МАКСИМ ЭФЕССКИЙ


МАКСИМ ЭФЕССКИЙ
    МАКСИМ ЭФЕССКИЙ (??????? ? ???????) (ок. 310 - ок. 372 н. э.), греческий философ-платоник, ученик Эдесия Каппадокийского (см. Пергамская школа), учитель и приближенный имп. Юлиана. Происходил из знатного рода и владел внушительным состоянием (Eunap. V. Soph. 473), которое преумножил благодаря роли популярного предсказателя и чудотворца при дворе имп. Юлиана (Ibid., 476, 477, 478). Юлиан познакомился с М. ок. 351/2; по сообщению Либания, именно М. ввел Юлиана в мистерии «по халдейским обрядам» в подземном храме Гекаты в Эфесе (Liban. Or. 13, 12). Когда Юлиан занял престол в 361, он пригласил М. к своему двору в Константинополь; М. оставался рядом с Юлианом вплоть до его гибели во время персидской кампании, и был свидетелем его смертного часа (Ammian, XXV 3). Впоследствии М. при имп. Валенте и Валентиниане попал в немилость и в 364 был заключен в тюрьму, откуда его освободили благодаря вмешательству Фемистия. В 370 приговорен к смерти по обвинению в участии в заговоре с целью убийства императора и колдовстве (?? ?????????? ????????, Socr. Hist. Eccl. Ill 1, 50), казнен в 371/2 на родине в Эфесе (Eunap. V. Soph. 478-480; Ammian, XXIX 1, 42 и др.).
    В соч. Евнапия «Жизни философов и софистов» М. изображен в духе после ямвлиховской историографии «божественным мужем», теургом, мистиком, прибегавшим к экстатическим состояниям (ср. Eunap. V. Soph. 475), и предсказателем (т. е. тем, кто занимается ?????????), толковавшим волю богов и склонявших их силу на свою сторону; по Евнапию, М. профессионально занимался предсказаниями, и большую часть его клиентов составляли придворные имп. Юлиана. С самим императором М. состоял в переписке, сохранилось несколько писем, ему адресованных. В одном из них Юлиан обращается к М. с просьбой дать оценку его литературному творчеству и решить, стоит ли публиковать его сочинения. О почтительном отношении Юлиана к М. говорит и обращение ????????? (вождь, руководитель), которое использует Ю. О личности М. в связи с его влиянием на имп. Юлиана сообщают историк Аммиан Марцеллин, ритор Либаний, Фемистий, церковные авторы Зосима, Сократ Схоластик, Созомен, Фео-дорит.
    Согласно Суде (Suda, M 174, 1), M., учитель Юлиана, и Максим Византийский - одно лицо (что неверно, ср. Socr. Hist. Eccl. Ill 1, 48), и этому Максиму приписываются сочинения: «О неразрешимых противоречиях» (???? ?????? ??????????), «О началах» (???? ????????), «О числах» - и некий «комментарий на Аристотеля» (???????? ??? ???????????). Возможно, M. действительно был автором комм, к «Категориям» Аристотеля (ср. Simpl. In Cat. 1,15 сл.), что было исключительным фактом в истории Пергамской школы. Упомянутое сочинение «О началах» сохранилось, однако авторство этой гекзаметрической поэмы, посвященной астрологической прогностике, принадлежит не М. Эфесскому, но Максиму Эпироту.
    Лит.: Delflm Santos F. Maxime (d'Ephese?), - DPhA IV, 2005, p. 313-322. См. лит. к ст. Пергамская школа.
    М. А. СОЛОПОВА

Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. . 2008.


Просмотров: 902
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Античная философия





Другие новости по теме:

  • “О НАЧАЛАХ (Опыт христианской метафизики)”
  • «К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»
  • «ТЕОЛОГИЯ АРИСТОТЕЛЯ»
  • «ТРАКТАТ О НАЧАЛАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ»
  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ
  • Аммиан Марцеллин
  • ИСТОРИИ ИДЕЙ ШКОЛА
  • Иллюзия Аристотеля
  • КОВАЛЕВСКИЙ Максим Максимович
  • МАКСИМ
  • МАКСИМ ГРЕК
  • МАКСИМ ИСПОВЕДНИК
  • МАКСИМ ПЛАНУД
  • МАКСИМ ТИРСКИЙ
  • МАКСИМ ТИРСКИЙ
  • МЕСЯЦ Одно из двенадцати главных подразделений года. Первоначально в солнечном календаре месяц в принципе должен был соответствовать знаку Зодиака, хотя в нынешнем календаре это соответствие утеряно. Названия месяцев, во многих отношениях утратившее
  • Максим Грек
  • О началах
  • ПЕРГАМСКАЯ ШКОЛА неоплатонизма
  • Учитель
  • Эфесский ""Разбойничий"" Собор
  • ЮЛИАН
  • ЮЛИАН ТЕУРГ
  • ЮЛИАН ФЛАВИЙ КЛАВДИЙ
  • ЮЛИАН ФЛАВИЙ КЛАВДИЙ
  • ЮЛИАН ХАЛДЕЙ
  • ЮЛИАН ХАЛДЕЙ
  • Юлиан
  • сочинения, светоч истины распространяющие
  • учитель страны



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь