|
ГОСУДАРСТВОГОСУДАРСТВО «ГОСУДАРСТВО» (???????? ? ???? ???????; подзаголовок: «О справедливости»), диалог Платона, завершающий зрелый период его творчества. Сам Платон, по-видимому, считал исследование истинных принципов человеческого общежития и проведение их в жизнь главной задачей философии и, соответственно, «Г.» и «Законы» - важнейшими своими сочинениями. Этика и политика для Платона не автономные отрасли философского знания; они неразрывно связаны с теологией, онтологией и психологией. Поэтому в «Г.» не только рассматриваются существующие типы государственного устройства, принципы правильного устройства общества и все вытекающие из них подробности, но и излагается учение об идеях, как оно к тому времени понималось Платоном; учение о Боге как высшем благе и источнике бытия; учение о душе, о трех ее частях и о посмертной участи; учение о познании и науках. Собственно, «Г.» может считаться изложением всей философской системы Платона зрелого периода его жизни, за исключением физики, которая будет изложена в «Тимее», и диалектики, которой будут посвящены «Софист» и «Парменид». Вероятно, первая из десяти книг «Г.» была написана намного раньше остальных; по характеру она мало отличается от ранних сократических диалогов Платона: Сократ предлагает собеседникам выяснить, что такое справедливость сама по себе как индивидуальная добродетель. В споре опровергаются ложные мнения о том, что справедливость есть воздаяние каждому должного или право сильнейшего или что счастлив может быть только несправедливый человек. Как в большинстве сократических диалогов, истинное понятие справедливости не выясняется; достигается лишь согласие, что справедливый будет счастлив, поскольку обладает достоинством души, даже при отсутствии успеха, богатства и прочих внешних благ. Далее предлагается искать определения справедливости как таковой путем аналогии - путем исследования справедливости в государстве (полисе, т. е. гражданской общине). Во II—VI книгах рассматривается наилучшее из всех мыслимых общественное устройство. Оказывается, что справедливость в таком обществе - это гармония составляющих его сословий («целое», 433а): «заниматься каждому своим делом и не вмешиваться в чужие - это и будет справедливостью» (Там же). Таких сословий, или классов в правильно устроенном государстве, по Платону, должно быть три: ремесленники (??????????) (в него входят крестьяне, собственно ремесленники, торговцы, всяческие посредники и сфера обслуживания); стражи (воины, аристократия) и правители (философы). Общественная справедливость заключается в том, чтобы каждое низшее сословие (и каждый гражданин в нем) повиновалось руководству высшего, не стремясь занять несвойственное ему место. Индивидуальная справедливость (искомое первой книги) заключается в том же применительно к частям души. Ибо членение человеческой души аналогично членению общества: высшему философскому сословию в душе соответствует разум; он должен править. Второму - аристократическому сословию стражей - соответствует аффективная часть души, «яростный дух» (?? ?????????), или чувство чести, обеспечивающий, в частности, такие добродетели, как мужество, или способность оказать сопротивление, и кротость, или способность повиноваться. Третья часть души, аналог низшего сословия демиургов, обеспечивающего удовлетворение материальных потребностей общества, - вожделеющее начало (?? ????????????). Если аффективное начало в человеке повинуется разумному, а вожделения подчиняются двум высшим, разуму и чести, то человек добр, справедлив и счастлив; если же одно из низших начал будет проявлять своеволие и претендовать на власть, человек будет порочен и несчастлив; в конечном счете душевно болен, ибо в государстве его души воцарится мятеж и смута. Такому тройственному членению человеческой души и общества отчасти соответствует в философии Платона и строение большого мира, космоса: вверху разумный идеальный умопостигаемый космос, Ум как таковой, венчающийся Идеей блага, или Богом; ниже - мировая душа, состоящая из рациональной и иррациональной части (см. «Тимей» и «Законы»); ниже — управляемый ими и благодаря им существующий телесный космос, прекрасный и упорядоченный, пока не выходит из повиновения (см. «Политик»). Поэтому-то управлять наилучшим государством и должен философ, т. е. тот, кто способен непосредственно созерцать устройство умопостигаемого мира и видеть, как правит им верховное Благо, чтобы затем переносить те же законы в жизнь своего общества: хороший правитель должен созерцать звездное небо. Аналогия, или, скорее, тождество структуры общества и отдельной человеческой души, означает, что благополучие (справедливость) государства непосредственно обусловлено нравственным благополучием (добродетелью) составляющих его граждан. Следовательно, первейшая задача государственного строительства - создание наилучших граждан, т. е. воспитание, и более того - выведение их породы. Философ-правитель должен отбирать наиболее перспективных производителей мужского и женского пола, составлять самые подходящие пары и соединять их в наиболее благоприятные (астрономически вычисленные) сроки для производства наилучшего потомства. Из этого потомства позднее отбираются младенцы с лучшими задатками, и только к ним будет применяться во всей полноте система воспитания, разработанная Платоном в VI и VII книгах диалога. Именно их будут обучать, помимо обычных гимнастики, военного искусства и проч., специальным курсам геометрии, арифметики, музыки и диалектики, и из них будут пополняться сословия правителей и стражей. Именно для них будет установлен строгий распорядок жизни: общность имущества (точнее, запрет на собственность), общность жен и детей (точнее, запрет на половую жизнь вне строгого распорядка по приказу сверху и запрет распоряжаться своими детьми). Здесь должно будет царить равноправие полов и дух состязательности и всеобщей дружбы одновременно. Именно они должны быть ограждены от торговли и поэзии (за исключением строжайше проверенной и специально для них составленной философами) как двух источников растления. При этом следует помнить, что самая многочисленная часть идеального платоновского государства - «ремесленники» - живет вне этого строгого и экстравагантного порядка, сообразуясь со своими привычками и желаниями (диктуемыми природой низшей, «вожделеющей» части души - т. е. с собственностью, семьей, торговлей, развлекающей поэзией и возбуждающей чувственность музыкой). С другой стороны, однако, должное воспитание граждан обусловлено правильным устройством государства, в котором они растут. Здесь возникает порочный круг: дурные люди составляют дурное общество, в котором воспроизводятся дурно воспитанные люди. Именно поэтому создание справедливого государства - дело невероятно трудное, если вообще возможное. В VIII и IX книгах Платон рассматривает виды государственного устройства и соответствующие им типы людей («ибо у различных людей непременно бывает столько же видов духовного склада, сколько существует видов государственного устройства... которые рождаются именно от нравов», 544d). Видов государственного устройства пять: аристократия («правление лучших»; это описанное Платоном наилучшее государство) и четыре типа «выродившегося» общества (реально существующие в платоновское время политические системы): тимократия («власть чести» - спартанский строй, «общество людей, соперничающих между собой и честолюбивых» (545а), прежде всего в военной области); олигархия («правление немногих», прежде всего богатых), демократия («народовластие», где вопросы решаются большинством голосов под влиянием демагогов) и тирания (где правит не закон, а произвол одного; естественное завершение всякой демократии, по Платону). Платон подробно разбирает душевный склад «тимократиче-ского», «олигархического» «демократического» и «тиранического человека» - условия, в которых может сложиться соответствующий характер, его воспитание, образ мыслей, действий и жизни, его ценности и потребности. Эта часть «Г.», благодаря превосходному анализу реальных общественных закономерностей, всегда читалась - как в высшей степени злободневная -от Фомы Аквинского до Карла Поппера. В заключительной X книге Платон рассматривает природу искусства (прежде всего поэзии) и его роль в совершенном обществе. Искусство имеет дело лишь с низменным началом души, помогая ему возобладать над разумом, и потому поэтов из государства следует изгонять, допуская поэзию лишь в виде гимнов богам и хвалы добродетельным людям. Далее в виде мифа Платон описывает посмертную судьбу души, суд и загробное воздаяние. Этот миф перекликается с двумя другими знаменитыми образами платоновского «Г.» - образом Солнца-Блага (VI, 504е-509с) и пещеры (VII, 514а-517а). Рус. пер.: В. П. Карпова (1863), А. Н. Егунова (1971). Текст: Respublica, - Piatonis opera. T. 4. Ed. J. Bumet. Oxf., 1902 (repr. 195814, 1968, 1992); Respublica. Rec. S. R. Slings. Oxf., 2003; Slings S. R. Critical Notes on Plato's Politeia 1-Х, - Mnemosyne 41-43, 49, 52, 54-56, 1988-1990, 1996, 1999, 2001-2003 (критика греч. текста); Plato's Republic. Ed. with notes and essays by J. Jowett and L. Campbell. Vol. 1-3. Oxf., 1894 (19532); The Republic of Plato. Ed. with critical notes, comm., appendices by J. Adam. Vol. 1-2. Camb., 1926-1929 (rev. ed. by D. A. Rees, Camb., 1963); The Republic of Plato. Transi, with introd. and notes by F. M. Cornford. Oxf., 1942 (19792); Plato. The Republic. Tr. by P. Shorey. L.; Camb. (Mass.), 1969; Plato. The Republic. Trans, and comm. by A. D. Lindsay. L., 19762, 19923; Platone. La Repubblica. Trad, e comm. a cura di M. Vegetti. Vol. 1-7. Nap.; Mil., 1994-2007; Платон. Государство. Пер. ?. ?. Егунова, - Собрание соч.: В 4 т. T. 3. M., 19942, с. 79^20. Лит.: Adam J. The Republic of Plato. Vol. 1-2. Camb., 1902 (19632); Ferguson A. S. Plato's Simile of Light. Part I. The Similies of the Sun and the Line, - CQ 15,3/4,1921, p. 131-52Idem. Part II. The Allegory of the Cave,- Ibid. 16,1,1922, p. l5-28;Idem. Simile of Light Again, -Ibid. 28, no. 3/4,1934, p. 190-210; Cornford ? M. Mathematics and Dialectics in the Rep. VI-VII, - Mind41, 161, 1932, p. 32-52; 41, 162, p. 173-190; Reverdin O. La religion de la cite platonicienne. P., 1945; Cross A. C, Woozley A. D. Plato's Republic: A Philosophical Commentary. L., 1964; Plato's Republic: Interpretation and Criticism. Ed. A. Sesonske. Belmont, CA, 1966; FritzK. von. Platon in Sizilien und das Problem der Philosophenherrschaft. В., 1968; Andersson T. J. Polis and Psyche. A motif in Plato's Republic. Stockholm, 1971; White N. P. A Companion to Plato's Republic. Indnp., 1979; Mueller I. Ascending to Problems: Astronomy and Harmonics in Republic VII, - Science and the Sciences in Plato. Ed. J. P. Anton. Delmar, 1980, p. |