АНАКСИМАНДР


АНАКСИМАНДР
    АНАКСИМАНДР ????????????) из Милета (ок. 610 - после 546 до н. э.), древнегреческий философ и ученый, второй представитель Милетской школы, ученик Фалеса. Ок. 546 до н. э. опубликовал первое научно-философское сочинение греков, трактат «О природе» (сохранились только фрагменты и пересказы), положивший начало ионийской естественной истории или «физиологии» и стоящий у истоков западной физики, географии, астрономии, геологии, метеорологии и биологии. В этом трактате А. дал всеобщую историю космоса от момента его возникновения из первоматерии до происхождения живых существ и человека, а также впервые предложил геометризованную геоцентрическую модель мира, господствовавшую в астрономии в течение всей Античности и Средневековья до Коперника. Если в народных и поэтических представлениях Земля «растет» корнями из преисподней, а в космологии Фалеса «плавает» на мировом океане, то в космологии А. она «висит» в безграничной бездне и занимает лишь малую часть Вселенной. Книга А. - первый текст в истории человечества, в котором происхождение и устройство мира рассматриваются не мифологически и не в контексте религиозного ритуала, а строго рационально и эволюцион-но - методом естественных аналогий и реконструкции прошлых («невидимых») состояний на основании реликтовых фактов, доступных эмпирическому наблюдению.
    По ?., Вселенная бесконечна во всех направлениях и наполнена газообразной материей, лишенной видимых качественных различий и находящейся в непрекращающемся движении, присущем ей имманентно. Позднейшие авторы описывают эту первоматерию то как «беспредельное» (апейрон), то как «промежуточное вещество» (напр., среднее между огнем и воздухом), то как «смесь» бесчисленных простых веществ. В космогонии А. спонтанно возникший «вихрь» вызывает разделение идеальной смеси на физические противоположности горячего и холодного, влажного и сухого и т. д. Твердые и холодные частицы, собравшись в центре вихря, образовали землю, легкие и горячие оказались вытолкнуты на периферию (небо и звезды). Нейтральное состояние сменилось поляризацией враждебных космических стихий, противоборство которых создало расчлененный видимый космос. Холодный непроницаемый воздух (аэр) обволок огонь и замкнул его в три гигантских вращающихся «колеса», оставив огню по выхлопной «отдушине» - эти отдушины люди называют Солнцем, Луной и звездами. Огонь Солнца, «питаясь» влагой, испарил большую часть первобытного океана (о чем свидетельствуют раковины и окаменелости рыб, находимые в глубине материка); в будущем, оставшись без «пищи», он потухнет, небесные колеса остановятся и остатки нашего мира, как труп, разложатся в «безграничной природе». Таких миров, находящихся в различных стадиях рождения и гибели, бесконечно много. Имея в виду этот процесс, А. дал первую формулировку закона сохранения материи: «Из каких начал вещи возникают, в те же самые им и йогибнуть суждено, ибо они дают справедливое возмещение ущерба в установленное время» (DK12 В 1). Все единичные существа (в т. ч. миры) существуют «в долг» и в предустановленный срок погибают, возвращая заимствованные элементы «безграничной природе», которая одна остается «нестареющей» и «вечной».
    Предложенная А. первая теория естественного происхождения жизни содержала эволюционные догадки, опередившие свое время: первые живые существа зародились на дне моря и были покрыты колючей кожей (вероятно, гипотеза, основанная на наблюдении окаменелостей вымерших иглокожих). Так как человеческий детеныш беспомощен и не может выжить без родителей, то первые люди должны были зародиться в животных другого вида - неких рыбоподобных существах, которые их выкормили. Прилагавшаяся к трактату «О природе» географическая карта положила начало античной картографии. А. приписывается также изобретение астрономических инструментов — гномона и небесного глобуса.
    Фрагм.: DKI, 81-90; Maddalena А. (ed.) Ionici. Testimonianze е frammenti. Fir., 1970; Colli G. La sapienza greca. Vol. 2. Mil., 1977, p. 153-205; Conche M. Anaximandre. Fragments et temoignages. P., 1991; ЛЕБЕДЕВ, Фрагменты, 1989, с. 116-129.
    Лит.: Kahn Ch. Anaximander and the Origins of Greek Cosmology. N. Y., 1960; Classen С J. Anaximandros, - RE, Suppl. 12, 1970, col. 30-69 (лит.); Idem. Anaximander and Anaximenes: the earliest Greek Theories of Change? - Phronesis 22, 1977, p. 89-102; Лебедев A. B. TO ???????: не Анаксимандр, а Платон и Аристотель, - ВДИ, 1978, 1, с. 39-54; 2, с. 43-58; Он же. Геометрический стиль и космология Анаксимандра, -Культура и искусство античного мира. М., 1980, с. 100-124.
    А. В. ЛЕБЕДЕВ

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.


Просмотров: 1293
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Античная философия





Другие новости по теме:

  • "ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ"
  • “РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ”
  • “СИСТЕМА ПРИРОДЫ, или О законах мира физического и мира духовного”
  • “Трактат о человеческой природе”
  • «ОСНОВАНИЯ НОВОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕЙ ПРИРОДЕ НАЦИЙ»
  • «СИСТЕМА ПРИРОДЫ, ИЛИ О ЗАКОНАХ МИРА ФИЗИЧЕСКОГО И МИРА ДУХОВНОГО»
  • «ТРАКТАТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ»
  • АНАКСИМАНДР
  • АНАКСИМАНДР
  • АНАКСИМАНДР
  • АНАКСИМАНДР из Милета
  • Анаксимандр
  • ВНЕВРЕМЕННОСТЬ МИРА
  • Гипотеза справедливого мира
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • КАРТИНА МИРА
  • МАНИФЕСТ МИРА
  • МИРА БАИ
  • МОДЕЛЬ МИРА
  • Модель мира
  • Модель мира
  • О природе логики
  • Образ Мира
  • СЕРЕДИНА МИРА
  • Стихии мира
  • Творение мира
  • Трактат о человеческой природе
  • Хранители мира
  • образ мира
  • расколдовывание мира



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь