СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ


СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ
    СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ, условно выделяемый в истории античного платонизма хронологический период после закрытия платоновской Академии в Афинах в 88 до н. э. (см. также Филон из Ларисы) и до Плотина (хотя еще ученики Плотина Амелий и Порфирий сохраняют ряд среднеплатони-ческих установок). В доктринальном плане переход от Среднего платонизма к неоплатонизму означал жесткое противопоставление сферы бытия вышебытийному началу - первому богу, единому, или благу; а в пределах ума-бытия - тождество демиурга платоновского «Тимея» и ума, в пределах которого помещается образец-парадигма).
    По основной философской установке Средний платонизм противопоставлен предшествующему скептическому периоду как догматизм (начиная с Антиоха Аскалонского), институционально не связанный с Академией, и развивающийся в ряде центров (Александрия, Рим, Афины, Херонея, Смирна, Апамея).
    Начиная с Евдора Александрийского платонизм возвращается к свойственной Платону и Древней Академии пифагорейской ориентации (ср. также Трасилла, издателя известного нам корпуса платоновских сочинений, Плутарха Херонейского, Модерата, Никомаха из Герасы, Нумения Апамейского), в пределах которой развивается сакрализация образа Платона (Апулей) и его текстов (прежде всего - «Тимея» - у Евдора Александрийского, Плутарха Херонейского, Теона Смирнского; и «Парменида» - вероятно, уже у Модерата; ср. также «Второе Письмо», представляющее собой, скорее всего, пифагорейскую подделку).
    В отношении к другим школам Средний платонизм обнаруживает разные тенденции: антиаристотелевская (Евдор, Лукий, Никострат, Аттик) сопровождается стремлением вместить аристотелизм в качестве пропедевтики (прежде всего логической) платоновского учения, что ярко проявилось у Алкиноя, для которого также характерна - вопреки резкому антистоицизму Плутарха Херонейского - стоическая ангажированность (ср. также Анонимный Комментарий к платоновскому «Теэтету»), в связи с чем вообще говорится об эклектическом характере платонизма этого периода.
    Популярный платонизм, развивающийся во 2 в. н. э. (Апулей, Максим Тирский), имеет в качестве основы две школьные тенденции: составление учебников платонизма (Апулей, Алкиной) и комментирование текстов Платона (Альбин, Анонимный комментарий к платоновскому «Теэтету», ср. также Кальвена Тавра, Аттика, Гарпократиона из Аргоса; вариант школьного догматического платонизма как базы медицинской теории дает Гален).
    Антихристианская тенденция Среднего платонизма (Цельс, который, по слову Оригена, ?? ??????? ??????????? ????? - С. Cels. IV 83, ср. тж! Порфирий) сопровождается, с одной стороны, стремлением объединить Платона и Моисея (Нумений), с другой, - противопоставить христианству собственный богооткровенный текст («Халдейские оракулы»; изданные Порфирием «Эннеады» Плотина, открывающего неоплатонизм).
    Но уже в самом начале эпохи Среднего платонизма мы находим фигуру Филона Александрийского, продемонстрировавшего возможный путь принципиального расширения базы опорных текстов платонического философствования и нашедшего широкий отклик в христианском богословии.
    На перепутьях указанных тенденций платонизм этого периода постепенно обретает те качества, которые позволили ему остаться единственной школой, пережившей смерть язычества, сумевшей сохранить и реально приумножить духовные богатства античной философии, обеспечив ей преемственность в христианстве Византии и Запада, а также в мусульманской философии.
    Источники: Baltes M, Dorrie H. (hrsg.). Der Piatonismus in der Antike. Grundlagen -System - Entwicklung. Sammlung, Edition, Ubersetzung und Kommentierung aller zum Piatonismus - besonders der Periode 80 v. Chr. - 300 n. Chr. Einschlagigen Texte. Ubergreifende Darstellung. Bd. VI 1-2. Stuttg.; Bad Cannstatt, 1987-2002-.
    Лит.: WittR. E. Albinus and the History of Middle Platonism. Camb., 1937; ENTRETIENS 3. Recherche sur la Tradition Platonicienne. Sept Exposes. Vandoeuvres-Geneve, 12-20 aout 1955. Vandv.; Gen., 1955; Dorrie H. Die Frage nach dem Transzendenten im Mittelpiatonismus, -ENTRETIENS 5. Les Sources de Plotin. Dix Exposes et Discussions, 21-29 aout 1957. Vandv.; Gen., 1960, p. 191-242; Idem. Platonica minora. Munch., 1976; Kramer H. J. Piatonismus und hellenistische Philosophie. В.; ?. ?., 1971; Dillon J. The Middle Platonists: A Study of Platonism 80 B.C. to A.D. 220. L., 1977 (19962); Zintzen C. (hrsg.). Der Mittelplatonismus. Darmst, 9S;Lilla S. Introduzione al medio platonismo. R., 1993; Шичалин Ю. А. К вопросу о платонической традиции (рец. на книгу H. J. Kramer. Piatonismus und hellenistische Philosophie), - ВДИ, 1981, 3, с. 190-194; Он лее. История античного платонизма в институциональном аспекте. М., 2004, с. 246-260.
    Библ.: Deitz L. Platonisme anterieur a Plotin, - ANRWII 36, 1, 1987, p. 124-128.
    Ю. A. ШИЧАЛИН

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.


Просмотров: 935
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Античная философия





Другие новости по теме:

  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • «СРЕДНЕГО» И «НОВОГО СРЕДНЕГО КЛАССА» ТЕОРИИ
  • АНОНИМНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ПЛАТОНОВСКОМУ “ТЕЭТЕТУ”
  • АНОНИМНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ТЕЭТЕТУ
  • ВОЗРАСТ СРЕДНИЙ
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • ПАРАМНЕЗИЯ, также псевдомнезия
  • ПЛАТОНИЗМ
  • ПЛАТОНИЗМ
  • ПЛАТОНИЗМ
  • ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ГЕНЕТИКА, также психогенетика
  • ПРИЧИННЫЙ РЯД, также причинная цепь
  • ПСИ-ФЕНОМЕН, также парапсихологический феномен
  • ПСИХОМЕТРИЯ, также чтение по предмету
  • Платонизм
  • РАЗВИТИЕ, также эволюция, генезис
  • СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ
  • СРЕДНИЙ КЛАСС
  • СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ
  • Средний Платонизм
  • Средний возраст (middle age)
  • Средний мозг
  • УБЕЖДЕНИЕ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ, также «промывание мозгов»
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • ФИЛОСОФИЯ ЧУВСТВА, также философия веры
  • ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ПЛАТОНИЗМ
  • ФЛОРЕНТИЙСКИЙ ПЛАТОНИЗМ
  • ЭТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, также м о ральная теология
  • платонизм в науке
  • средний режим



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь