводство и порядок суда были очень просты. Судьи должны были во всякое время судить народ (Исх.18:22 ). Во время Моисея суд происходил пред Скинией, где он заседал с Аароном и князьями общества, чтобы давать решение о праве и законе (Чис.27:2 , см. Исх.18:19 ). Судьи в городах, по обычаю древнего Востока, имели свое седалище у ворот (Втор.21:19 , Втор.22:15 , Прит.22:22 , Ам.5:14 ,15), на открытом месте города, где также была базарная площадь (4Цар.7:1 ). Сюда пред них являлись тяжущиеся, принося свои жалобы устно (Втор.1:16 , Втор.21:20 , Втор.25:1 ), а подсудимый, если он сам не являлся, был призываем (Втор.25:8 ). Адвокатов или поверенных в Ветхом Завете не встречается. Даже самые высшие судьи народа решали дела публично: Девора - под пальмою (Суд.4:5 ), цари - в воротах и во дворе дворца (2Цар.15:2 ,6, 2Цар.14:4 и далее 3Цар.3:16 ). Соломон при своем дворце устроил притвор для судилища с престолом, с которого судил (3Цар.7:7 ). Позднее князья Иудины производили суд в зале царского дворца (Иер.26:12 ), но при этом из дома царя переходили в храм, при входе в новые ворота, судить Иеремию (Иер.26:10 и далее). Судье поставляется в обязанность тщательно расследовать и строго испытывать обвинения и объяснения (Втор.1:16 , Втор.13:14 ). Для удостоверения в истине довольствовались иногда простыми признаками (Исх.22:13 , Втор.22:25 ), даже словом отца и матери, обвиняющих непокорного сына (Втор.21:18 ,21). Обыкновенным средством дознания истины служили свидетели. Закон при этом требовал не менее двух или трех свидетелей (Втор.19:15 , Мат.18:16 , 2Кор.13:1 , 1Тим.5:19 ), особенно в уголовных делах (Втор.17:6 , Чис.36:30 ). При том предписывалось строгое испытание свидетелей, и кто обличался в ложном свидетельстве, тот сам подвергался тому же наказанию, какое угрожало виновному (Втор.19:18 ). Где не доставало свидетелей, например при воровстве, должна была решать дело клятва (Исх.22:10 ,11, Евр.6:16 ). Иногда, за неимением доказательств и средств к открытию истины, бросали жребий (Нав.7:14 , 1Цар.14:40 ). Жребий употреблялся как непосредственное Божественное решение (Прит.16:33 , Прит.18:19 ). Принудительные средства, пытки, заключения в темницу чужды были закону Моисееву; они явились поздно, под чужим владычеством (Лук.12:58 ). Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. арх. Никифор. 1891. Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|