Ребе Иссахар Дов из Радошиц поехал навестить своего ребе, Иакова Ицхака, Хозе-провидца из Люблина. Придя к учителю, он попросил:
— Укажи мне один всеобщий путь, которым бы все мы могли служить Господу.
— Один путь? — переспросил Провидец. — А с чего ты взял, что такой существует? Или люди до того схожи, что всем подойдёт одна-единственная практика?
— Как же мне тогда учить их? Как помочь прийти к Всевышнему? — спросил ученик.
— Всем один путь не укажешь. Одним подойдёт обучение, другим — молитва, третьим — аскеза, четвёртым — празднование Жизни, ещё кому-то — путь служения ближнему.
— Что же мне ответить тем, кто придёт за советом и наставлением?
— Каждому из них скажи вот что: «Исследуй путь своего сердца. Отметь, когда оно возгорается страстью к Богу и праведности, и затем отдайся этому делу всей душой и всем своим помышлением», — напутствовал Хозе ученика.
Комментарий Рами Шапиро
Всякий жаждет отыскать систему, которая гарантировала бы достижение Истины. Каждому хочется знать формулу, которая даст постичь Бога. Даже если человек и не думает идти указанным путём, ему очень комфортно уже от осознания того, что такой путь существует. Ведь именно этого хочет человек: комфорта. Ему очень нужен достижимый Бог, познаваемый Создатель миров, безопасный и управляемый Творец всего сущего. Но можно не сомневаться: истинный Бог этим требованиям никак не соответствует.
Тора учит: Бог — это эхье ашер эхье — «Я буду всем, чем Я буду» (Исход 3:14). Он — бесконечное становление безграничного Бытия. К нему нет пути, ибо он не где-то, он здесь. Нет метода, позволяющего обрести Бога, ибо он уже твой. Именно об этом говорят дзэн-буддисты: «поиски быка верхом на нём самом». Ты уже имеешь то, что повсюду ищешь. Нужен не двейкус, единение с Богом, но даат двейкус — осознание этого единства, никогда не исчезавшего.
А каков твой путь к даат двейкус! Он должен быть именно твой и больше ничей. Идти чужим путём — значит лишь имитировать Истину. Провидец из Люблина говорит: пути столь же разнообразны и многочисленны, сколь и люди. Если ты ученик — учись! Если верующий — молись! Аскет? Тогда постись! Жизнелюбец? Ликуй во славу Жизни!
Ценность религий в том, что в каждой запечатлены пути к даат двейкус. А проблема их — в том, что каждая утверждает, будто её путь единственно верный. Между тем в духовном мире нет «безразмерной одежды». Отыщи свой размер.