|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
ЗемледелиеЗемледелие (2Мак.12:1, Быт.26:12 и др. ). Из самой глубокой древности, земледелие считалось одною из главнейших отраслей человеческой деятельности. Еще в саду Едемском земледелие было возложено как обязанность на наших первых прародителей (Быт.2:15 , Быт.3:17 ). Старший сын Адама, Каин, был земледелец (Быт.4:2 ). Ной после потопа, занимался земледелием, и все патриархи, при пастушеской жизни своей, не пренебрегали оным (Быт.26:14 , Иов.1:3 ,15). Вообще земледелие у Евреев пользовалось всеобщим уважением и его не чуждались даже люди богатые и знатные. Примеры сего видим в Воозе, Гедеоне, Сауле, пр. Елисее и др. (Суд.6:11 , 1Цар.11:5 , 3Цар.19:19 ). Моисей, который был обучен всей премудрости Египетской (Деян.7:22 ), давал земледелию очень важное значение в земле Иудейской, и по занятии Израильтянами земли Обетованной, земледелие сделалось одним из оснований закона Моисеева. Земля принадлежала Иегове. Моя есть земля, говорит сам Бог о Себе (Лев.25:23 ), и даруя ее своему народу, Он повелел равномерно разделить ее по числу имен лиц мужеского пола. Сообразно с этим при Иисусе Навине земля и была разделена на участки, и каждый по особому размежеванию получил известный участок (Нав.27:5 , Ам.7:17 и др. ). Земля Обетованная была весьма плодородна и земледельческий труд вознаграждался щедро; требовалось только достаточное орошение. Для этого кроме источников и ручьев служили обычные в Палестине осенние и весенние дожди и обильная роса с неба, которые были высоко ценимы, как величайшее благодеяние Божие (Втор.8:7 , Втор.11:10 ,15, Втор.32:2 и др.); не пренебрегали впрочем и искусственными средствами для улучшения и удобрения почвы: очищали поля от камней (Ос.12:11 ), от сорных трав (Прит.24:30 ,31), устрояли различные каналы и проводили воду в поля (Пс.1:3 , Прит.21:1 ), удобряли почву сожжением на ней соломы, мякины и т.п. и покрывали ее навозом (Ис.25:10 , Пс.82:11 , Лук.14:35 ). Земледельческими орудиями служили: <<плуг, <<борона, <<рожон, лопата или заступ. Животными человеку помогавшими при земледельческих работах были следующие: вол, корова и осел. Семена или зерна, употреблявшиеся для посева, преимущественно были: пшеница, просо, полба, ячмень (Иов.31:40 , Ис.28:25 , Иез.4:9 ). Земледельческие работы начинались в конце октября или в ноябре и продолжались до половины февраля. Сеять начинали после праздника Кущей, при первом осеннем или раннем дожде. Перед посевом поле вспахивалось и паханье производилось плугом (Лук.9:62 ), при этом ярмо возлагалось на шею животного и прикреплялось к плугу, отчего ярмо всегда служило образом рабства, ига, неволи и т.п. (Иер.2:20 , Иер.27:2 , Ос.10:11 , Наум.1:13 , Гал.5:1 ). Из сего можно видеть, что вспахивание земли у Евреев было не сложно и что достаточно было даже одного вола для упряжки в плуг. Засевание поля различными семенами было запрещено законом (Втор.22:9 ). Порядок в засевании полей ясно сказывается у пр. Исаии (Ис.28:24 , 28). Засеянные поля охранялись караульщиками или уторожами (Иов.27:18 ), которые помещались в нарочно устроенных для сего шалашах. Впрочем закон предоставлял право прохожим срывать колосья, но употребление серпа при сем не дозволялось (Втор.23:25 , Мат.12:1 ). Кроме того каждые 3 года вносилась с полевых произведений десятая часть в пользу бедных (Втор.14:28 , Ам.14:4 и др. ). Первый сноп жатвы, начинавшейся обыкновенно во второй день Пасхи (16 апреля), приносили пред Господом (Лев.23:10 ,14). Таким образом от посева, т.е. с декабря, до жатвы проходило около 4-х месяцев (Иоан.4:35 ), а самая жатва продолжалась обыкновенно 7 недель, т.е. от Пасхи до Пятидесятницы (Втор.16:9 ). Время жатвы, особенно при обильном урожае, проводилось очень весело. Жницы пели песни, веселились и радовались (Пс.9:3 , Пс.125:6 ). Сжатые колосья клали на землю, потом сгребали руками и связывали в снопы веревками; затем снопы сносились в скирды (Пс.128:7 , Быт.37:7 и др.), после чего их свозили на телегах на гумно и складывали в кучу (Мих.4:12 , Иов.5:26 ). Забытый в поле сноп оставался в пользу бедных (Втор.24:19 ). Гумно, находившееся обыкновенно на самом поле, на пригорках для стока воды, представляло собою круглую площадку без стен и крыши, только со всех сторон его окружала невысокая ограда, сложенная из мелких камней, чтобы зерна не попадали на сторону; земля на нем выравнивалась и крепко убивалась (Суд.6:37 , Руф.3:8 ). Первобытный способ молочения большею частью состоял в выколачивании или вытаптывании зерен ногами волов и лошадей (Суд.7:11 , Руф.2:17 ); впрочем для сего употреблялись и так называемые зубчатые молотильные доски и железные молотилки, которыми пользовались и для наказания (Суд.8:7 , 2Цар.12:31 и др. ). Легкие зерна молотились палкою (Ис.28:27 ). После молотьбы, для очищения зерен от соломы и мякины, их веяли видами или лопатами, бросая вверх при легком ветре (Ис.30:24 , Иер.4:11 , Мат.3:12 и др.), а затем пшеницу убирали в житницы, а солому сжигали огнем. "Лопата Его (которою веют хлеб) в руке Его, говорил Иоанн Креститель о грядущем Мессии, и Он очистит гумно свое и соберет пшеницу свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым" (Мат.3:12 , Лук.3:17 ). Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия.. арх. Никифор. 1891. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Религия, верования » Библия. Ветхий и Новый заветы. Синоидальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|