|
КРИТОЛАЙКРИТОЛАЙ КРИТОЛАЙ (?????????) из Фазелиды (1-я пол. 2 в. до н. э.), схоларх Перипатетической школы после Аристона Кеосского (возможно, ок. 190/180). Вместе с академиком Карнеадом и стоиком Диогеном Вавилонским К. участвовал в знаменитом философском посольстве от Афин в Рим в 155. Известно, что К. возражал против учения стоиков о мировых пожарах, отстаивая тезис о вечности космоса. Аргументы К. сохранил Филон Александрийский в трактате «О вечности мира»: 1) космос вечен, потому что он есть причина собственного существования и 2) космос вечен, потому что вечен человеческий род. Рассуждение К. в том и другом случае носят несколько софистический характер. В первом рассуждении, исходя из того, что «причина собственного здоровья не подвержена заболеванию и причина собственной бессонницы бессонна», К. заключает, что и причина собственного существования должна быть вечна. Что космос причина собственного существования признается им на том основании, что он есть причина существования и для всех прочих сущих (см. Philo. Aetern. 70, 1-5). Второе рассуждение, от противного, основано на переходе от части к целому: «Если космос возник, необходимо, чтобы и Земля возникла; если возникла Земля, то возникло и все человечество. Но человек вечен в смысле вечности человеческого рода, что будет доказано. Следовательно, космос вечен» (fr. 13 = Philo. Aetern. 6, 1-5); Кроме того, К. учил, что время представляет собой не сущность (?????????), а понятие или меру (????? ? ??????), fr. 14 (=Stob. I 8, 40); что душа энтелехия, а разум эфирной природы; исправил аристотелевское определение счастья, понимая счастье как полноту (??????????) душевных, телесных и внешних благ, где добродетель имеет не больше веса, чем остальные блага. В трактовке понятия эвдемония-счастье К., по-видимому, усвоил и стоическую терминологию (ср. «правильное мышлене», ???????????), хотя в этике в целом критиковал стоиков за их учение о страстях. Фрагм.: WEHRLI, Die Schule X. Hieronymos von Rhodos. Kritolaos und seine Schuler, 19692, S. 49-58 (Komm.: S. 61-74). Лит.: Olivier F. De Critolao Peripatetico. Diss. В., 1895; Wehrli F Der Peripatos bis zum Beginn der romischen Kaiserzeit, - GGPh, Antike 3, 1983, S. 588-591 ; White S. A. Happiness in the Hellenistic Lyceum, - Eudaimonia and Weil-Being: Ancient and Modern Conceptions. Edd. L. J. Jost, R. A. Shiner. Kelowna, 2003, p. 73-85. M. А. СОЛОПОВА Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция. П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин. 2008. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Античная философия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|